Сценарий классного часа «Певец земли русской. О творчестве Г.В. Свиридова»

Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Районная школа искусств»
Сценарий
классного часа
«Певец земли русской.
О творчестве Г. В. Свиридова»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2016 г
2
«Хочется со всей силой напомнить
об этически возвышащей функции
музыкального искусства, о том,
музыка предназначена для духовного
совершенствования человека».
Георгий Васильевич Свиридов. Его называют последним представителем русской
классической музыки. Очень рано Свиридов оказался в числе призванных классиков русской
музыки. Это композитор, создавший свой мир в современной музыке мир великого
вдохновения и такого же совершенства. Его музыка вошла в нашу жизнь естественно и
органично. Музыкальный критик А. А. Золотов писал: «Музыка Свиридова - явление глубоко
национальное и столь же современное. В ней природная сила, убежденность и ясность. И высота
духовная и нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искреняя.
Она настолько естественная, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее
не было. Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир.
Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как
охраняем мы душевные тайны от чужого глаза».
Свиридов вошел в музыку в очень интересное и в то же время сложное и очень
противоречивое время. Это было время, которое нуждалось в крупных творцах духовной
культуры. Это была пора бурного становления советской культуры, пора появления значимых
личностей. И композитор, как и многие другие, стал мудрым, точным летописцем своего
времени. Его волновало не только пережитое, прошедшее, он как бы заглядывал своим
искусством в будущее. Его произведения художественные документы эпохи, объемные и
личностные. Главным в музыке Свиридов считал ее очищающую и облагораживающую задачу.
Настоящий символ его творчества «Время вперед».
Г. Свиридов Время вперед! Сюита из музыки к кинофильму. Часть IV
Г. В. Свиридов родился 16 декабря 1915 года, в маленьком городке Фатеже возле Курска.
Отец будущего композитора был почтовым служащим, мама учительницей. Интерес мальчика
к музыке, к народной песни проявился очень рано. С малых лет окружали его народные песни,
танцы, звучание народных наигрышей. С девяти лет Георгий жил в Курске. «В Курске Свиридов
продолжал учиться в школе, - пишет А. Н. Сохор. Здесь началось его страстное увлечение
книгами. Почти все свободное от школы время посвящалось чтению. Лишь постепенно на
первое место в кругу его интресов стала выдвигаться музыка. Начальные уроки игры на
фортепиано он получил ещё в Фатеже у домашней учительницы. Такие же занятия
продолжались некоторое время послее переезда в Курск. Но они казались мальчику скучными,
все больше тяготили его и, наконец, прекратились».
Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекла балалайка. Мальчик сам
научился играть на ней, и стал участником оркестра русских народных инструментов. Знакомясь
с неизвестной ему ранее музыкой, он все больше заинтересовывался ею. Любитель-балалаечник
начал покупать все ноты, какие только попадались, и пробовал разбирать их.
«Пастораль» - из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
3
В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной музыкальной школы. К этому
времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Через три года Георгий Васильевич
окончил школу и переехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. В 1932 году
мальчик поступает на фортепианное отделение Центрального музыкального техникума. В
Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в
оперном театре и на симфоническом концерте. В мае 1933 года, написав две фортепианные
пьесы, юноша был принят в класс композиции профессора М. А. Юдина.
Учиться было нелегко. Помогать было некому, отец умер в 1924 году, поэтому юноша
играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Желание учиться
помогло преодолеть все трудности. Вокальный цикл из шести романсов на стихи А. С. Пушкина,
созданный выпускником техникума, сразу же принес известность двадцатилетнему
композитору. Талант Свиридова стал настоящим открытием советского искусства.
«Тройка» - из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Уже, будучи членом Союза композиторов, в 1936 году Свиридов поступил в
Ленинградскую консерваторию. С 1936 года до окончания консерватории он учился в классе Д.
Д. Шостаковича. В студенческие годы будущий композитор испытал большое влияние
Шостаковича, у которого прошел серьезную, сторогую школу, изучал классическое нраследие и
глубоко осваивал музыку XX столетия. Это влияние проявилось в инструментальныз
произведениях военных и послевоенных лет (фортепианное трио, соната для фортепиано). Для
Свиридова Шостакович стал не только педагогом, но и старшим другом.
В это же время им был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли
шесть романсов на стихи А. Прокофьева. Кроме того, копозитором была создана оперетта
«Настоящий жених», музыка к кинофильму «Поднятая целина», музыка к театральным пьесам.
1950 год был ознаменован появлением вокального цикла «Страна отцов» на стихи
армянского поэта Аверика Исаакяна, которая стала началом творческой зрелости. Свиридов был
потрясен его вдохновенной поэзией. В эти годы композитор останавливается на камерном,
хоровом и вокально-симфоническом жанрах. Круг поэтов, на чьи тексты композитор пишет свои
произведения, достаточно широк: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян. В 1955 году он
написал десять песен для баса и фортепиано на стихи Роберта Бернса.
В 1955 году Свиридов увлекся поэзией Сергея Есенина и написал несколько песен на его
стихи. А вскоре родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые
исполнена 31 мая 1956 года в Москве.
Два хора на стихи С. Есенина «Подъезжая под Ижоры»
Д. Д. Шостакович писал: «Г. Свиридов глубоко прочувствовал и понял поэзию Сергея
Есенина. Он умеет «читать» поэтические произведения, что так важно для композитора,
сочиняющего вокальную музыку. Поэма «Памяти Сергея Есенина» - большой шаг вперед в
творчестве Свиридова. Он развивает в ней столь близкий ему жанр вокального циклического
произведения». Автор замечательно предал поэзию Есенина, его любовь к Родине, к народу, его
горячую лирику.
4
Поэма памяти С. Есенина - «Край ты мой заброшенный»
Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры, но постепенно он
перешел к более крупным формам, в частности к ораториям. Особое место среди них заняла
«Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского, оконченная в 1959 году. Композитор К.
Кулиев пишет: «Георгий Свиридов один миз крупнейших композиторов современности,
выдающийся художник. В этом я уверен, не я один, в этом невозможно сомневаться, если ты
знаешь, хотя бы «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическую ораторию». Линия, идущая от
«Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамической
музыке к кинофильму «Время вперед!», которая многие годы была музыкальной заставкой к
информационой телевизионной программе «Время», а также оратории «Двенадцать» по поэме
А. Блока.
«Вальс» - из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, с ее
удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, кантата «Деревянная
Русь» на стихи Есенина. В 1966 году Свиридов окончил кантату «Снег идет» на стихи Б.
Пастернака.
В шестидесятые годы музыка свиридова получила международное признание. Триумфом
композитора стал фестиваль русской и советской музыки во Франции в мае 1969 года. Самый
восторженный прием нашли у французской публики и критики «Курские песни». Газета «Орор»
в связи с этим произведением писала о Свиридове, как о композиторе, «обладающим огромным
воображением и своеобразным музыкальным почерком». Кантата «Курские песни» - один из
шедевров композитора. Основой для цикла послужили народные песни Курской области,
записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. В музыке этого
произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.
«Курские песни» - «В городе звоны звонят»
Композитор всегда был требователен к своей работе, поэтому долго и скурпулезно
прорабатывал каждую деталь. «Я даю сочинению «отлежаться». Рассматриваю его со всех
сторон и безжалостно отсекаю все, что кажется мне лишним. Не нужно бояться еще и еще раз
переделывать сочинение. Не бояться работы!» так говорил композитор.
Мудрость и ясность Пушкина, весенний романтизм Блока, интеллектуализм Пастернака,
конфликтность Есенина, простое благородство Бернса, народная песня и духовный стих все
это привлекает Свиридова к союзу с музыкой, чтобы воспитывать душу человека на самом
великом. Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе
человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Каждая нота в его творениях
подчеркнута и весома. Его герои духовно красивы он воспевает труд, любовь и верность. Его
музыка как бы устремлена ввысь композитор хочет помочь человеку стать лучше.
В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезировал гармонию бытия и
тонкость чувств, что создавало какую-то еще более невесомую одухотворенность и
возвышенность. Следует отметить «Концерт памяти А. А. Юрлова» - своеобразный реквием в
трех медленных скорбных частях. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из
самой глубины взволнованного сердца. В поэме «Отчалившая Русь» много контрастов и
5
моментов величаво трагического характера. Главный образ творческтва композитора
вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным
оэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине. Тема России
пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея. А. Блок говорил о своей лирике:
«Это все о Россиии». То же самое мог бы сказать и Георгий Свиридов. Сказочная, колдовская
Русь, Россия-невеста, Россия-тройка, Россия как историческая реальность. Все это есть в музыке
композитора. И это не только в произведениях на стихи Блока, но и на стихи Есенина,
Маяковского, Некрасова, где разные лики Родины объединяются в одну величественную
картину истинно свиридовскую.
Композитора вновь привлевает мир пушкинской поэзии и вдохновляет его на создание
прекрасной музыки.
«Зимняя дорога» - романс на стихи А. С. Пушкина
Необыкновенно поэтична, образно точна музыка к кинофильму «Метель» по повести А.
С. Пушкина. Даже не глядя на экран, а, только слушая музыку, можно «увидеть» картины
природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких
«полетных» интонациях которого ощущается какие-то трагические предчувствия. Сразу стал
популярным и часто исполняемый «Романс» внешне напоминающий романсы пушкинской
поры, наполненность его какими-то роковыми предчувствиями приближает к развернутой
симфонической поэме.
«Романс» из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было
впервые исполнено новое сочинение Свиридова концерт для хора «Пушкинский венок».
«Пушкинский венок» - не сюита, не цикл хоров, а именно Концерт для хора, в котором хор
может многообразно представить свое искусство, но кроме этого становится главным
действующим лицом произведения. Хор трактован композитором как личность Автора, Поэта,
Человека, испытывающего и способность выразить разные душевные состояния. Виртуозность,
красочность, свобода хорового письма подчеркивают в «Пушкинском венке» виртуозность
натуры Поэта, ее необычайность, единтвенность.
«Пушкинский венок» - «Зимнее утро», «Зорю бьют».
В 1980 году Свиридов пишет маленькую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра
Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории сочинение
яркое, сочное, праздничное.
Обращают на себя внимание сочинения на стихи А. Блока кантата «Ночные облака» и
хоровой цикл «Песня безвременья», где Свиридов открывает поэта причудливого, со своеразной
диалектикой становления, произрастания нового.
Известный певец А. Ведерников пишит: «Свиридов один из интереснейших
обеседниов, в частност, если речь захдт о живои и историии. Его познания в этой области
зганичны. Георгий Васильевич очень целеустремлен в достижении своих художественных целей
6
все у него направлено на них осоществление: он умеет организовать и себя и других найти
исполнителей, увлечь их своей музыкой в этом особенность натуры композитора».
Место Г. В. Свиридова в современой музыкальной культуре глубоко оригинально. В свое
время это дало повод зарубежным критикам говорить о том, что он стоит вне школы и вне
направлений. «Вечно русское искусство вне времени и, может быть, даже вне нашей эпохи», -
писала одна зарубежная газета. Но это не так. Свиридов важное звено в цепи многовекового
развития русской культуры.
Когда-то послушав кантату Свиридова «Курские песни», Д. Д. Шостакович сказал: «Нот
мало, а музыки много». Наверное, значение и духовное содержание творчества Г. В. Свиридова
гораздо больше того, что мы можем о нем сказать. Поэтому лучше послушать его музыку и
соприкаснуться с настоящим искусством настоящего мастера, который умер в канун
Рождественского сочельника в 1998 году.
7
Список использованной литературы:
1.
Мусский С. Самые знаменитые композиторы России. М., «Вече» 2003.
2.
Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. Феникс, 2004.