Система контроля учащихся на уроках
Министерство образования и науки Республики Казахстан
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Филиала АО
«НЦПК» «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических
работников по Акмолинской области»
Статья по теме:
Система контроля учащихся на уроках
Ахметова Орунтай Бигараевна,
ФАО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР
по Акмолинской области»
г. Кокшетау – 2019 г.
В статье освещены методические и практические взгляды об оценивании
результатов музыкального воспитания, учащихся на уроках музыки на основе
практического опыта. Автор предлагает ряд приемов и путей помогающих
раскрыть, изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки.
Контроль и оценка учащихся на уроках музыки
Ахметова Орунтай Бигараевна
старший преподаватель кафедры
инновационных технологий и методики преподавания
естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин
филиала АО «НЦПК«Өрлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только
накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и
подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной
деятельности. Современное содержание образования не может ограничиться
перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно
охватить все основные компоненты социализации, в том числе и систему
универсальных учебных действий.
Чтобы составить краткосрочный план урока, нужно обратиться к шаблону
краткосрочного планирования, в котором прописываются цели, виды
деятельности, использование дифференциации, виды оценивания,
межпредметные связи, а также рефлексия учителя и итоговое оценивание
преподавания и обучения на данном уроке.
В современных условиях оценка и контроль должна стать более
содержательной, объективной и дифференцированной. Особенно остро стоит
вопрос об оценивании результатов музыкального воспитания, поэтому
проблема контроля и оценки музыкального воспитания в общеобразовательной
школе и по сей день вызывает много споров. Вокруг нее разгораются
дискуссии, где высказываются самые разные точки зрения.
Все это говорит о сложности и вместе с тем важности вопроса. Могут ли
быть определены критерии, по которым возможно оценить результаты
музыкального воспитания? Как измерить воздействие музыки на внутренний
мир ребенка, богатство его душевных переживаний? Сложность в том, что
любая музыкальная деятельность является творческой.
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает
урок «Музыка».
Этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван
развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные
впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка.
Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей,
их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках
музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни.
Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно,
систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности,
навыки восприятия музыки.
Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом
развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных
способностей.
«Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную,
творческую обстановку. Ученику предоставляется режим «наибольшего
благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог
всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой; сумеет так
дифференцировать задание, чтобы и способные дети развивались активно.
Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, труда.
Общих радостей , побед и поражений- всё это позволяет достигнуть наилучших
результатов. Главное «оружие» музыкального педагога - похвала. Хвалите, и
тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах»
(Б.С.Рачина.)
Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования
учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников.
Особое внимание уделяется постановке разнообразных вопросов. Необходимо
планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и
групповые/парные виды работ, задания направленные на развитие
критического мышления.
Итак - урок, а значит – работа, и она должна быть контролироваться и
оценена. Но как? Многие учителя имеют свои критерии в выставлении оценки
на уроке музыки. На своих уроках я провожу различные дидактические
музыкальные игры: определение лада, фактуры, регистра, аккордов,
композиторского стиля. Все задания обязательно оцениваются, причем
зачастую дети оценивают себя сами, в зависимости от результатов. Они сами
считают свои ошибки. Конечно, бывают и не очень честные подсчёты, но если
эту работу проводить регулярно, ставить только «четыре» и «пять» (если
заслуженно), а главное - убедить ребёнка, что процесс учения важнее
сегодняшней оценки, то дети трудятся честно, кто-то получает оценку, а кто-то
еще нет. Контроль и оценки, а вернее, результаты, видимые и осязаемые, очень
важны для учащихся пятых и шестых классов, а учащиеся седьмых классов
понимают, что общение с музыкой - сама по себе награда, и в дополнительных
стимулах нуждаются всё меньше. Учитель должен вести в этом направлении
серьёзную работу, так как это вопрос не только учебной деятельности, а и
нравственной культуры.
На протяжении многих лет ведётся дискуссия на тему: «Педагогическая
оценка на уроке музыки». Постоянно, год за годом встаёт один и тот же вопрос:
в какой мере духовное развитие учащихся в процессе формирования у них
музыкальной
культуры может быть оценено учителем? Как следует подходить к оценке
исполнительской деятельности учащихся?
Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные
оценки(«1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на
уроке искусства - этической. Мало того, применение отрицательных оценок
резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам
предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников
положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству.
Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны
деятельности школьников служат основой для оценки?
Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и
индивидуальная оценка конкретного ответа ученика.
Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще
правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о
высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом
учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке»
пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие
ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не
предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех.
Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным
интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в
ответах по домашнему заданию, в высказываниях об услышанной музыке на
уроке.
Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон
высказываний на эту тему очень широк.
Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже
заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое.
Другая крайность-проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна.
Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для
ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем.
И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не
количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту
ученика.
Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки,
предложу высказывание Д. Б. Кабалевского относительно этого вопроса:
«Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в
своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому
задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в
собственных предложениях о характере исполнения того или иного
музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности,
проявляющей себя в рассказах о музыке.
Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в
хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах,
обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации. Интерес к
чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное
отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам
искусства и т.д.
Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго
говоря, не существует»
Музыкальное искусство развивает такие качества, как сочувствие,
сопереживание и понимание, но не ограничивается только сферой эмоций:
- немаловажно и то, что разные виды искусств, в том числе и музыка,
развивают мышление детей, навыки анализа, которые помогают видеть как
уникальность каждого человека, так и исследовать общие черты,
объединяющие всех людей в понятие «человечество».
И, разумеется, незаменима роль искусства в развитии творческих
способностей и креативного мышления, применимого в любых сферах их
последующей самостоятельной жизни.
В начальной школе критерии описываются в рубриках – в виде
небольшой таблички, что удобно для зрительного восприятия. Критерии могут
разрабатываться как самим учителем, так и учащимися – индивидуально или в
группах, в зависимости от изучаемой темы и вида деятельности, и, наконец,
возможен и вариант совместного создания критериев: учитель + учащиеся.
Разработанные критерии максимально доступны для учащихся: они могут быть
напечатаны на отдельных листах и розданы на руки в качестве карточек, могут
быть написаны на доске, напечатаны крупным шрифтом и развешаны по всему
классу и т.д.
В заключительной части урока предусматривается дополнительная
информация. Предлагается информация и задания по следующим
пунктам: «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь»,
«Здоровье и безопасность». После проведения урока необходимо уделить
внимание рефлексии по его проведению. Это позволит учителю определить
плюсы и минусы проведенного урока и запланировать более эффективный
следующий урок.
Список литературы:
1. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. /
Восприятие музыки. – М.,- 2009
2. 2. Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии.
№ 4.-2004.
3. 3. Программа повышения квалификации учителей. Центр педагогического
мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».-2017 г.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Календарно-тематический план учителя СБО на 2018-2019 учебный год
- Реферат "Особенности взаимодействия педагога и подростка в хоровом коллективе"
- Конспект родительского собрания "Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и сем. ценностям"
- Открытое занятие "Тайна снежинки"
- Конспект НОД "Как ребята Василису выручали"
- Конспект игрового занятия "Как мы солнышко искали"