Мастер-класс "Трудные вопросы культуры речи"

Мастер-класс «Трудные вопросы культуры речи».
Цель: разобрать трудные вопросы культуры речи.
Задачи:
- выявить основные принципы ораторского искусства;
- объяснить понятие «гладкость речи»;
- дать рекомендации по работе над ораторским выступлением;
- поупражняться в определении орфоэпических норм, подборе синонимов;
- выполнить упражнения по развитию силы голоса и совершенствованию дикции.
Ход занятия:
"Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателям удобно воспринимать"
Феликс Кирсанов
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.
В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Поговорим вкратце о
некоторых принципах ораторского искусства.
Забудь о себе, займись делом.
Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит
мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть
его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и
путается. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение.
Оратор - хозяин положения.
Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили
урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на
всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.
Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории,
поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит,
что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль – хамить. Оратор
должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны
видеть, что оратор знает, что хочет.
Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой.
Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят -
долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи -
утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Аудиторию нужно увлекать.
Принцип спектакля.
Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты,
театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет,
когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо
оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их
ожидания. Превратите выступление в интересный спектакль.
Хочешь быть интересным - будь заинтересованным.
Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли
равнодушно и безучастным тоном, такая речь будет забыта вскоре после
произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей,
выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма.
Принцип разнообразия.
Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся
тишину - мы воспринимаем не сами звуки, а контрасты между ними. Чем больше в
речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие
должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна
быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными
эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и
перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней;
тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длины и так далее.
Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и
голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее
хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до
горизонта. Говорите разнообразно.
Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем.
По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи
говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается -
ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Если
оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие
же вы бестолковые!", то он, таким образом, пытается переложить ответственность на
слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.
Претензии к слушателям неуместны.
Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны,
но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые
отвлекают и мешают выступать. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали,
шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий:
дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы
гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться
тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не
виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории,
как галантный кавалер к даме.
Исчерпайте тему, а не терпение слушателей.
Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время
содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято
считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или
заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит,
воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели
того захотят.
Я приглашаю вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и
узнаем, как зовут их жителей.
Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).
Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина его «гений
чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не
знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города
Новый Торг.
Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как,
например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что
подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют
себя рушанами!
Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут (псковитяне). Но
сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний
слог! Допустимо и то и другое название!
Ну а теперь далеко-далеко туда, где Пётр I когда-то лично своею царскою рукой
спускал на воду корабли и закладывал монастыри в Архангельск! Только не
называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они
архангелогородцы!
Изменим направление с севера на юг! В Туле живут (туляки и тулячки). В
Липецке … (липчане и липчанки). В Курске – … (куряне и курянки).
А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни (воронежцы) и… И
не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его
просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах,
придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!
Ещё сложнее с жителями Гусь-Хрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и
гусяки. Второе название, правда, разговорное.
Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и
криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.
А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью
привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно
было догадаться?
Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы
можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь,
как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно
узнать в Словаре названий жителей.
А каким должен быть словарный запас одного человека?
Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что
активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных
слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Приведем сведения о
количестве слов у писателей и поэтов:
А.С. Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тысяч слов,
С. Есенин - 18 890 слов,
Сервантес - около 17 тысяч слов,
Шекспир - около 15 тысяч слов (по другим источникам - около 20 тысяч),
Гоголь ("Мертвые души") - около 10 тысяч слов.
А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е.
Петров в знаменитых "Двенадцати стульях" высмеяли Эллочку-"людоедку", которая
обходилась всего тридцатью словами.
Задание 1.
1-я команда
2-я команда
Заменить слово «ПРИКОЛЬНО»
словами-синонимами.
(Интересно, занимательно, здорово,
изумительно, забавно, оригинально,
Заменить слово «БЕСИТЬ»
словами-синонимами.
(Раздражать, сердить, злить,
выводить из себя, действовать на
поразительно.)
нервы, досаждать, возмущать.)
Заимствованные слова
В настоящее время заимствованные слова (особенно из английского языка) являются
неотъемлемой частью нашей речи. Всё чаще появляются люди, употребляющие
иностранные слова для того, чтобы утвердиться в собственной значимости. Иногда
эти слова используются неверно.
1-я команда
2-я команда
Объяснить значение иностранных слов
дежавю
комильфо
Пояснение.
ДЕЖАВЮ
́
(фр.) - психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что
человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») приличный, хороший тон.
Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.
Пить шампанское утром - не комильфо.
Фужер шампанского за праздничным столом – комильфо.
Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому,
используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также
эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.
Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу
слова.
1-я команда
2-я команда
Всякому овощу свое время.
Что написано пером, не вырубишь
топором.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная
матушка.
Задание 2.Произнести фразу с разными интонациями.
1-я команда
2-я команда
Официально
С восторгом
Таинственно
Виновато
Иронично
Огорченно
С угрозой
Сухо
Нежно
Кокетливо
ГЛАДКОСТЬ РЕЧИ.
Есть такое качество речи – гладкость. Она отражается в некоторых речевых мелочах
(точнее, в их отсутствии). Точно так же как полированная доска отличается от
шероховатой, гладкая речь свободна от зазубрин, заусенцев и прочих ненужных
деталей.
Распространенная проблема – шероховатая речь.
Действительно, когда слышишь среднестатистическую речь, то слух обычно режут
заусенцы. Такими шероховатостями являются: слова-паразиты, запинки, оговорки,
ненужные повторы, лишние паузы, тавтология, разовые грамматические ошибки
(систематические не в счет, это другая проблема – малограмотность), а также эканье,
мычание, хрюканье и другие непотребные звуки.
Что нужно делать, чтобы говорить гладко? Всего две вещи: СЛЫШАТЬ СЕБЯ И
УПРАЖНЯТЬСЯ.
Одно из самых плодотворных упражнений для постоянного улучшения речи и
придания ей гладкости – регулярное чтение вслух.
КАК МЫ МОЖЕМ СЛЫШАТЬ СЕБЯ? Читая вслух.
Чтение вслух способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции,
интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее
элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок,
слов-паразитов и прочих речевых недостатков.
Скорость чтения вслух обычно медленнее, чем скорость чтения про себя, поэтому
читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе. Важно при этом
четко проговаривать слова, выразительно и с расстановкой. Также очень важно
произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы выражаете собственные мысли
читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать».
Если читать вслух ежедневно не менее 10-15 минут, оптимально – полчаса (а
вообще – чем больше, тем лучше), то буквально через месяц будут заметны очевидные
результаты – шероховатая речь станет более гладкой.
Чтение вслух – отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы
бездарно его убивать. Вырабатывайте полезную привычку читать вслух – и ваша речь
всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.
И второе правило: мы поупражняемся.
Скороговорки.
Тренировочные тексты (дикция)(Стихотворение В.Брюсова «Буря с берега»)
Ударим по ударению!
Проблема неоправданных заимствований
Спасибо всем за активную работу!
Рефлексия:ПРИТЧА О ЯЗЫКЕ
Мораль притчи такова всегда следите за своими словами и думайте, что Вы
говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо
добра, либо зла.
А это уже зависит от Вас, от Вашего языка, что Вы хотите получить в ответ!!