Презентация "Матрешки - русские красавицы"
Подписи к слайдам:
Матрешки –
русские красавицы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Липецка
Разработала: воспитатель Иванова И.Л.
Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в наряд-
ном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лен-
тяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или
петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
Но, главное, эта куколка – с секретом!
Внутри неё прячутся весёлые сестрички,
мал-мала меньше.
История появления матрёшки.
Русская деревянная расписная кукла появилась в Рос-
сии в 90-х водах XIX века. Это было время, когда в об-
ществе стал проявляться интерес к русской культуре
вообще и к искусству в частности.
Восстановлению и развитию традиций народной кре-стьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспи-
тание». В недрах этой мастерской и зароди-
лась идея создания русской деревянной куклы.
В конце XIX века известному русскому про-
мышленнику и меценату
Савве Мамонтову пода-
рили японскую игрушку, привезенную с острова
Хонсю. Эта игрушка была с «сюрпризом».
Это была фигура добродушного лысого старика,
с головой, вытянутой вверх от многочисленных
раздумий, мудреца Фукурума, в которой находи-
лось ещё несколько фигурок,
вложенных одна в другую.
Японцы, кстати, утверждают,
что первым выточил подобную
игрушку на острове Хонсю
русский монах.
Эта игрушка и явилась прообразом нашей
матрёшки.
Первую матрёшку в России выточил из дерева луч-
ший игрушечник из Сергиева Посада Василий Звёздоч-
кин. Профессиональный художник Сергей Малютин расписал фигурку.
Матрёшка С.Малютина представ-
ляла собой круглолицую крестьян-
скую девушку в вышитой рубашке,
сарафане и переднике, в цветастом
платке, держащую в руках чёрного
петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой.
Сделано это было неслучайно. В дореволюционной
провинции имена Матрёна, Матрёша считались
одними и наиболее распространенных женских
имен, в основе которых лежит слово «матерь». Эти
имена ассоциировалось с матерью многочисленного
семейства, обладающей хорошим здоровьем и до-
родной фигурой Впоследствии оно сделалось нари-
цательным и стало означать токарной разъемное
красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрешка ос-
тается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с много-
численным кукольным семейством прекрасно выражает образную осно-
ву этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрешка
была восьмиместная. За де-
вочкой с черным петухом
следовал мальчик, затем
опять девочка. Все фигурки
отличались друг от друга, а
последняя, восьмая, изобра-
жала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрешки российские мастера,
умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающие-
ся друг в друга, освоили с легкостью. Принцип изготовления
матрешки остается неизменным до настоящего времени,
сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Сначала подбирают подходящий
вид древесины. Из-за мягкости в
основном выбирают липу, реже
ольху или берёзу. Деревья обыч-
но срубают ранней весной, сни-
мают кору, но не полностью,
чтобы во время сушки древесина
не давала трещин. Затем бревна
складируют и сушат в течение
нескольких лет в хорошо венти-
лируемом месте.
К обработке древесины необходимо присту-
пать тогда, когда она не сухая, но и не сы-
рая. Каждая заготовка проходит более де-
сятка операций. Самую маленькую куклу –
неразборную – делают первой.
Когда матрешка готова, приступают к
следующей фигурке, в которую войдет пер-
вая. Заготовка необходимой высоты обра-
батывается и разрезается на верхнюю и
нижнюю части. Первой делается нижняя
часть.
Затем удаляют древе-
сину изнутри обеих час-
тей второй куклы так,
чтобы меньшая кукла
плотно вставлялась
внутрь. Потом процесс повторяется для кук-лы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т.д. Количество кукол может быть различным.
Затем каждую куклу грунтуют,
шлифуют. В заключение процес-
са кукол покрывают масляным
лаком. После окончательной
сушки и полировки художник
приступает в раскраске.
В качестве красок используется как гуашь, так и
масляные краски.
Существуют разные виды матрешек.
В наше время можно встретить не только обычную
матрешку в платочке, но и матрешек с политиками,
с изображением архитектурных памятников, с эпи-
зодами из мультиков и фильмов. Откуда же такое
разнообразие цветовых решений и сюжетов для одной
куклы? Матрешка очень быстро стала знаменита на весь мир. Каж-дый город захотел создать свою деревянную куклу, отличающуюся от остальных стилем росписи и технологией изготовления, а также от-ражающую культуру данной области. Существует два основных вида
матрешек: традиционная и авторская.
Традиционные
матрёшки
Сергиевская или загорская (в 1930 году Сергиев Посад переиме-новали в Загорск). В Сергиев Посаде родилась на свет первая матрешка.
Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязан-
ном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цвето-
чек. Её роспись очень яркая, опирающаяся на
3-4 основных цвета – желтый, красный, синий
и зеленый. Линии о дежды и лица у неё обычно
имеют черный контур. Она расписывается гу-
ашью и покрывается лаком.
Семёновская матрёшка (Семёновский район Нижегородской
области). Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный.
её одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки,
с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек
чаще всего раскрашены в горошек.
Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегород-
ской области). Главный элемент полхов-майданской куклы – многоле-
пестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полурас-
крытых бутонов.
Роспись игрушки начинается с
нанесения контура рисунка ту-
шью. Затем изделие грунтуется
Крахмалом, потом расписывается.
после росписи матрешку два или три
раза покрывают прозрачным лаком.
Вятская матрёшка. Самая северная кукла, которая стала хо-
рошо известна в 60-е годы. В этой местности не просто расписывали
матрешку анилиновыми красками, а украшали её ржаной соломкой.
Этот приём оказался новым
для оформления матрешек.
Для этого соломку сначала
отваривали в растворе соды,
после чего она приобретала
красивый песочный цвет.
Затем её нарезали и приклеивали к
кукле, формируя узоры.
Тверская матрёшка. В этом регионе деревянную куклу часто
изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персо-
нажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная.
Их головные уборы и наря-
ды бывают различны, что
очень привлекает детей.
Авторские
матрёшки
Авторские матрешки появляются на свет в разных местах
России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Тве-
ри. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора.
Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские
традиции, вкладывая в неё новый смысл и сюжет.
Все виды матрёшек делают из дерева, их вытачивают и рас-писывают вручную. Матрёшка – это постоянный источник народного творчества, она обладает большим потенциалом
из-за своего уникального уст-
ройства вложения одной кук-
лы в другую.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Разрумянилась немножко наша русская матрёшка"
- Сценарий "Мой дом - моя крепость"
- Презентация "Полезные и Вредные продукты питания" 1 класс
- Презентация "Живопись города Бугуруслана. Город, в котором Я живу"
- Конспект урока "Музицирование - урок пробуждения творческой фантазии"
- Конспект ООД "Путешествие в страну Добра"