И.И. Левитан - певец русской природы
И.И. Левитан – певец русской природы
Тихонова Л.Н. воспитатель МБДОУ детский сад №6 г. Ливны.
Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей
человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи,
особенно у детей. Вряд ли будет ошибкой сказать, что за несколько
последних веков без рисунка не вырос ни один ребенок. Живопись –
искусство универсальное. Оно доступно всем, вне зависимости от
благосостояния и социального положения.
В современные образовательные и развивающие программы, помимо других
направлений искусства, обязательно входит и живопись. На занятиях дети не
только учатся рисовать, постигают технику рисунка и работы с красками, но
и знакомятся с различными стилями и направлениями в живописи, с ее
историей и технологическими аспектами, узнают знаменитые шедевры.
А.А. Блок отмечал, что живопись учит смотреть, говорить, видеть. Благодаря
этому живопись сохраняет живым и не тронутым то чувство, которым
отличаются дети. Потребность в красоте и добре у ребенка отличается с
первых дней его жизни. А в старшем возрасте он уже избирателен в выборе
красивого, имеет на этот счет собственные суждения.
Чувственная достоверность и наглядность делают произведения
изобразительного искусства доступными, понятными для всех. Мир
художника - это мир каждого из людей. Научиться сопереживать художнику
- значит научиться понимать искусство. Каждый художник стремится
передать чувства, мысли, настроение.
Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, посвященный
воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж
бывает разного вида, но в работе с детьми чаще используется природный.
Опыт показывает, что пейзаж ближе и доступнее восприятию детей, дети
любят природу, и произведения пейзажной живописи вызывают у них
радостные ассоциации, серьезный интерес.
Однако, отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их
содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи
Левитана.
Исаак Ильич Левитан - выдающийся русский художник-пейзажист. Его
талант был признан современниками и последователями безоговорочно.
Левитан по праву считается создателем "пейзажа настроения", в котором
образ природы наполнен человеческими чувствами и размышлениями.
Будучи учеником Саврасова и Поленова, Левитан развил и углубил в своих
картинах понимание природы, обогатив пейзажную живопись
многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием.
Если в своих первых работах Левитан во многом походил на своих учителей,
уже начиная с волжских работ Левитан сказал новое сильное и свежее слово
в русском пейзаже.
С 1890-х годов каждая новая картина Левитана была на устах у всей
Москвы. Левитан быстро становится известным, любимым, почитаемым и...
все таким же одиноким, мечтающим лишь о нежно любимой им природе.
Природа в картинах Левитана изображается так, как видит ее рассеянный
взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и
замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все
видимое превращается в череду настроений - тревоги, печали, меланхолии,
скорби, иногда отчаяния.
Настроения же - явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому
в пейзажах Левитана не найти тщательной отделки предметов. Передача
формы, ее цветового звучания дается обобщенно - живописными цветовыми
пятнами. Так написаны знаменитые картины "Март", "Вечерний звон",
"Владимирка", "Золотая осень", "Озеро. Русь", знаменующие высшую точку
в развитии русского лирического пейзажа.
По иронии судьбы один из самых великих пейзажистов не получил
официального звания художника, окончив Московское училище живописи,
ваяния и зодчества в 24 года - ему выдали лишь диплом учителя
чистописания. Тем не менее, через 13 лет Левитану присвоили звание
академика пейзажной живописи, и он стал преподавать в родном училище.
Отличаясь душевной ранимостью и чувствительностью, Левитан заболел в
самом расцвете своего таланта, уйдя из жизни в возрасте 40 лет. Но его
творческое наследие столь велико и прекрасно, что Левитан навсегда
останется одним из любимейших русских художников.
Знакомству детей с творчеством И. Левитана можно посвятить несколько
занятий. Первая беседа о творчестве художника может быть общего
характера (знакомство с художником, введение в мир его образов). Старшие
дошкольники уже знакомы с профессией художника – человека, создающего
произведения изобразительного искусства, (оно может быть представлено
разными жанрами). Можно вспомнить стихотворение «Художник» В.
Степанова.
Может кисточкой художник
Рисовать на полотне:
Это ежик, это дождик,
Это звездочка в окне.
На его картинах краски
Оживают словно в сказке.
К первой беседе, посвященной И. Левитану, воспитатель подбирает
репродукции 3–4 картин художника или слайды. Репродукции надо
разместить так, чтобы на занятиях они были хорошо видны всем детям.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции, подумать и сказать,
что это за картины, что на них изображено. Если ребята не ответят, что на
картинах изображена природа и такие картины называются пейзажами, а
начнут называть изображенные на картинах объекты, спрашивает, как
называют картины, на которых изображены березовая роща, река, деревья с
первыми появившимися на них листочками и другие названные объекты.
Если дети и в этом случае будут испытывать затруднения и не назовут жанр,
к которому относятся подобные картины, воспитатель говорит: «На этих
картинах изображена природа, называются они пейзажами». Можно выучить
стихотворение А. Кушнера « Пейзаж».
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Рассматривать картины И.И.Левитана русской природы с детьми
целесообразнее в те времена года, которые на них изображены. Поскольку
главным содержанием этих картин является природа, рассматривать лучше
после экскурсий и прогулок в природу, чтобы дать детям необходимый запас
представлений.
Устраивая прогулки и экскурсии следует обращать внимание детей на
красоту природы, вызывать у них чувство любви к прекрасному, всячески
развивать их наблюдательность. Непосредственное наблюдение окружающей
природы научит детей понимать форму предмета, видеть различные
сочетания цветов и тонов в разное время года. Наблюдательность повысит
силу и яркость восприятия детей: они глубже будут чувствовать красоту
живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине.
Разнообразие состояния весенней природы, ее пробуждение от долгого
зимнего сна как бы развиваются во времени при сравнении пейзажей
Левитана «Март», «Весна», « Большая вода».
Выставляется репродукция «Март»
- Какое время года изобразил художник?
- Как вы догадались?
-Ясный или пасмурный день на картине?
-Что нарисовал художник теплыми красками (дорогу, лошадку, стену дома,
отсветы солнца на деревьях.)
-Что изображено холодными красками? ( Тени на деревьях, снег )
А теперь послушайте стихотворение С.Маршака «Март» ( «Снег теперь уже
не тот..) Картина, которую мы только что посмотрели тоже называется
«Март» . Написал эту картину русский художник И. И. Левитан.
Затем воспитатель переключает внимание детей на следующую
репродукцию: «А какое время года изображено на этой картине?
(Демонстрирует репродукцию картины «Весна – большая вода».) Звучит
пьеса П. И. Чайковского «Март» из цикла « Времена года» Как можно
назвать такую картину? Картина пронизана светом и воздухом, царит
гармония и тишина. Нежность, трепетность ранней весны подчеркивается
тонкими стволами молодых деревьев. Колорит картины светлый, радостный,
что усиливается нежно-голубой гладью водного пространства, светлым, в
легких облаках небом. Картина вызывает радостное, весеннее настроение.
Что вам понравилось в этой картине? (Поддерживает высказывания детей,
соответствующие содержанию картины.)
В заключение воспитатель подчеркивает, что И. Левитан очень любил
природу во всякое время года, время дня, любую погоду и говорил: «Самый
простой, бесхитростный мотив достоин изображения, может вырасти до
большого поэтического произведения, если художник полюбит его и
сердечно о нем расскажет».
После этой беседы можно в течение учебного года провести еще несколько
бесед о творчестве художника, представляя по 2–3 картины И. Левитана, в
которых отражены явления одного времени года, например: «Осенний день.
Сокольники», «Золотая осень», «Вечерний звон», или «Летний вечер»,
«Сумерки. Стога».
Итог по ознакомлению с пейзажной живописью И.Левитана всегда должен
быть нестандартным. Это может быть предложение детям рассказать о самом
красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось,
думалось, о чем мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить,
почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с
содержанием картины стихотворение, песню и т.д.