Конспект урока "Праздник первой борозды" 4 класс
1
Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе
по теме
Провела
Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна
2
Праздники. От прошлого к настоящему.
Целью :
❖ изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике .
❖ развивать интерес к народным праздникам.
❖ помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.
❖ осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и
национальности.
Задачи :
➢ изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по
данной теме
➢ узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики
➢ осмыслить ценности, которые несут праздники
➢ проанализировать мнение сверстников об этом празднике .
➢ воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей
республики.
Эпиграф к уроку:
Неизвестно, каков будет человек
через 1000 лет,но если отнять у
современного человека этот
нажитой и доставшийся ему в
наследство скарб праздников,
обрядов - тогда он все забудет и всему
разучится,и должен будет
все начинать сначала.
В. О. Ключевский
Ход урока.
I. Орг момент
Учитель:
У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные
национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В
наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие
праздники которые праздновали наши предки.
Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она
была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была
подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми
существенными являются отношения, которые складываются между человеком и
3
природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена,
оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных
верованиях и традиционных праздниках.
Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду,
ветер. Я попросила вас , ребята изучить материалы о национальных праздниках и
сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?
Ученица - что каждый праздник имеет определенное значение и связан с
определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких – либо
обрядов;
1. праздник имеет определенное символическое значение;
2. праздник способствует сплочению народа;
3. праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным
народом;
4. дагестанцы в прошлом – суеверные люди.
Учитель:
Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные
праздники народа – это часть культуры с определенным символическим значением
и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках
Республики Дагестан невелика.
С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали
обрядовые праздники, во время которых люди обращались к своим богам и силам
природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же
свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.
Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы
вами?
Ученица :
Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.
Учительница:
Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела
анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.
Амина :
Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих
одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не
учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и
ценности.
С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен
социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и
жителей села Чинар от 10 до 98 лет.
Им были заданы следующие вопросы:
1. Много ли праздников в современном мире?
2. Какие народные праздники Вы знаете?
3. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
4
4. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
5. Может ли народ обойтись без праздников?
6. Как праздники влияют на родной язык и культуру?
7. Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников
своей страны?
8. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?
9. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и
традициям? (вопрос родителям)
На первый вопрос только 14% детей ответили ,что много86% сказали что мало.
Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй
вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза
байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта , 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не
смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ.
праздники , но только лишь два : Навруз и Праздник первой борозды.
В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан
байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На
него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она
назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый
вопрос все дали единодушный ответ –нет ,не может. На вопрос «Как праздники
влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали , что только
лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и
культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и
проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости
приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный
ответ.
Учитель:
Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.
25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане.
Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин
(авар.- бычья свадьба), усабухири ( авар. –показ быков), хъубяхIруми ( дарг.-
узрение лика пашни), хъулла мехъ( дарг.- свадьба пашни), сук севед йигь( рутул.-
день разбрасывания зерна), къугъвер сувар ( лезг. – праздник пахоты).( слайд 4)
Праздник первой борозды состоял из двух частей :
1) обрядовой запашки
2) состязаний, игр и увеселений.
Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября.
Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22
декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22
июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22
декабря. ( слайд 5)
Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У
аварцев обряд посева семян называют «Оцбай» («запрячь быка»), у даргинцев –
Праздник первой борозды. Праздник первой борозды проводится в середине или
конце марта, в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское
население. ( слайд 6)До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать
5
полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался
сельчанами пахарь («кузал»). ( слайд 7)Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в
наружу, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном.. Он должен был быть
опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким
здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами.
Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов
и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или
засухи вина возлагалась на него. ( слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь
проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал
благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически
чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым
кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему
деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать –
старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме. ( слайд 9)Она шла впереди и раздавала
по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. ( слайд 10) На
пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и
осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. ( слайд 11) В этот день на место
сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным
напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи
злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на
общую скатерть. ( слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда
мешок зерна или баранью тушу.
Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром , рога
обвязывали красной ленточкой ( красный цвет символизировал амулет против злых
духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта ( слайды 13,14)
В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После
коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место
проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал
весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. ( слайд 15) С началом
хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали
разнообразными действиями магического характера ( слайд 16, 17) В некоторых
селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали,
приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её – увеличить её
плодородие.
После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на
праздничную трапезу «свадьбу пашни». ( слайды 18-23)
Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований
обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов,
собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев
юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали
публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми
людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. (
слайд 24-29) Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются
жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель
по обычаю дарит своей невесте.
6
Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради
развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны
содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти
состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать
урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются
зима и весна. Шум , который при этом производила молодёжь, должен был, по
поверью, отпугнуть всё злое.
После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле.
Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые
различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой
борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.
Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их
самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый
исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой
деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет
необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и
сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие,
особую выразительность, красоту, образность.
Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись
мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не
было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они
превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость
народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой
путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в
познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.
Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и
даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое
волнение, и чувство необычайности этого дня.
В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с
историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники
народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только
через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В
настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из
средств возрождения своей культуры.
Рефлексия.
Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.
В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:
1. традиционные праздники народа – часть их культуры и они воспринимаются
ими как одно из средств возрождения своей культуры;
2. у каждого праздника свое символическое значение;
3. почти все праздники были связаны с живым миром природы;
4. богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое
культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Что вам особенно понравилось на уроке?
7
Что было для вас интересным, необычным?
Домашнее задание . Написать проектную работу на тему «Праздники старины»
Литература
Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. – 1983. - № 5 (2512).
Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники.
Махачкала
Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости
Темир Хан-Шура
Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала
Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9
.Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII – начало ХХ в.).
1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сценарий "Мы из будущего"
- Тестовые задания "Охрана труда в животноводстве"
- Сценарий урока "Победный май 1945 года" 8 класс
- Презентация "Критерии оценок во 2 классе. Как к ним относиться"
- Развлечение в подготовительной группе "Всемирный день охраны окружающей среды"
- Итоговое занятие по народно-сценическому танцу