Методическая разработка "Чудо - кубик"
Методическая разработка конспекта игрового занятия
на тему: «Чудо-кубик»
Пояснительная записка.
Конспект адресован педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста,
может быть использован, как итоговое занятие по обучению грамоте.
Основной целью данного занятия является оказание методической помощи педагогам в
организации и проведении итоговых занятий в дошкольных учреждениях и в
дополнительном образовании в школах развития дошкольников.
Задача: помочь педагогам проводить итоговые занятия в интересной и увлекательной
форме.
Занятие рассчитано на детей 6-ти лет.
Продолжительность мероприятия - 30 минут.
Оптимальное количество детей – 15.
На данном занятии используется игровой метод обучения. В ходе занятия используются
разнообразные виды деятельности, как:
• разделение команд на гласные и согласные, с помощью распределения букв
каждым ребёнком самостоятельно;
• письмо от Деда Грамотея – волшебный кубик;
• подбор рифмованных слов;
• нахождение гласных букв к словам в домиках;
• нахождение лишней игрушки по наличии одинакого звука в зависимости от места
звука в слове, по твёрдости и мягкости звука;
• подбор и чтение слов-детёнышей животных;
• музыкальная игра «Найди пару букве» - различение парных согласных, звонких и
глухих звуков и букв;
• разгадывание ребуса.
Данная методическая разработка способствует развитию творческих и познавательных
способностей в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Автор: ПДО Черкасова Г.Н. первой квалификационной категории
Методическая разработка конспекта игрового занятия
на тему: «Чудо-кубик»
Цель занятия: прививать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать и систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;
подбирать рифмующиеся слова, названия к картинкам; составлять слова из
букв названий картинок; решать ребусы.
Закреплять навыки чтения.
Развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную
деятельность;
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять
поставленную задачу;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками
Оборудование: кубик из паралона, 2 мольберта, 2 домика со словами и
недостающими буквами, по 3 игрушки каждой команде для игры «Третий
лишний», табло с картинками для игры «Подбери рифму», эмблемы-буквы
гласные и согласные для деления на команды, ребусы с елью, буквы-звёзды с
цифрами - Д,Р,У,Ж,Б,А.), картинки животных, карточки- слова с названиями
детёнышей. Для подвижной игры: колпачки -буквы., 2 обруча.
Технические средства: магнитофон, диск.
Предварительная работа: знакомство с буквами, звуками, чтение, игры с
буквами, слогами, словами, предложениями.
Ход занятия
1.Организационный момент
Педагог с детьми входит в группу. Педагог обращает внимание детей на
конверт.
П: Ребята, сегодня в Любознайку принесли письмо. Послушайте его.
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейка! До меня дошли
сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься.
Вы знаете буквы, умеете читать, любите играть со словами и
предложениями, решаете ребусы, рифмуете слова. Посылаю вам в
подарок кубик, он поможет вам провести весёлые конкурсы. Не
забудьте, подбрасывая кубик , сказать волшебные слова: «Крутись,
вертись, на бочок ложись». Желаю вам успеха!»
Дед Грамотей
Педагог: - Мы начинаем интересную, увлекательную игру. Для этого
делимся на две команды (каждый участник получает эмблему с гласной или
согласной буквой). Займите свои места. Кому досталась гласная буква, сядут
на стульчики справа, у кого согласная буква - слева. За каждый конкурс
команды будут получать ( звезду с буквой). Начнём наш конкурс с
разминки.
Разминка для команд
- Какие бывают звуки?
- Какие звуки называем гласными?
- Какие хитрые гласные звуки вы знаете?
- Какие звуки мы называем согласными?
- В каком замке живут гласные звуки?
- У кого живут согласные звуки?
- Какие бывают согласные звуки?
-У кого живут мягкие согласные?
-Чем отличаются парные согласные ?
-Чем отличаются звуки от букв?
Педагог: - И так, команды готовы к испытаниям деда Грамотея? Подойдите к
кубику, сначала произнесём волшебные слова, подбросим кубик и узнаем,
какое ждёт нас первое испытание.
1 испытание. Игра «Подбери рифму» .
Педагог обращает внимание на плакат с картинками, которые помогут
подобрать слова-рифмы.
По одному участнику из команд называют рифмующиеся слова (подушка-
раскладушка). Команды получают звезду с буквой, бросают кубик.
2 испытание. Игра «Третий лишний»
У каждой команды на столе игрушки. Команда гласных: дракон, дом,
крокодил. Команда согласных: петух, пингвин, леопард. Дети определяют,
какой одинаковый звук в этих словах, находят лишний предмет по месту
звука в слове, затем лишний по мягкости и твёрдости звука. Команды
получают звезду с буквой, бросают кубик.
3 испытание. Игра «Домик гласных» Для каждой команды на мольберте
домик со словами с пропущенной гласной буквой.
Задание:
Педагог: В домиках гласных живут слова, но сегодня буквы заблудились им
нужно помочь вернуться. Встаньте друг за другом, когда зазвучит музыка, по
одному подходите и вставьте нужную букву в слово. Кто выполнил задание,
встаёт в конец колонны. После выполнения задания педагог предлагает
командам прочитать слова. Команды получают звезду с буквой, бросают
кубик.
4 испытание. Подвижная игра «Найди пару». Дети надевают колпаки с
парными согласными буквами. Под весёлую песенку выполняют движения,
на конец музыки встают в пары. Игра повторяется, на конец музыки дети
бегут в домики, звонкие - в красный обруч, глухие звуки- в жёлтый.
Команды получают звезду с буквой, бросают кубик.
5 испытание «Найди животным детёнышей».
На столе у каждой команды картинки.
Задание: взять картинку на подносе под своим стульчиком, прочитать
название животного, подойдя к столу с названиями детёнышей, найти своему
животному название детёныша, вернуться на своё место. Когда все
участники выберут названия детёнышей, дети каждой команды зачитывают
подобранные слова. Команды получают звезду с буквой, бросают кубик.
6 испытание. «Угадай ребус»
Каждая команда угадывает свой ребус.
Подведение итога занятия.
Педагог: -Вот и закончились наши конкурсы. Ребята, а вы хотите узнать,
кто победитель в нашей игре? Для этого каждая команда разложет на столе
звёзды по возрастанию числа, затем перевернув звёзда, прочитаете слово.
Дети читают слово «Дружба».
Педагог: Вот и закончилась наша игра. Ребята, вы сегодня молодцы, играли
дружно, старались правильно выполнять задания Деда Грамотея. Обе
команды молодцы, получают аплодисменты от наших зрителей. А
победителем в нашей игре стала дружба.
Список литературы:
1. Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994 г.
2. Жукова Д. «Букварь» Москва, «Просвещение», 2001 г.
3. Юдин Г. «Букварёнок» Москва «Просвещение», 1999 г.
4. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», Москва «Просвещение»,
1987 г.
5. Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «просвещение», 1999 г.