Методический доклад "Влияние темперамента на учебную деятельность"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Вёшенская детская школа искусств»
Шолоховского района Ростовской области
Методический доклад
«Влияние темперамента на учебную деятельность»
подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Мамонова Светлана Борисовна
станица Вёшенская
2018
Содержание
Введение
Характеристика темпераментов
Влияние темперамента ученика на обучение
Рекомендации преподавателю для учебно-воспитательной работы с
обучающимися
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В классе у одного и того же преподавателя выделяются более сильные и
перспективные ученики, а есть дети, которые показывают посредственные результаты. При
этом учитель занимается со всеми одинаково. Это говорит о том, что образовательный
процесс творческий союз двух сторон педагога и ученика, и многое зависит от
музыкальных и физических возможностей учащихся. Кроме музыкальных и физических
данных, стремления, желания, работоспособности на результат обучения влияет
темперамент. Знание темперамента, отражающего особенности прирождённой
организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности
человека, необходимо преподавателю в учебной и воспитательной работе.
Характеристика темпераментов
Темперамент это те врождённые особенности человека, которые обуславливают
динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени
эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к
окружающей среде.
Нет лучших или худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные
стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента
(что невозможно вследствие врождённости темперамента), а на разумное использование
его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив
внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два
основных нервных процесса возбуждение и торможение отражают деятельность
головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности,
подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов
выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы –
соответствует темпераменту холерика);
2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы –
соответствует темпераменту сангвиника);
3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы
соответствует темпераменту флегматика);
4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обуславливает
темперамент меланхолика).
Сангвиник человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все
впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и
легко сменяются противоположными чувствами. И.П.Павлов так характеризовал таких
людей: «Сангвиник горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него
много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он
становится скучливым, вялым.»
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда инициатор в
общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но
его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде
чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его
только возбуждает (например, Стива Облонский в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).
Флегматик человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко
эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не
проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в эмоциях.
И.П.Павлов замечал: «Флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный
труженик жизни». Вспомним Пьера Безухова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Но в
определённых условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни,
безволие (например, Обломов в одноимённом романе И. Гончарова).
Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало
и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив
и постоянен в своём отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых
знакомых, в привычной обстановке.
Холерик человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами,
которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к
бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдается быстрая смена настроений,
неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности
процессов возбуждения над торможением. И.П.Павлов так определял этот тип
темперамента: «Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример
такого типа – старый князь Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»).
С увлечением начиная дело холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он
без воодушевления продолжает, а иногда и бросает её. В общении люди холерического
темперамента бывают трудны.
Меланхолик эмоционально откликается далеко не на всё. У него небольшое
разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной
глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на всё, но уж когда откликнется, то
переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в
романе Л.Н.Толстого «Война и мир»). И.П.Павлов отмечал, что меланхолик, «попадая в
новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обстановке люди этого
типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего
эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики
очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости,
одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и
поэтому в результате воспитания, самовоспитания - это внешнее проявление может
искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и
редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или
иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Исследования Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына показали, что стройная картина
соответствия ВНД – высшей нервной деятельности (по Павлову) четырём темпераментам,
не так очевидна, как предполагалось ранее. Особенно важны выводы Б.М. Теплова об
отсутствии прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и
особенностями поведения. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм
поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения,
труднее – другие.
Влияние темперамента ученика на обучение
Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем
виде деятельности каждого возрастного этапа развития.
Ведущая деятельность это деятельность, выполнение которое обуславливает
формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует
дальнейшему развитию личности.
Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может
проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от
выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.
Обучение проходит с разной интенсивностью, навыки формируются и закрепляются
у одних детей прочно и быстро, а другим необходимо длительное время.
Ребенок-холерик разучивает произведение быстро, но детально и основательно.
Трудолюбив, настойчив, начальный этап обучения проходит за короткий период. Упорно
работает над техникой исполнения. Пальцы цепкие. Звучание вначале обучения немного
резкое, но в дальнейшем появляется яркость и глубина. Исполнение отличается
музыкальностью и страстностью, насыщенностью и образностью.
Выдающихся исполнителей можно причислить к холерикам.
Меланхолики работают неровно, сказывается частая смена настроения или
прилив энергии, или нежелание заниматься. Они то прилежны, то ничего не делают.
Таким детям постоянно нужны поощрения. Техникой не любят заниматься. Их больше
привлекают лирические произведения. На уроках бывают всплески появляется
заинтересованность, но быстро на смену приходит равнодушие и безразличие. Обычно,
этим учащимся присуще чувство ритма, выразительность и спокойствие исполнения.
Звучание у них утонченное, грамотное, правильная передача элементов музыки.
Меланхолики любят все фантастическое и страшное.
Флегматики трудолюбивы, разучивают произведение медленно, но грамотно.
Объяснения слушают внимательно. Отсутствует чувство ритма. Любят классическую
музыку. Исполнение характеризуется логичностью, точностью воспроизведения
музыкальных элементов и спокойствием. Благодаря этому музыка в исполнении
флегматиков интересна, но несколько грубовата и прямолинейна, нет ощущения
целостности. Флегматикам мешает медлительность и равнодушие.
Сангвиники - невнимательны, разучивают произведение с ошибками,
самоконтроль не развит, работать над техникой не любят, к объяснениям не
прислушиваются. Имеют чувство ритма, однако темп не выдерживают, стремясь ускорить
его. Причина: подвижность сангвиников. Они могут всю жизнь учиться, но результат этого
процесса малоэффективный. Любят произведения яркие, но не хватает глубины и
основательности в исполнении. Произведение быстро надоедает, стремятся играть новое и
не доводят исполнение до совершенства.
Рекомендации преподавателю для учебно-воспитательной работы с обучающимися
Обучение игре на фортепиано протяженный во времени, многогранный и очень
сложный процесс. Каждый ученик– это индивидуальность, с только ему присущим
сочетанием особенностей личности, характера, темперамента. Поэтому обучение может
быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное
и уникальное, что отличает его от другого. В условиях индивидуального обучения такой
подход представляется единственно возможным. Зная особенности ученика, свойства его
нервной системы, педагог может правильно дозировать нагрузки, подбирать более
эффективные методологические подходы, которые позволят учащемуся обучаться легче и
быстрее, с радостью и желанием.
Темперамент неминуемым образом накладывает свой отпечаток не только на
повседневное поведение будущего музыканта, но и на его отношение к интерпретации и
восприятию музыки. Еще Антон Рубинштейн говорил о том, что не может быть у двух
одинаково хороших, но с различным темпераментом музыкантов одинакового мнения
относительно исполнения и понимания музыкального произведения. Трактовка характера
произведения во многом зависит от темперамента исполнителя, от его душевного
состояния. В музыке вообще очень важно темпераментное, эмоциональное исполнение
произведения, что значительно влияет на слушательское восприятие. Знание
психологических особенностей учащихся дает возможность педагогу правильно строить
учебный процесс, верно подбирать необходимый музыкальный учебный репертуар.
Каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе
обучения следует опираться на сильные стороны темперамента ученика и нейтрализовать
слабые. Например, положительными качествами у сангвиника являются живость,
подвижность, общительность, у холерика быстрота реакции, активность, у меланхолика
чуткость и отзывчивость, у флегматика – выдержка, спокойствие, большая выносливость и
трудоспособность, ровность в обращении. При отрицательных условиях воспитания могут
развиться особенно быстро: у флегматика вялость, малая подвижность как во внешних
проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов; у сангвиника отсутствие
устойчивости, у холерика – резкость, несдержанность, агрессивность, эмоционально легкая
возбудимость, неумение хорошо владеть своими чувствами; у меланхолика замкнутость,
застенчивость, мнительность, нерешительность.
Холерик
От ученика-холерика педагог должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать
обдуманных спокойных решений, добросовестного отношения к работе; воспитывать
сдержанность, ровное отношение ко всему. Во время выполнения учебного задания,
изучения музыкального произведения у холериков следует формировать умение вести
работу последовательно, по определенному плану.
Взаимоотношения с учеником-холериком необходимо строить на основе уважения
и высокой требовательности. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь
развивать социальный интеллект, не допуская командного стиля отношений.
Воздействовать через честолюбие, поощрять волю и упорство. Поддерживать в позитивных
усилиях, помогать в лидерстве.
Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним
резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На
холерика лучше действует подчёркнуто спокойный, тихий голос.
Сангвиник
Сангвиник не любит работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач
и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы. Он
может быть невнимателен к деталям, порой ему не хватает сосредоточенности.
Педагог в этой ситуации должен быть предельно конкретен в своих заданиях и
замечаниях, должен научить ученика правильно планировать время самостоятельных
занятий. Для него интересны активные формы познания, поэтому урок с таким учеником
должен быть ярким и насыщенным.
Поощрять настойчивость и стремления сангвиников, но быть требовательными по
отношению к ученикам, преодолевать поверхностное отношение к делу, научить его быть
ответственным за свои обещания. Взаимоотношения строить доверительные и
уважительные.
Меланхолик
Поскольку меланхолики не способны переносить сильные и длительные
напряжения, преподаватель должен учитывать это в учебной работе, правильно дозировать
нагрузки. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность
в себе. Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-
меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение
требований к таким школьникам ещё больше затормаживает их, снижает
работоспособность.
Флегматик
Ученику-флегматику в процессе учебной работы нередко мешает его
медлительность. Педагог должен как можно чаще активизировать его деятельность,
бороться с их равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их
работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому и к
самому процессу учебной деятельности.
Темперамент не имеет отношения к таланту и одарённости людей. Среди великих
людей встречаются яркие представители всех четырёх темпераментов.
В учебной деятельности резко проявляются индивидуальные особенности силы
нервной системы, которая проявляется в индивидуальной выносливости
и работоспособности. Сила нервной системы это природная индивидуальная
особенность, которая проявляется в возможности выдерживать кратковременные, но
интенсивные воздействия как физические, так и психологические. Чем слабее нервная
система, тем менее она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них
реагировать.
Ученик со слабой нервной системой можно узнать по их повышенной утомляемости.
На них крайне отрицательно сказывается грубость, неуважительность. Однако большая
сила нервной системы соответствует относительно малой чувствительности.
Сильный тип работоспособности - от начала деятельности темп работы ученика нарастает
и затем постепенно снижается.
Средний тип работоспособности - максимальный темп сохраняется некоторое время без
изменений, а затем постепенно снижается.
Слабый тип работоспособности - максимальный темп снижается практически сразу с
момента деятельности и остается сниженным до конца работы.
Заключение
В заключение хочется отметить, что индивидуальное обучение позволяет педагогу
учитывать особенности нервной системы каждого ученика, его характер, темперамент, а
также уровень его музыкальных способностей. Знание этих особенностей помогает
педагогу подбирать необходимый репертуар, правильно строить свою работу и направлять
ее на устранение недостатков, совершенствование технических навыков учеников.
В учебной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности
темперамента учащихся, но не следует приспосабливать меры педагогического воздействия
к его слабым сторонам.
Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они
противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны. Опять
же, важно помнить, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие. В каждом
виде деятельности они проявляют как положительные и отрицательные черты.
Список использованной литературы
1.Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1990.
2.Психология под редакцией Дубровиной И.В. –М.: Академия, 2002.
3.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Анищенко И. http://vocalmuzshcola.ru/vokal/temperament-uchenika
2. Чечет Н.В. https://infourok.ru/psihologicheskie-aspekti-v-obuchenii-igre-na-fortepiano-
1166138.html
3. https://studwood.ru/606749/psihologiya/osobennosti_temperamenta_uchebnoy_deyatelnosti
4. https://ourmind.ru/vliyaniya-temperamenta-na-uchebnuyu-deyatelnost