Методический доклад «Взаимодействие семьи и школы в системе педагогического процесса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
Октябрьского района Тюменской области
Методический доклад
«Взаимодействие семьи и школы в системе
педагогического процесса»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2015 г
2
План:
1. Роль музыки в становлении творческой личности.
2. Основные направления семейного воспитания.
3. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном воспитании детей.
3
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с
развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого
подхода. Как же помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить, которая
так будет необходима ему в дальнейшей жизни? «Ребёнок – объект воспитания», -
достаточно распространенная позиция в педагогике, но, однако нельзя забывать о том, что
ребенок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь призваны, умело направлять его.
В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг
него, но при этом он остается самим собой. Подражание – начало начал любого
творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих
вещей. Не успев окрепнуть, маленький человек произносит своё первое: «Я сам!». Придя в
школу, ребёнок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Главное –
поддержать эт желание и интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько
правил, которых должен придерживаться учитель:
Не сковывать, а освобождать;
Не сдерживать, а поддерживать;
Не сгибать, а распрямлять.
Процесс развития ребёнка, становление его как творческой личности – это
таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Ещё Эммануил кант
говорил: «Не мыслями надо учить, а учить мыслить».
Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на
уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Мы
заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в
учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития.
Роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и
должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых
технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
На протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически
единственной формой воспитания детей в обществе. Опыт семейного воспитания являлся
той почвой, на которой вырастали первые педагогические теории. Вначале они не
выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для
общепедагогических выводов. Развитие общественного и семейного воспитания шло по
трём основным направлениям:
1. Признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются
основы будущей жизни ребенка.
2. Недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные
периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными,
политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа
семьи – как основы естественного воспитания ребенка.
3. Общественное и семейное воспитание выполняет свое назначение в единстве.
Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.
Осознание неразрывной вязи воздействие школы с влиянием семьи и среды привело
к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в
педагогической системе К.Д.Ушинского. Он по-новому ставит вопрос о воспитании
нравственности в семье. Педагоги старого времени вопросы нравственности детей сводят
в основном к вопросам поведения в семье и в обществе. Семье следует помогать ребенку в
работе над развитием нравственной жизни, вникать в духовную жизнь ребенка,
переживать её вместе с ним.
В.А.Сухомлинский и А.С.Макаренко считали, что роль семьи в жизни ребенка
неизмеримо велика, и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его
душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка. Одно из главных направлений
4
семейного воспитания – воспитание духовное. Путь развития человека бесконечен, и
потому воспитание не может дать ничего законченного – оно лишь открывает путь и учит
идти им. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление
идти вперед к совершенству.
В условиях современного общества возрастает значение эстетического воспитания
средствами искусства, в частности музыкального, способствующего развитию
нравственных начал личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению
связей между поколеиями. Задача образовательных учреждений и сиситемы семейного
воспитания – по возможности упорядочить воздействие на детей и подростков
информационной среды, сформировать у них критическое отношение к поступающей
информации. Важно воспитать у юной личности самостоятельность в нравственно-
эстетической оценке действительности при помощи музыкального искусства. Процесс
приобщения ребенка к высокому искусству, в том числе музыкальной культуре, должен
носить непрерывный характер, начиная с рождения. Сегодня важно научить ребенка
оринтироваться в музыкальном калейдоскопе, перенасыщенном не всегда хорошей
музыкой, выбирать подлинно художественное произведение.
«Вряд ли кто-нибудь может спросить: нужна ли в жизни музыа? По существу
говоря, она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется», -
говорил А.В. Луначарский. Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети:
народную, классическую, современную. Разобраться в этом потоке порой трудно,
особенно детям. Мы порой, бываем, равнодушны к музыке глубокого содержания, не
всегда умеем замечать красоту и все потому, что в детские годы в семье не уделялось
должного внимания музыкальному воспитанию. Поэтому задача родителей и педагогов –
распознать наличие у ребенка художественной фантазии и создать оптимальные условия
для ее развития, помочь воспринять те или иные музыкальные явления. Безусловно,
педагог может учить ребёнка воспринимать музыкальные явления, пробуждать интерес и
любовь к музыке, особенно если он сам заинтересован в этом. Однако его старания станут
более эффективными, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке,
поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря своему
непосредственному комплексному воздействию на человека. Она сопровождает человека
всю жизнь, следовательно, семье и школе важно позаботиться о том, чтобы этот
прекрасный спутник детей всегда был добрым и мудрым. Как говорят исследователи
проблем семейного воспитания, семья является первой и наиболе важной ступенью
вхождения маленького человека в жизнь, в мир музыки. Именно родители закладывают
основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребёнка. Естественность и
непринуждённость обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера,
которая создаётся во время занятий с родным человеком, - всё это определяет большие
возможности приобщения ребёнка к музыке средствами семейного воспитания.
В настояще время музыкальное воспитание в семье далеко от благополучия:
ухудшающееся материальное положение людей не способствует музыкально-
эстетическому развитию личности ребенка. Ориентировать ребенка на специальное
музыкальное образование нет необходимости, если нет на то достаточно оснований,
музыкальному искусству нужны и хорошие слушатели. Сегодня важно приблизить
ребенка к миру классической музыки и к лучшим образцам современной музыки.
Известно, что в семье, где серьезно занимаются музыкальным воспитанием, ребенок
постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает
разнообразные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности,
формируется его музыкальная культура.
Сегодня в большинстве семей утеряны музыкальные традиции. Пение и
музицирование все больше уходят из семейной жизни. Знание в области семейной
5
музыкальной педагогики нужны родителям, ведь именно они зкладывают основы
мировоззрения музыкально-эстетических вкусов.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г.Нейгауз, имея в
виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке
и музыкальному воспитанию своих детей. Родителей, обучающим детей в музыкальной
школе, следует предупредить о том, что им придётся учиться вместе с детьми.
Необходимо также дополнять это обучение личным участием в создании музыкально-
воспитательной обстановки дома.
Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители могут стать
единомышленником педагога – музыканта. Успех музыкального развития детей зависит
от того насколько верно и точно сами родители понимают цели и задачи музыкально-
эстетического воспитания детей в семье и школе. Именно семья должна закрепить то, что
дает школа, а по возможности и дать больше, так как в семье ребёнок проводит большую
часть своей жизни. Поэтому для успешного решения задач музыкального образования
детей необходим комплексный подход, который предусматривает осмысление всех видов
музыкальной деятельности детей так, чтобы развитие музыкальных способностей
осуществлялось во взаимодействии семейных и школьных форм музыкального
образования.
Основные принципы преодоления отчужденности родителей от школы в вопросе
музыкального воспитания детей:
изучение образовательных потребностей родителей в области музыкально-
эстетического искусства;
согласование с родителями путей взаимодействия между школой и семьей в
вопросе музыкального образования детей и подростков;
эмоционально-практиеское включение родителей в среду взаимодействия и в
музыкально-образовательный процесс в рамках школьного и семейного
музыкального воспитания детей.
Семья и школа должны дополнять друг друга, помогая ребёнку познавать мир
музыкального искусства. Для успешного взаимодействия между родителями и
педагогами-музыкантами необходимо осуществить родительский так называемый
«музыкальный всеобуч». На родительских собраниях дать представление о методике
обучения детей на инструменте. Можно использовать следующие формы взаимодействия
семьи и школы:
посещение вместе с родителями концертов в музыкальной школе, с последующим
их обсудением;
проведение конкурсов, классных вечеров, лекций-концеров;
организация слушания классической музыки вместе с родителями.
Целесообразно на родительских собраниях проводить беседы с родителями о
формах, методах и приемах музыкального образования в семье, способствуя тем самым
повышению их музыкаьной куьтуры, приобретая в лице родителей своих сторонников.
Таким образом, проблема семейного музыкального воспитания и школьного
музыкального образования приобретает сегодня актуальность и совместными усилиями
можно успешно решать проблему всестороннего развития личности ребенка,
формирование его музыкальной культуры. Однако этот процесс должен носить
целенаправленный и системный характер, который обеспечивается комплексным
подходом к организации учебно-воспитательного процеса через синтез урочной,
внеклассной и семейной музыкальной деятельности.
6
Список использованной литературы:
1. Дубровина И., Данилова Е. Психология. М., 1999г.
2. Кабилова С. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. // Музыка в
школе-2005., №3.
3. Кашапова Л.М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей.//
Музыка в школе-2004., №4.
4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Классика XXI-1999г.
5. Стомеренко Л. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Развитие ответственности обучающихся в процессе обучения технологии
- Исследовательская работа на тему: "Что значит любить ребенка?"
- Презентация "Особенности проявления акцентуации характера в подростковом возрасте"
- Скоро в школу мы пойдём! (конспект выпускного утренника в школе раннего развития детей)
- Сценарий выпускного вечера для детей подготовительной к школе группы «Путешествие с Буратино»
- Родительское собрание "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"