Мастер - класс "Учет типов восприятия информации (модальности) как один из способов индивидуализации обучения"
Мастер – класс
«Учет типов восприятия информации (модальности) как один
из способов индивидуализации обучения»
Учитель начальных классов: Лисина Н.И.
- Добрый день! Меня зовут Лисина Наталья Ивановна. Я – учитель начальных
классов МКОУ СОШ № 5.
1. Обозначение темы. Актуализация.
- Представляю вам свой мастер- класс. Рассмотрите эту композицию (слайд 1)
Как вы думаете:
- Картина добрая или злая?
- Картина горячая или холодная?
- Она неподвижная или находится в движении?
- Если бы картина звучала – звук был бы громким, оглушительным или тихим, как
шепот, как шорох листа?
- Если это музыка – какой у нее характер?
- Если дотронуться до картины – она колючая, жесткая, шершавая или мягкая,
нежная?
- Скажите, мы все однозначно воспринимали информацию, отраженную на
композиции? А от чего это зависит? (от индивидуальных особенностей)
- Вы правы. (слайд 2) Для ребенка обучение в школе – это, в основном, процесс
восприятия и усвоения предложенной информации. И этот процесс индивидуален.
От того как именно человек воспринимает информацию, зависит усвоение многих
важных навыков, а значит успешность в целом.
- У каждого человека есть своя, предпочитаемая, система восприятия окружающей
действительности (модальность или ведущий канал восприятия). (слайд 3) Люди,
которые воспринимают лучше мир с помощью слуха - это ….(аудиалы), (слайд 4) с
помощью зрения ….. (визуалы), (слайд 5) через ощущения (движения) познают мир
…. (кинестетики). (слайд 6) Среди взрослых выделяется также группа дигиталов,
т.е. людей, которые воспринимают мир с помощью логических построений.
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы
восприятия. Тогда у каждого из детей есть шанс усвоить хотя бы часть этих
сообщений. Как это можно сделать на практике? (слайд 7) Предлагаю обсудить это
в ходе мастер – класса по теме «Учет типов восприятия информации (модальности)
как один из способов индивидуализации обучения»
2. Практическая работа
2.1.Как определить ведущую модальность? (слайд 8)
По наблюдениям: (Работа с фокус – группой).
- Приглашаю выйти трех слушателей. Вы покинете на некоторое время помещение.
- Для остальных: Ваша задача - отследить направление взгляда каждого из
вышедших.
- Представьте себе отпуск вашей мечты!
• Если отвечая, устремил свой взгляд вверх - это скорее всего визуал.
• Аудиалы – думая, водят глазами от уха к уху.
• Кинестетики – смотрят прямо или куда-то вниз.
При записи домашнего задания:
• Кто послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано (визуалы)
• Кто переспросят у учителя или соседа по парте, а только после этого его
запишут (аудиалы)
• Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание
предпочитают отметить прямо в учебнике.
Но точнее определить ведущую модальность помогают специальные методики,
опросники по определению основного канала восприятия таких авторов как:
О.А.Кулягиновой, А.И. Захарова. В данном случае необходимо работать в
тандеме с педагогом – психологом школы.
2.2. Какие же методы и приёмы возможно использовать с учётом
доминирующего канала восприятия ученика:
- Рассмотрим на примере.
✓ Метод ассоциаций (слайд 9)
- Как называется система восприятия окружающей действительности? Будем
работать со словом «модальность»
1. Визуалы, вопрос к вам:
- Какие образы возникают у вас со словом «модальность»?
2. Аудиалы:
- С звучанием какого инструмента соотносится для вас слово «модальность»?
3. Кинестетики
- Какой запах несет это слово?
- Так организую работу со словами с непроверяемым написанием или с новыми
понятиями. Если необходимо запомнить правило, цепь событий, используем
приемы «Ассоциативная схема», дивергентные карты (разновидность кластера).
Аудиалы, проговаривая схему, хорошо ее запоминают. Схемы оформляем в разных
цветах. Это очень важно для визуалов. Чтение общих выводов в учебнике. Это
помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
✓ Обучение в диалоге
Диалог может быть организован в парах, группах. Но необходимо помнить, что
для аудиалов трудно работать в группах, для них лучше организовать работу в
одиночку или в паре.
✓ По результатам исследования в начальных классах преобладающее большинство
кинестетиков. При изучении правил или стихов: проговаривать текст и
одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать. А таблицу
умножения лучше всего учить, прыгая на скакалке.
Попробуем и мы: (слайд 10)
- Постараемся запомнить это четырехстишье. Кто знает, что он кинестетик?
(раздаю клубки). Аудиалам предлагаю, заучивая стихотворение, напевать его.
Визуалы попробуйте при запоминании воспользоваться этими картинками.
✓ При совершенствовании навыка чтения для аудиалов использую чтение с
помехами (под звук, шум или счет), чтение через решетку (на текст
накладывается решетка так, что часть его закрыта); для кинестетиков –
конструирование слов, поиск загаданного слова; для визуалов – чтение цепочки
слов близких по графическому облику, чтение цепочки родственных слов.
- Таких приемов немало. Приемы систематизированы по возможности
использования на разных этапах урока (таблицы раздать).
(слайд 11) Кроме этого учитываю ведущий канал восприятия и при посадке детей в
классе.
Стоит помнить, что чистого типа восприятия практически не бывает. К примеру, у
визуалов часто хорошо развиты умения и способности кинестетиков. Вот почему,
даже определив ведущий канал восприятия, стараюсь развивать и остальные. Как
это сделать?
Один из приемов я продемонстрировала в начале мастер – класса. Это работа с
беспредметными цветографическими композициями. Представление одной
информации с воздействием на все каналы восприятия.
В результате применения таких методов и приёмов с учётом доминирующего
канала восприятия ученика значительно повысилась активность детей на уроках.
Дети успешны, у них уменьшилась тревожность, появилась уверенность в своих
силах и, как следствие, повысилась познавательная активность. Дети лучше
усваивают материал, быстрее ориентируются в нём. Думаю, что это важно не только
для учителя начальных классов, но и для предметников. Еще один интересный факт!
(слайд 12)
Знание о ведущем канале восприятия каждого ребенка помогает построить
учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным.
Закончить свое выступление хочу известной притчей: (слайд 13)
Однажды трое незрячих были приведены к правителю во дворец. На потеху вывели
на площадь перед дворцом слона, к которому и подвели слепых.
Никто из этих троих никогда в жизни не сталкивался со слоном и, разумеется,
никогда не видел его. Слепым приказали потрогать слона, а потом рассказать
всем, что же они трогали.
Первый потрогал хобот, сказал, что он только что держал в руках большую и
сильную змею, которая, если разозлится, то может запросто задушить человека.
Второй, прикоснувшись к ногам сказал, что это животное очень могучее, как
огромное дерево, которое нельзя обхватить руками.
Третий потрогал уши слона отметил, что он касался крыльев огромной бабочки,
которая может летать высоко-высоко.
А слон подумал, что только трое незрячих смогли так глубоко понять его душу,
а эти, что смеются над ними, способны разглядеть в нем всего лишь вьючное
животное.
Спасибо за работу!
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Консультация для педагогов и родителей "Безопасность детей"
- Деловая игра как форма активного обучения
- Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
- Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
- Конспект "Счет. Геометрические фигуры. Части суток"
- Песня для выпускного вечера "СПАСИБО, ДЕТСКИЙ САД"