Мастер-класс "Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педмастерства"

МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс
«Развитие творческого потенциала педагога как основа
совершенствования педагогического мастерства»
Подготовила
учитель начальных классов:
Т.А.Барышникова
2018 г
Цель: осознание и преодоление внутренних барьеров для проявления и
развития творческого потенциала.
Задачи: 1) открытие внутренних ресурсов, осознание креативности в себе и
её развитие.
2) формирование навыков и умений управления творческим процессом.
3) развитие гибкости мышления.
Современное общество испытывает потребность в творческой,
самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными
индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные
запросы, решать и проблемы общества.
Модернизация и новые стандарты российского образования
предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности
педагога, что является в современных условиях актуальной проблемой,
требующей поиска различных подходов, приёмов и технологий для её
решения.
Саморазвитие педагога можно рассматривать как неотъемлемое
условие саморазвития ученика, поскольку научить может знающий,
передать опыт его имеющий, наполнить духовными ценностями
обладающий ими.
Главная задача современной школы это раскрытие способностей
каждого ученика. Данную задачу невозможно решить только средствами
традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся
объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой
ученик превращается в субъект образовательного процесса.
Главными признаками творчества являются:
создание нового или существенное усовершенствование известного;
оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания
Творческий педагог это прежде всего исследователь, обладающий
следующими личностными качествами:
научным психолого-педагогическим мышлением,
высоким уровнем педагогического мастерства,
определенной исследовательской смелостью,
развитым педагогическим чутьем и интуицией,
критическим анализом,
потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном
использовании передового педагогического опыта.
Использование приема «Ассоциация».
-Давайте познакомимся с готовым определением того, что
такое «творческий потенциал»:
«Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий
потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в
конкретном виде деятельности, совокупность личностных качеств и
способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков,
необходимых для достижения высокого уровня развития. Сам термин часто
может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная
личность».
-В этом определении очень часто встречается слово «творчество». Какие
ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? Выразите каждую
ассоциацию одним словом.
-Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом
творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом
виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается
человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых
методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия,
технологии. Такие ситуации возникают у всех людей, в независимости от их
образования, профессии или сферы деятельности.
Использование приема «Чтение с остановками»
-Что такое «творчество» мы выяснили. Теперь обратимся к определению
потенциала.
Потенциал (от лат. - сила) - средства, запасы, источники, имеющиеся в
наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в
действие, использованы для достижения определенной цели.
-Хочу предложить вам познакомиться с притчей.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял
Господь Бог.
- Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью.
- Да, это Я, - ответил Бог.
- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.
- У меня можно купить все,- прозвучал ответ.
- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и
много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за
заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой
бумажной коробочкой.
-Как вы думаете, что было в коробочке? (После обсуждения открывается
продолжение.)
- И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
- Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем
магазине продаются только семена?
Наклонности, способности и таланты это семена, которые Вы получили
от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай
Ваша миссия, цель и смысл жизни.
-Мне кажется, что это и наша с вами профессиональная миссия! Мы
должны создать такие условия, чтобы дети могли раскрыться, в полной мере
использовать и развивать свой творческий потенциал.
Творческим потенциалом обладает каждый. Творить могут все, не
зависимо от профессии, уровня материального достатка и возраста.
Ограничений для раскрытия творческого потенциала не существует.
Нужно лишь одно условие стремление к развитию творческого
потенциала своей личности.
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства
происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый
уровень. То ест, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем
легче и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях организации
творчества темпы развития значительно ниже. Тем не менее, резервы
(невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога
таятся в нем самом. Только личное желание и стремление к росту позволит
найти оптимальные пути их использования.
Анкетирование присутствующих.
Тест: «Каков ваш творческий потенциал?»
Инструкция: Предлагается ответить на следующие вопросы.
Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа и рядом проставьте
баллы. В конце подсчитайте сумму баллов.
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных
изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы
значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы
работаете?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль,
что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что
осуществите свое начинание?
а) да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не
знаете?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы
желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) да, но только если вам это нравится
в) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о
нем все?
а) да;
б) нет, я хочу научиться только самому основному
в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она
нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что
препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечивает.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по
которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем
шла речь?
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не смогу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете
повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие,
только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать.
16. Когда Вы один, то:
а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;
б) только наедине с собой;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные аргументы
оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка и интерпретация результатов.
Каждый ответ "а" оценивается в 3 балла, ответ " - 1 балл, ответ " - 2
балла. Таким образом максимальное количество набранных баллов 54.
До 21 балла.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто
недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к
мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и
таким образом решите проблему.
22-45 баллов.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми
качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые
барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них страх,
особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи
сковывает воображение основу творчества. Страх может быть и
социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит
через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения
окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других
поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает
творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал
позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал,
который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если
Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые
разные формы творчества.
Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:
Вопросы 1,6,7 - любознательность
Вопросы 2,3,4,5 - вера в себя
8 и 14 постоянство
9 амбициозность
10 - зрительная память
11, 12 слуховая память
13,18 - стремление быть независимым
15, 16 - способность абстрагироваться
17 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого
потенциала
Методический прием «Синквейн».
Синквейн - быстрый инструмент для рефлексии. Он дает возможность
резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и
представления в нескольких словах. Это стихотворение, состоящее из пяти
строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
Третья строчка это описание действия в рамках этой темы
тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка это фраза из четырёх слов, показывающая
отношение к темеувства одной фразой).
Последняя строка это синоним из одного слова, который
повторяет суть темы.
-А так как мы говорили о творчестве, о творческом потенциале учителя, то и
темой синквейна будет учитель. (Участники составляют синквейны).
Учитель
Душевный, открытый.
Любит, ищет, думает.
Много идей - мало времени.
Призвание.
крикливый.
объясняет и ждет.
Учитель
Суетливый,
Объясняет,
эта пытка?
7.Заключение.
Когда окончится
Бедолага.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.
«Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле - изумился педагог.
Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за
ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель
начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои
крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили
Всем спасибо за внимание и искреннее участие в работе группы!