Исследовательская работа "Загадочная Баба Яга"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Берёзовская детская школа искусств Арзамасского
района»
Загадочная Баба Яга.
(Образ Бабы Яги в русском фольклоре, литературе и других видах
искусства)
Исследовательская работа
Автор работы:
Карасёва Вера, 5 класс.
Руководитель:
Пучкова Эллада
Бро
ниславовна.
2019 г.
Загадочная Баба Яга.
(Образ Бабы Яги в русском фольклоре, литературе и других видах
искусства)
План
1. Происхождение Бабы Яги
2. Образ Бабы Яги в русских народных сказках
3. Использование образа Бабы Яги в детском фольклоре
4. Образ Бабы Яги в живописи и музыке
5. Образ Бабы Яги в кинематографе
6. Мнение одноклассников об образе Бабы Яги
Цель работы:
-исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных
сказках, в литературе и других видах искусства;
-найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ.
Задачи:
- выявить характерные черты героини на примере русских народных
сказок;
- проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры
фольклора и виды искусства;
- изучить отношение одноклассников к образу Бабы Яги на примере
сказок, музыкальных номеров, картин, кинематографа.
Бабушка в лесу живёт,
Травы- зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать…(Яга)
Вы догадались, о ком идет речь?
2
Сегодня мы поговорим о Бабе Яге, побываем у нее в гостях. Найдется
ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как
о Бабе Яге? Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и
дети не могут разгадать ее тайны. Кто она на самом деле? В
большинстве случаев Бабу Ягу считают отрицательным героем.
Гипотеза. Я предположила, что она может быть разной- и злой, и
доброй.
В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – сказочный
русский персонаж, обитающий в дремучем лесу. Баба Яга (Яга-
Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество,
хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего
хозяйства. Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница,
которой подвластны вихри и вьюги.
Вот как описывает Бабу Ягу и ее пугающий облик один из
исследователей древней языческой культуры славян: “Это очень
злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее
страшный. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама
повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали
лежащею на лавке; нос ее висит через грядку. Сия старая колдунья
не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе. А
чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то
заметаются они за нею особенными к ступе пределанными мелом и
помелом.”
Какой же предстаёт перед нами Баба Яга в русских народных
сказках? Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот
образ или отрицательный?
3
Несмотря на весь ее облик, все ее колдовское могущество,
несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить
пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко
протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает
гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и
в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный
клубок. Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?
Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как
добрый советчик и помощник. То принимает добра Молодца и
вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе
(нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными
глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее
дочерей .
В сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга добрая: она помогает
Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасает Василису.
Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из
вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это
зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь
избранным. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё
право на получение этих знаний.
Загадки.
1. Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут
что-либо. Здесь: деревянный предмет, Баба Яга в нем летает по
воздуху. (Ступа)
2. К лесу передом стоит и кривой трубой дымит. Там Яга —
лесная бабка — на печи зевает сладко. (Избушка на курьих
ножках)
3. Палка с привязанным на конце пучками хвойных веток для
обметания и прочищения труб, дымоходов, печей. омело)
4
Двойственная природа Бабы Яги в фольклоре связана, во-первых,
с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с
образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы
зажарить. Так, во многих сказках Баба Яга хочет съесть героя, но,
либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или
некие сокровенные познания, либо герой убегает сам .
Задание: Вставьте слова в строчки из знакомых вам сказок:
1.Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»
… Вдруг видит стоит избушка на ножках, об одном
окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба яга нога прядет кудель. А на
лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.»
2. Отрывок из сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
- Избушка, избушка, повернись к лесу , ко мне
! Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу
передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет.
- Фу, фу, - говорит, - русским пахнет.
Образ Бабы Яги из сказок переходит и в другие жанры фольклора.
Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны
дразнилки. В них отмечаются действительные и мнимые недостатки
людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки. Например:
Бабка Ежка
Костяная ножка,
По улице шла,
Рубль нашла,
Побежала на лужок
И купила пирожок!
*
Бабка Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!
5
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Выглянь из избушки,
Дам кусок лягушки!
В дразнилках и частушках образ Яги приобретает шутливо оценочный
характер.
ЧАСТУШКИ
Заходи к Яге в избушку,
Приноси с собой частушку,
Чтобы бабка веселилась
И с палатей вдруг свалилась.
На горе стоит избушка,
Красной глиной мазана...
Там живёт Баба- Яга,-
Нога у ней привязана.
Посмотрите на меня,
Ну чем я не красавица?
Моя девичья коса
Не может не понравиться.
Расступись- ка весь народ,
Бабка в пляс сейчас пойдёт!
Прочь скорей с дороги!
Уносите ноги.
У меня подружек нет-
До чего же горько!
Друг Кащей да Водяной
Навещают только!
Я Кащея потеряла,
Где ты, где ты, дорогой?
А сегодня повстречала,
Самый классный и родной!
6
Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и
привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и
творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров.
Какими же средствами выразительности создаётся фантастический образ
Бабы Яги в различных видах искусства.
Пьеса русского композитора Модеста Петровича Мусоргского “Избушка
на курьих ножках. Баба Яга” из цикла “Картинки с выставки” была
написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и
архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39
лет. Композитор по-своему “ озвучил” рисунки, картины и архитектурные
проекты художника.
У Гартмана был эскиз часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия
Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого
“домика” – Бабы Яги. В 1 части мы слышим громкую, яростную мелодию
марша, злые пульсирующие ритмы, “повизгивание на самых высоких нотах,
злобное бурчанье в самых глубоких басах”, всё это и рисует образ злой
колдуньи. Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная.
Неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. В 1922 году
французский композитор Морис Равель создал оркестровую версию
"Картинок с выставки".
Образную картину “нечистой силы” много лет спустя
написал русский художник Виктор Михайлович
Васнецов. В 1917 году им было написано очень
мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно
“Баба Яга”. На фоне хищно переплетающихся стволов
и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно
оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит
босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив
глаза, летит сова.
И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову удалось воссоздать
монументальный образ повелительницы леса – грубый, жесткий, резкий.
7
Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел
Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе “Баба Яга” из “Детского альбома”.
Фортепианный цикл из 24 пьес написан композитором в 1878 году и был
посвящён племяннику Володе Давыдову.
Пьеса звучит в быстром темпе, мелодия насыщена диссонансами, ритм
острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная.
Характер Бабы-Яги Чайковского – беспокойный и тревожный.
Сюжет сказки “Василиса Прекраснаявдохновил на
создание ярких полотен художника Илью Яковлевича
Билибина. Как мастер ярких иллюстраций, Билибин
создал целый ряд композиций к сказке и одну из них он
назвал “Баба-Яга в ступе”. Мрачная лесная глушь.
Деревьев здесь много, но все они какие-то
безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет,
хотя идёт лето, или кое-где висят жалкие остатки
высохших, порыжевших.
Лядов, как мастер жанра миниатюры, написал картинку к русской
народной сказке “Баба Яга”. Программа изложена самим композитором
по книге неутомимого собирателя фольклора Александра Николаевича
Афанасьева “Народные русские сказки”. «Баба Яга вышла во двор,
свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Она села в
ступу и выехала во двор. Пестом погоняет. Помелом след заметает.
Скоро послышался в лесу шум: деревья трещат, сухие листья
хрустят….». Инструменты симфонического оркестра явно изображают и
хруст, и треск, и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же
время щелкающий звук. “Нечто” проносится в быстром темпе в течение
3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща
ксилофоном и свистя духовыми. Композитор с лукавой усмешкой
изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо.
В кино и телевидении этот персонаж также не был обойден вниманием. В
роли Бабы Яги были Татьяна Пельтцер, Валентина Кособуцкая, Александр
Леньков и другие.
8
Главной Бабой Ягой 20 века был………мужчина Георгий Милляр. Он
снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор
смотрятся детьми. А коронной, конечно же, стала роль Бабы Яги, на которую
пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только
зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга:
уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в
этой роли. Но Милляр оказался убедителен. Его замечательные сказочные
герои – Баба Яга и Кощей, увиденные в лучших советских фильмах-сказках,
врезаются в память навсегда: “Василиса Прекрасная” (1939), “Морозко”
(1964), “Огонь, вода и медные трубы” (1968), “Золотые рога” (1972) и др.
А сколько создано советских мультфильмов с Бабой Ягой по мотивам
русских народных сказок: “Ивашко и Баба-Яга” (1938),”Гуси-лебеди” (1949),
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (1953), “Царевна -лягушка” (1954),
“Сказка сказывается” (1970), “Василиса Прекрасная” (1977), “Летучий
корабль” (1979), “Ивашка из Дворца пионеров” (1981).
Современные российские режиссёры, раскрывая образ злой колдуньи
современными музыкальными средствами выразительности, привносят в
её внешний облик черты привлекательности и озорства.
Мне стало интересно узнать, как относятся мои одноклассники к Бабе
Яге. Я провела опрос, что они думают о её образе. В ходе исследования
выяснилось, что большинство учеников считают Бабу Ягу разной. Моя
гипотеза подтвердилась.
Так кто же она такая –
Баба Яга? Даже прочитав
десятки книг и проведя
тщательный анализ её
образа, в этом трудно
разобраться, потому что Баба
Яга никогда не раскрывает
всех своих тайн и остаётся
вечной загадкой для
человека.
Список использованной литературы:
“30 великих художников. ТОМ30. Виктор Михайлович Васнецов” // ООО
“Издательский дом “Комсомольская правда” Группа “Сегодня” 2010 г.
Афанасьев А.Н. Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская
литература», 1986
Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М.,
“Просвещение”, 1989.
Музыкальная литература: русская музыка 20 века: четвертый год
обучения: учебное пособие / Шорникова М. Изд.9-ое. – Ростов н/Д:
Феникс, 2009.
Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. // М.,
Гослитиздат, 1958.
Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки: Учеб.пособие по
музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М.; Спб.: Музыка,
1997. 200с”.
Пройслер О. «Маленькая Баба Яга» М., «Детская литература», 1997
Статья Татьяны Богдановой “Аргументы и Факты ” № 21 (27) от 3
ноября 2003.
Усачёв А. «Большая книга Бабы Яги» М., ОНИКС 21век, 2004
https://www.youtube.com
https://www.youtube.com
https://www.youtube.com/watch?v=J6wdNaGmiJs
https://www.youtube.com/watch?v=G0CY3CA30Do