Виды и своеобразие продуктивной деятельности в ДОУ

1
Виды и своеобразие продуктивной деятельности в ДОУ.
Особенности изобразительной и конструктивной деятельности детей
дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития
ребенка дошкольного возраста.
2. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий по рисованию в
ДОУ.
3. Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий по лепке в ДОУ.
4. Аппликация вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий по аппликации в
ДОУ.
5. Конструирование вид изобразительной деятельности
дошкольника.
Методика организации и проведения занятий по конструированию
в ДОУ
1. Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития
ребенка дошкольного возраста.
Продуктивная деятельность деятельность ребенка, организуемая с целью
получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.),
обладающего определенными заданными качествами.
Продуктивность качество деятельности, оно характеризуется
производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент
полезности которых имеет высокие показатели.
Продукт деятельности результат деятельности, который является
следствием решения конкретной задачи.
Продуктивное мышление тип мышления, дающий новый конечный
продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и
умения применять их в новых условиях.
Продуктивное воображение процесс создания принципиально новых
представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность
творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.
2
Продуктивное восприятие это отражение ребенком предмета или явления
в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Продуктивный подход способ деятельности, позволяющий формировать
умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из
нестандартных ситуаций.
Продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов.
Мотив эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с
удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет
характер активности.
Цель осознанное представление ребенка о том результате, который должен
быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую
последовательность.
Действие по своему характеру близко понятию «поведение». И если
поведение это ответная реакция организма на внутренние или внешние
раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным,
осознанным), то действия – только некоторые виды поведения.
Продуктивные действия невозможны без частных операций.
Частные операции - точно направленные действия, чьи функции
имеют конкретный ограничивающий их характер.
Необходимо начинать с обучения детей именно частным операциям,
постепенно преобразуемым в действия.
Продуктивная деятельность
Мотив (побудительная
реакция к действию)
Цели (вектор деятельности)
Личный
Общественный
Близкие
дальние
Действия
Внутренние умственные
3
Сенсорное развитие дошкольников
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сензитивный возраст (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап
возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо
видов деятельности, формирования определенных психических функций.
Младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного
развития детей, для которого необходимо организовать содержательную,
результативную деятельность.
В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на
протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые
сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к
определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных
способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1 - 3 года. Если
ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях
недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в
речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается
весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети
особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии
этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития
навыков письма - 6 - 8 лет.
Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных
психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному
периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно
также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение,
чреватоеэмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным
опозданием по отношению ксензитивному периоду, приводит к невысоким
результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть
вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо
согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями
ребенка.
Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - это выделенные
человечеством в процессе общественно-исторической практики системы
чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе
онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании
объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец)
4
Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических
форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов
проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия,
его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими
материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый
объект в процессе работы с ним.
Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:
1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного,
эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества.
Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.
2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов
творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом
этапе активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном
пространстве.
3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их
трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными
особенностями и возможностями дошкольников.
4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой
деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.
Виды продуктивной деятельности в ДОУ
рисование,
лепка,
аппликация.
конструирование,
Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:
развиваются личностные качества ребенка;
развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память,
восприятие);
развивается эмоциональная сфера;
формируются эстетические представления об окружающем мире.
5
РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ
1. Возрастание роли зрения в процессе овладения миром. Как результат
развитие восприятия.
2. Формирование собственного понимания предмета, знаний о нём. Как
результат формирование индивидуальной картины мира.
3. Развитие и тренировка внимательности, чувствительности,
восприимчивости к явлениям и предметам внешнего мира.
4. Развитие воображения.
5. Развитие моторики (как мелкой, так и крупной) и координации движений.
6. Овладение различными дополнительными средствами восприятия и
отражения мира.
7. Развитие творческого начала и особого рода мышления том числе и
абстрактного).
8. Овладение способами самореализации проявления внутренних желаний
ребенка через конкретный продукт своей деятельности (рисунки, поделки и пр.)
9. Релаксирующая том числе и переключающая внимание и создающая
условия для лучшей концентрации) и психокоррекционная роль продуктивного
творчества на психику ребенка.
2. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей
изобразительному искусству и делится на три вида: рисование отдельных
предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны
специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание
работы. Основная задача обучения рисованию помочь детям познать
окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать
чувство прекрасного и обучить приемам изображения; одновременно
осуществляется основная задача изобразительной деятельности формирование
творческих способностей детей в создании выразительных образов различных
предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
6
Предметное рисование
Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму,
детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в
восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая
помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при
изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и
отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать
предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны,
перед ним стоят и изобразительные трудности.
Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще
изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность
рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает
предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей.
Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так
как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех
возрастных групп являются следующие:
-научить изображать форму и строение предмета, передавать
пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным
движением;
-научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение
выразительным, образным;
-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером
образа;
-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и
другими материалами.
7
Первая младшая группа
-вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для
рисования;
-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;
-знакомство детей с цветом
Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На
протяжении всего года идет закрепление материала.
Вторая младшая группа
-научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;
-применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;
-обучение промыванию кисти этот процесс требует от ребенка
аккуратности и терпения;
-сочетание нескольких форм в одном предмете снеговик из 2-3 кругов,
домик из квадрата и треугольник.
Средняя группа
развивать композиционные умения в расположении предмета в центре
листа;
-совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка
карандашами и красками;
-развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих
округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;
-новое в обучении передача строения с ритмично расположенными
частями (вверху внизу, с одной стороны с другой стороны), а также
некоторых пропорциональных соотношений частей.
8
Старшая группа
совершенствование изобразительных умений и развитие способности
создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;
научить правильной передаче формы предмета, его признаков,
относительной величины и положения частей;
вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как
человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм
снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут
быть несколько нарушены;
научить передаче в рисунке несложных движений;
-развивать и совершенствовать чувство цвета;
-развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и
красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными
мелками, углем, сангиной, акварельными красками.
Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением
опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и
передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.
Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе
увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе
дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их
красивые сочетания в рисунке.
Подготовительная группа
Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в
рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей
жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.
9
-научить изображению строения, величины, пропорций, характерных
признаков предметов с натуры и по представлению;
-научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные
образы;
-развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в
зависимости от характера формы и величины предмета);
-развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и
того же цвета);
-развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения
различных цветов и их оттенков;
-накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного
наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются
детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать
натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.
3. Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий.
Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из
пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые
композиции.
Материалы: пластилин, Глина, бумажная масса, моделин, соленое тесто и др.
Задачи лепки:
- расширяет кругозор,
- способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни
и нравственных отношений.
- воспитывают художественный вкус
- умение наблюдать. выделять главное, характерное
10
- воспитывает усидчивость,
- развивает трудовые умения и навыки ребёнка,
- развивает мышцы пальцев, ловкость рук (мелкая моторика руки)
Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их
тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью
тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух
полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого интуитивного,
эмоционального) воссоздавать мир из целого»
Виды лепки
1. По содержанию
Предметная лепка- выполнение отдельных предметов из пластических
материалов. Основное внимание уделяется воссозданию характерных признаков и
свойств предметов, объектов.
Сюжетная лепка состоит в отображении сюжета, который может быть
представлен двумя или несколькими взаимосвязанными фигурками, каждая из
которых выполняет определенную функцию.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей
задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески
подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки
знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых
объектов, различные приемы лепки.
Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах.
Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь
пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети
лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и
умения.
Декоративная лепка связана с воссозданием предметов народного
декоративно-прикладного искусства, отраженного в различных промыслах.
Лепка– по замыслу - Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети
самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения
и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую
активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в
применении знакомых способов лепки.
2. По характеру
Реалистичная лепка-создание образа, напоминающие реальные предметы и
объекты.
11
Стилизованная лепка схожа с декоративной, так как связана с обобщением
формы до уровня стилизации.
Абстрактная лепка является самым неоднозначным видом. Создание
абстрактного образа характерно для детей раннего возраста. С другой стороны,
абстракция формирует способность создать отстраненный образ, позволяет дать
детям представление о форме вообще и об эстетических категориях.
3. По форме пластического образа
Объемная лепка предполагает создание трехмерной поделки.
Рельефная лепка представлена поделками, имеющими объемное лепное
изображение на плоскости.
В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают виды
рельефа:
Барельеф изображение выступает менее чем на половину своего объема;
Горельеф изображение выступает над плоскостью основы более чем на
половину своего объема.
Контррельеф- изображение не выступает над основой, а наоборот,
углубляется в нее.
Способы лепки
Конструктивный способ лепка предмета из отдельных частей.
Пластический (скульптурный) способ- лепка из целого куска
Комбинированный объединяет конструктивный и пластический.
Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков. Они
объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего
поверхность поделки сглаживается пальцами. Этим способом выпооняется
различной формы посуда.
Приемы лепки
Сминание – (обучение с раннего возраста)
Отщипывание (с раннего)
Прижимание (с раннего)
скатывание - процесс превращения кусочка пластилина в ровный
шарик;(ранний возр.)
раскатывание - когда из кусочка пластилина (глины) получается
яйцеобразная или цилиндрическая форма; (ранний возр.)
12
соединение (ранн.в)
сплющивание - процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате
чего он приобретает форму диска или лепёшки;(ранний возраст)
прищипывание - детали будто «выщипываются» из цельного куска;(ранний
возраст)
вытягивание (с мл.группы)
оттягивание - прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть
часть пластичного материала;(с мл. группы)
заглаживание (сглаживание) - приём, необходимый при лепке плоских
поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе.
Выполняется он кончиками пальцев или стеками.(средняя группа)
примазывание (ср.группа)
Техники лепки
Мелкая пластика высота не более 1 м из пластичных материалов.
Пластилинография создание плоскостного или рельефного изображения с
помощью мягких материалов путем их размазывания по поверхности.
Бумагопластика- способ создания объемных и рельефных пластических
образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.
Папье-маше- воссоздание силуэта различных предметов, объектов путем
предварительного многослойного их оклеивания с последующим офрмлением
получившейся копии.
Задачи лепки в ДОУ
• воспитание детского творчества,
• обучение детей изобразительным и техническим умениям,
• развитие интереса к этому виду деятельности.
Структура занятия по лепке
1)Организационный момент.
Создание интереса и эмоционального настроя. аскрывается тема занятия в
игровой форме, или создается проблемная ситуация.
2)Основная часть или познавательная.
-Показ и анализ изображаемого (натуры, образца)
-беседа,
13
- художественное слово.
3)Практическая часть
-Конкретные указания к выполнению работы.
-Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
-Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются
развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс
изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания
творить.
4)Самостоятельная деятельность детей.
- Помощь в форме наводящих вопросов, советом.
-Показ изображения (на отдельном листе педагога).
5) Заключительная часть занятия
-Просмотр и оценка детских работ
4. Аппликация – вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий.
Аппликация (от лат. присоединение) способ создания художественных
изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и
наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в
технике ее исполнения.
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с
другими видами плоскостного изображения рисунком, живописью. Для
аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего
используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой
резко отличается.
Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию
изобразительных умений и навыков, с другой развитию творческих
способностей детей.
В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных
работ:
1. По используемым материалам:
Из бумаги и картона
14
Из природных материалов
Из бросового материала
Из ткани, сукна
2. по содержанию:
реалистичная-стилизованная-абстрактная
3. по характеру
предметные вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или
силуэтов;
сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между
собой, составляя тему;
декоративные — из геометрических и растительных форм;
Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т
д.) называется флористика. Коллаж творческий жанр, когда произведение
создаётся из вырезанных разнообразных изображений .
4. По форме отображения образа
Плоскостная -Полуобъемная (рельефная)
6. по цветовому решению: монохромные; полихромные
7. по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея , на
пластилин.
Оборудование и инструменты: ножницы небольшого размера с
закругленными краями, клей, кисточки для клея онкие и крупные, широкие
и плоские), подставки под кисточки, губки, клеенка, подносы или коробочки
для обрезков, салфетки (тряпочки), вспомогательные материалы (глина,
пластилин, воск)
Приемы аппликации:
сгибание р.в)
сминание (р.в.)
сложение (многократное сгибание) (мл. гр)
выгибание (ср.г)
выщипывание (от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные
кусочки, из которых составляют либо фон для работы, либо отдельный образ)
(р.в)
обрывание (на лист бумаги наносится контур, который потом освобождается
от лишнего фона путем многократных аккуратных надрывов) (мл.гр)
накручивание ( с использованием какой-либо основы) (ср. гр)
скручивание (многократное накручивание, позволяющее получить
многозвеньевую спираль) (ср.гр)
15
надрезание (выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается
полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный
надрез на листе. (мл. гр)
разрезание (используется для получения из одного листа бумаги две части
(мл.гр)
прорезание (получение надреза внутри листа) (ср.гр)
наклеивание (р.в)
приклеивание (соединение деталей друг с другом) (р.в)
заклеивание (закрывание щели с помощью детали путем приклеивания на эту
щель) (ср.гр)
присоединение (с помощью доп. Материалов: глины, воска, пластилина) (р.в)
пришивание (старшие группы)
вырезывание (получение с помощью ножниц, любой детали, любой формы)
(средняя группа)
Виды вырезывания из бумаги:
1. вырезывание из бумаги геометрических форм путем преобразования одной в
другую (мл.гр)
из полоски – квадрат, треугольник, прямоугольник
из квадрата-два (четыре) треугольника, круг
из прямоугольника – треугольники, овал;
из прямоугольника и квадрата – ромб, трапеция
2. вырезывание на основе геометрических форм предметов, напоминающих
эти формы;
3. симметричное вырезывание
зеркальное- Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, где вырезается
только половина образа
центрально-лучевое сложение от центра (снежинка)
ленточное - Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой»
(парносимметричное).
4. Силуэтное вырезывание.
Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.
Последовательность выполнения аппликации:
1. продумывание композиции
2. подбор бумаги
3. заготовка деталей
4. детали изображения располагают на фоне
16
5. наклеивание и высушивание деталей изображения
Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.
Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности
занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С.,
Косминская В.В и др.
Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного
возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы:
все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет
материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим
материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать
формы и цвета.
Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их
на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность
расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с
элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так
как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной
ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет
правильно.Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих
из 2 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к
декоративной и сюжетной апп.
Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения
Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами
Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры.
Создание проблемных ситуаций.
Средний дошкольный возраст.
Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение
детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и
пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и
вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.
Методы и приемы обучения.
Один из ведущих методов обучения на занятии информационно-
рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению
предмета.
17
В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание
направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов
вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1
показ со словесным сопровождением, 2 только визуальный.
В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод упражнение в
том или ином способе.
Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ
изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов
неровной пушистой фактуры. Возрастает роль слова. Для передачи образности,
выразительности в работе хорошо использовать художественное слово.
Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение
процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания,
обрывания и др.
Старший дошкольный возраст.
На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и
наклеивают дети изображения в целом — от этого зависит качество работ.
Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе
предметное изображение.
Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся
самостоятельно решать ту или иную тему.
Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный
изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование
образца, показ способа действия применяются в руководстве изобразительной
деятельностью детей, но значительно реже только в тех случаях, когда
необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения. Вместе с тем
используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных
особенностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него,
анализировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.
Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы,
направленные на развитие творческого потенциала детей, познавательных и
эстетических интересов; формирование самооценки.
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так
как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.
18
Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные
творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно
подводить детей к правильному решению.
Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде,
педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные
особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в
сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу,
сравнивать ее с другими.
Специфика детской аппликации заключается в том, что, благодаря ее
материалам, дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о
форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.
5. Конструирование – вид изобразительной деятельности дошкольника.
Методика организации и проведения занятий по конструированию в ДОУ
Конструирование (от лат. Складывать, расставлять) - означает при-
ведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей,
элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание раз-
нообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и
игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется
умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей,
развиваются умение анализировать предметы окружающего мира,
самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются
ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке
детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности
к самостоятельному творчеству.
Особенности конструктивной деятельности (Парамонова Л. А.)
1. Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания
конструкций.
2. Познают конструктивные свойства деталей и материалов
3. Расширяется область творческих проявлений.
Условия для успешного развития
1. Раннее физическое развитие, стимулирующее координацию движений
рук в процессе действий с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.
19
3. Вовлечение детей в процесс экспериментирования с художественными
материалами.
4. Предоставление большей свободы в выборе способов, приемов, техник
и материалов для конструирования.
5. Создание эмоциональной атмосферы творчества на протяжении всего
процесса создания конструктивно-пластического образа.
Виды конструирования выделяются по следующим основаниям
1. По используемым материалам:
из строительных наборов
из конструкторов (является наиболее доступным и легким видом
конструирования для дошкольников.
из природного материала (Природный материал в качестве
строительного можно исполь¬зовать для игр детей, начиная с младшей группы)
из бросового материала (Готовые формы коробки, катушки,
шпульки, пробки и др.)
из бумаги и картона (бумагопластика), является наиболее сложным
видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней
группе. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского
листа создаются объемные предметы.
-оригами
-объемное бумажно-картонное моделирование
2. По содержанию
Реалистичное
Стилизованное
Абстрактное
3. По характеру деятельности детей
Индивидуальное
Коллективное
4. По назначению
Практическое назначение
Имеющее художественно-эстетическое назначение
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально
существующие объекты, В художественном конструировании, дети, создавая
образы, не только отображают их структуру, а выражают свое отношение к ним.
Материалы используются те же , что и для работы над аппликацией . но есть
и присущие только конструированию строительные наборы и конструкторы.
Строительный набор представляет собой набор разнообразных
геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.) он делится на мелкий
(настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные
20
наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением
коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.
Различают конструкторы:
Предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеивание
деталей), после чего конструктор нельзя повторно использовать
Ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм),
которые можно использовать для получения только определенных видов
построек)
Универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в
возможности многократного использования.
Конструкторы могут быть
o Деревянные
o Пластмассовые
o Металлические
o Керамические
В качестве оборудования для конструирования можно использовать столы
для ЛЕГО-конструкторов, модули.
Приемы конструирования
1. Закрепление частей на основе (р. В)
2. Соединение частей друг с другом (р.в)
3. Приклеивание (р. В.)
4. Заклеивание (мл.г)
5. Склеивание (мл. гр)
6. Пришивание (старшие группы)
7. Прокалывание ( стар.гр)
8. Закручивание (ст.гр)
9. Зажимание (сред.гр)
10. Сминание (р.в)
11. Сгибание (разгибание , выгибание) (р.в)
12. Сложение (мл. гр)
13. Разворачивание (сворачивание) (стар.гр)
14. Скручивание (раскручивание) ст.гр)
15. Обматывание (ст.гр)
16. Примазывание (мл.гр)
Способы конструирования из бумаги: относится к художественной дея-
тельности.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание,
разрывание, разрезание, сгибание.
Конструирование на основе конуса, цилиндра (бумажная скульптура) дает
возможность создавать сложные, объемные игрушки.
21
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в
том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей
строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как
правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения
обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий,
основанная на подражании.
Конструирование по модели (А. Н. Миренова и А.Р. Лурия) детям в
качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее
элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из
имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым,
принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не
давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют
лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как
правило, подчеркивают практическое ее назначение.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было
разработано С.Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Обучение детей сначала
построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем,
наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; они сами
решают, что и как будут конструировать.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок,
выбирают материал и способы их выполнения.
Важно создать условия для сохранения детских конструкций.
Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению
угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать.
Методика руководства конструированием в группах разного возраста.
Большой вклад в развитие личности ребенка посредством конструктивной
деятельности внесли такие ученые как Куцакува Л.В., Парамонова Л.А., Комарова
Т.С., и др.
22
Младший дошкольный возраст. В раннем возрасте создаются только
предпосылки конструирования, накапливается самый первый опыт этой
деятельности.
У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и
занятиям. Они конструируют постройки из деталей строительного набора и
учатся называть их, учатся различать их по форме и величине, узнавать эти
формы независимо от положения на плоскости стола.
Формы организации обучения конструированию: конструирование по
образцу.
В обучении детей младшей группы конструированию воспитатель
использует разнообразные методы. Но основное место
занимают информационно-рецептивный и репродуктивный. Детей знакомят с
тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный
воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки.
В конце специально организованной деятельности воспитатель показывает
детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (23
мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности.
Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель
использует не только специально организованную деятельность , но и процесс
уборки материала после занятий и игр, а также дидактические игры: «Чего не
стало», «Чудесный мешочек» и др.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает, не только ее
результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети
рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и
т. д.
Средний дошкольный возраст. Постепенно конструирование начинает
отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.
Конструирование из бумаги относится к художественной дея-
тельности: оригами, киригами. нежинки, цветы и т.п.).
Конструирование из полос бумаги: мебель для кукольного домика, поделки
из полосок и мятой бумаги
Конструирование из природного материала. Объемное конструирование из
природного материала, доступные способы флористики, способ соединение при
помощи пластилина, оформление при помощи цветной бумаги.
Методы и приемы: В средней группе при конструировании из
строительного материала, прежде всего используют информационно-
23
рецептивный метод. Обучая детей сооружать какую-то новую конструкцию
(мост, машина, трамвай и т. д.), воспитатель посредст-
вом рассматривания окружающих объектов, иллюстраций знакомит ребят с
самим объектом или его изображением, помогает выделять основные части и
определять их практическое назначение. При этом к анализу привлекает самих
детей. На занятии при обследовании образца постройки, используется опора на
прошлый опыт детей.
Формы организации обучения конструированию: конструирование по
образцу, конструирование по замыслу, конструирование по условиям.
Старший дошкольный возраст.
В данной группе при конструировании из строительного материала
воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями и их свойствами.
Детей учат конструировать по более сложным условиям, начинают учить
строить по рисункам, фотографиям.
Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном. Начинается
целенаправленное обучение работе с природным материалом, по изготовлению
поделок из различных использованных материалов.
Основные методы обучения информационно-рецеп-
тивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический, т. е. детей
знакомят с объектами изображения по образцу, объясняют, показывают, проводят
предварительные целенаправленные наблюдения на прогулках (по рисункам,
фотографиям).
Беседа в начале занятия один из методов активизации знаний детей,
словесные приемы обучения способствуют формированию активности,
самостоятельности. У них появляются элементы самоконтроля.
В момент затруднения педагог должен вовремя оказать индивидуальную
помощь- совет, указания, напоминание, поощрение.
Игра занимает большое место в жизни ребенка. В старшей группе все чаще
используется дидактическая игра.
t
Любые изделия, которые выполняют дети, должны находить применение в
их играх.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного
развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных
предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность,
устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом,
благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются
24
творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим
методом подготовки дошкольников к переходу в школу оно развивает качества,
необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и
привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво.