Игра путешествие "Я хочу создавать чудеса"

Игра путешествие «Я хочу создавать чудеса»
И.И. Тимофеева
Педагог дополнительного образования МБУДО «Созвездие»
р.п. Кольцово
Новосибирская область
Игра-путешествие «Я хочу создавать чудеса»
Цель: Развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность.
Задачи:
способствовать развитию у детей любознательности, творческих
способностей;
расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение;
способствовать развитию навыков коммуникативности, наблюдательности,
самостоятельности.
Оборудование:
1. Карта путешествия.
1. Книга «Старик Хоттабыч».
2. Бутылка (состаренная), шарик, сода, уксус, вода.
3. Листы с надписями, зеркало, карманное зеркальце.
4. Лук репчатый, кожа/ткань темного цвета, корона, банка с водой, нарисованные на
бумаге стрелы.
5. Миска с водой, перец молотый, зубочистка, средство для мытья посуды.
6. Цветы из бумаги (плотной или газеты) тарелка с водой.
Ход мероприятия.
I. Организационный этап.
Ребята делятся на команды по 3-4 человека или 1 группа (в зависимости от количества
детей). Команды придумывают название и девиз, выбирают капитана.
II. Этап «Знакомство».
- Команды приготовьтесь к путешествию. Приветствуем команду…(дети хором называют
свою команду). Ваш девиз….
-Капитаны команд получите «Карту путешествия». ( Каждая команда получает карту с
нарисованным маршрутом).
III. Основной этап.
1. Знакомство с сюжетом игры-путешествия.
«Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Нас ждут удивительные
превращения, необычные явлениями, которым мы попробуем дать научное объяснение.
Посмотрите на карту. Вы видите 6 пунктов, которые каждая команда должна посетить во
время путешествия. Те, кто пройдут все испытания и выполнят задания с наибольшим
количеством баллов и за кратчайшее время и станут победителями. На каждом этапе
после успешного прохождения вы будите получать жетон.
- Капитаны команд подойдите к игровому полю и достаньте номер пункта, в который
отправится ваша команда.
2. Игра-путешествие.
Пункт 1. «Джин из бутылки»
На столе лежит книга «Старик Хоттабыч», бутылка.
Задание: Посмотрите на лежащие предметы. Найдите связь между ними и отгадайте
ключевое слово. (Джинн)
(Если затрудняются, можно разгадывать слово по типу игры «Поле чудес».)
Когда дети отгадают ключевое слово, им показывается опыт «Джин из бутылки».
Описание опыта. В бутылку (непрозрачную) заранее налита вода- 1 /3 бутылки и 5
ст.ложек уксуса. На бутылку надет шарик, в который заранее насыпана сода.
Шарик переворачивается (сода автоматически высыпается в бутылку) происходит
химическая реакция и шарик надувается.
Ребята дают объяснение самостоятельно или с помощью учителя.
Объяснение опыта: Взаимодействие соды с уксусом называется реакцией нейтрализации.
Кислота при взаимодействии со щелочью (содой) нейтрализуют друг друга, выделяя
углекислый газ, который и надувает шарик.
Пункт 2. Страна «Зазеркалье»
На листах бумаги написаны предложения
АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ.
СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ СКАЖИ, ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ…
ГЛЯЖУ В ТЕБЯ КАК В ЗЕРКАЛО…
Задание: Прочитайте предложения. Найдите слово, которое объединяет все эти
предложения. (Зеркало).
-Для чего служит зеркало?
-Что мы видим в зеркале? (отражение предметов, людей). Зеркала таят в себе немало
удивительного, хотя нередко мы этого просто не замечаем.
-Проведем небольшой эксперимент.
Эксперимент № 1. Буквы в зеркале.
- Легко ли читать книгу, глядя в ее отражение в зеркале. (Ответы детей).
- Какие особенности есть у букв русского алфавита? (Некоторые буквы симметричные
другие нет)
- Что такое симметрия?
- Назовите буквы, которые имеют горизонтальную симметрию, вертикальную
симметрию. Ребята опытным путем определяют и находят буквы, обладающие
горизонтальной или вертикальной симметрией.
Затем участники игры путешествия получают слова МОДА ФОН написанные на
листочках и, прижимая их к себе, пытаются прочитать отражение этих слов в зеркале.
Это получается легко.
Затем они пытаются прочитать слово ГРИБ. Это не получается.
Объяснение: У тех слов, которые имеют вертикальную симметрию, отражение совпадает с
оригиналом, а не обладающие вертикальной симметрией не читаются.
Эксперимент № 2. Взгляд в бесконечность.
Сядьте спиной к большому зеркалу и возьмите в руку маленькое карманное зеркальце.
Если поставить маленькое зеркало так, что бы, глядя в него можно было заглянуть в
большое (при этом плоскости зеркал должны быть параллельны), то можно в большом
зеркале увидеть бесконечное число отражений, уходящих вдаль.
Пункт 3 . Удивительная вода.
Учитель достает из коробки: репчатый лук, кусок кожи, корону
Задание. Внимательно посмотрите на предметы. Найдите среди слов, обозначающих эти
предметы слова – омонимы. (Лук)
Объяснение. Лук-растение. Лук – оружие.
Назовите то, без чего лук (оружие) превращается в совсем бесполезный предмет – стрелы.
Эксперимент: Детям показывается лист бумаги, на котором нарисованы стрелы. Лист с
изображенными на нем стрелами ставится на подставку, перед ним располагают пустой
стакан. Дети смотрят на стрелки сквозь пустой стакан.
- Заметили ли вы, какие либо изменения со стрелками? (Ответы детей - нет)
Затем стакан заполняется водой наполовину. Посмотрев, через него, дети видят, что
стрелки, на которые они смотрят через воду в стакане, поменяли свое направление., а там
где нет воды ничего не происходит.
- Что интересного вы заметили (Ответы детей)
Стакан наполняется водой полностью. Теперь все стрелки направлены в обратную
сторону.
- Что вы заметили? Как вы можете объяснить?
Объяснение: В данном эксперименте свет проходит сквозь воздух, стекло, воду, снова
через стекло, а затем обратно. И всякий раз, когда свет проходит из одной среды в другую,
он преломляется. Стакан воды здесь работает как линза. Когда луч света проходит сквозь
линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе,
называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи
меняют направление.
Пункт 4. Бегающая монетка.
Детям демонстрируется надутый воздушный шар с монетой внутри. Педагог совершает
несколько вращательных движений рукой. Монетка начинает вращаться по кругу в
шарике. Педагог фиксирует шарик в неподвижном положении. Монетка продолжает
вращаться.
Такой же опыт проделывают, и дети что бы убедиться, что это не фокус. Затем дают свои
объяснения.
Объяснение эксперимента: При вращении объекта возникает сила, называемая
центробежной. На монетку действует центробежная сила, которая прижимает его к
внутренней поверхности шара. В то же время на нее воздействует сам шарик, создавая
центростремительную силу. Взаимодействие этих двух сил заставляет вращаться монетку
по кругу.
Пункт 5. Перчинки-путешественники.
Эксперимент.
Налить половину небольшой миски воды. Насыпать сверху немного молотого перца.
Обмакните зубочистку в жидкость для мытья посуды.
- Коснитесь её кончиком поверхности воды примерно посередине.
- Что происходит? Перчинки мгновенно разбегаются "по углам".
- Как вы думаете, почему это произошло?
Объяснение. Поверхностное натяжение. Жидкость для мытья посуды уменьшает
поверхностное натяжение воды. Её частички разбегаются от того места куда попала капля
жидкости для мытья посуды. Они толкают перчинки к краям миски.
Пункт 6. Распускающиеся цветы.
Вырезать из бумаги квадрат. Свернуть его пополам, а потом ещё раз пополам. Из
получившейся заготовки вырезать цветок. Сделать два цветка. Один из плотной бумаги,
второй и з газетной.
Загнуть кончик каждого лепестка к центру. Внутрь приклеить надпись «Молодцы!»
Опустить цветок на воду. Через некоторое время лепестки цветка будут распрямляться и
«цветок расцветет».
- Что произошло? Как вы думаете?
Объяснение: Когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают, и бумага
увеличивается в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться.
Разные сорта бумаги впитывают воду с разной скоростью. Тонкая бумага (например
газетная) намокает очень быстро и цветок из неё раскрывается мгновенно. У другой
бумаги волокна более толстые, и они впитывают воду медленнее.
После того, как цветок раскрывается ребята видят надпись «Молодцы»
Педагог поздравляет всех ребят с успешным выполнением всех заданий.
Рефлексия. Команды подсчитывают количество полученных жетонов. Определяется
победитель игры.
Можно предложить участникам заполнить бланки – отзывы.
Мне понравилась игра потому что….
Сегодня мне было……..
Самый удивительный эксперимент….
Мои предложения…..
Я хочу узнать, а почему...
И т.п.
Педагог. Вы прошли все испытания, узнали много интересного и полезного. До встречи!