Сценарий "Откуда мы родом?" 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27» г. Астрахани
Сценарий внеклассного мероприятия в 3 классе
«Откуда мы родом?»
подготовила
учитель начальных классов
Досмухамедова Аделя Ильдаровна
Астрахань 2012
«Откуда мы родом
Цели: воспитывать чувство патриотизма, интернационализма, бережного
отношения к национальным традициям; способствовать развитию и
распространению народных игр и развлечений.
Оборудование: национальные костюмы русского, татарского и казахского
народов, костюмы для танца матрёшек, стенды с изображением
национальных символов.
Ведущий 1 (в русском костюме):
В нашей школе учатся дети разных национальностей. Это русские…
Ведущий 2 (в татарском костюме):
… татары, аварцы, азербайджанцы…
Ведущий 3 (в казахском костюме):
… казахи, ногайцы, армяне…
Все вместе:
Дети разных народов,
Мы мечтою о мире живём!
Ведущий 1 (в русском костюме):
Откуда мы родом?
Ведущие 2 и 3: Из детства!
Ведущий 1: Верно. Детство было у всех: и у наших родителей, и у
дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых
участвовали наши предки: знаменитые и не совсем, герои и самые
обыкновенные люди. (Звучит песня «Куда уходит детство…»)
Ведущий 2:
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… русская…
(На сцене под возгласы «Матрёшка!» появляются девочки и исполняют
танец)
Ведущий 1: Матрёшка это русская народная кукла, которая знакома
всем с детства.
Ведущий 3: Маленький человечек ещё не родился на свет, а его
появления уже ждали тысячи людей: врачи и медсёстры, чтобы позаботиться
о его здоровье, мастера и швеи, чтобы приготовить распашонки и пелёнки.
Но в первую очередь – мать ждала появления на свет этого чуда.
Ведущий 2: Все мы родом из детства, а оно невозможно без ласковых
слов матери, её добрых рук, нежной заботы.
Во все времена поэты и мастера кисти прославляли мать, творили
шедевры, на которых запечатлён светлый образ Матери. (Из зала выходит
школьник в национальном костюме).
Я аварец. И хочу прочитать стихи аварского поэта Расула Гамзатова.
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает истину свою…
И когда скажу я, как впервые,
Это слово-чудо, слово-свет,
Встаньте, люди –
Павшие, живые,
Встаньте дети
Наших бурных лет.
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Это слово древнее, святое,
Распрямитесь, встаньте,
Встаньте все!
Слово это – зов и заклинанье
В этом слове сущего душа,
Эта искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его: «МАМА!»
Ведущий 1: Недаром стало традицией в последнее воскресенье ноября в
нашей стране отмечать День Матери.
Ведущий 2: Существует немало пословиц и поговорок, посвящённых
матери. А какие пословицы знаете вы, ребята? (обращается к залу)
А как они звучат на вашем языке?
Ведущий 3: И именно из уст матери мы слышим впервые сладостные
звуки колыбельной песни.
(На сцене появляются две девочки с куклами: одна в ногайском
костюме, другая в русском. Исполняют колыбельные «Уйкла, балам»
(«Спи, малыш»), «Баю-баюшки».)
Ведущий 2:
Нет меж живущих людей,
да и не может быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает.
Ведущий 1: У русского народа широко распространено имя Иван. Имя
это древнее, и пришло оно из Иудеи. Первоначально оно звучало примерно
как «Йоханаан» в переводе «Божий дар». Распространяясь по всему миру
вместе с христианством, оно заметно меняло своё звучание.
Грузины и армяне произносят: «Вано, Ованес», эстонцы: «Юхан».
Ведущий 3: А какими красивыми именами называют наших девочек.
Это Айгуль «Лунная красавица», Айнагуль «Зеркальный цветок»,
Карлыгаш – «Ласточка».
Ведущий 2: А какое же детство без игр? Сейчас мы с вами сыграем в
увлекательную татарскую игру «Тышаулы атлар» («Спутанные кони»).
Описание татарской народной игры «Тышаулы атлар». Две команды
выстраиваются за линией. Напротив линии, на расстоянии 5-10 метров
ставятся кегли. По сигналу ведущего первые игроки начинают прыжки
обеими ногами до кеглей, а возвращаются к своим командам бегом.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Ведущий 2: Издавна татары были кочевым народом. А такой образ
жизни требовал силы, выносливости. Нужно было уметь преодолевать
препятствия, быть ловким, смелым. Такие же качества воспитываются в
играх детей многих народов, например, русская народная игра «Жмурки»,
казахская народная игра «Чук-чук».
Описание казахской народной игры «Чук-чук». Выбирается «верблюд» и
«верблюжонок». Все ребята образуют круг. «Верблюд» и «верблюжонок»
стоят внутри круга спиной друг к другу на небольшом расстоянии. Задача
«верблюда» поймать «верблюжонка». Когда «верблюжонок» выбегает из
круга, ребята приседают и говорят «чук-чук», не давая «верблюду» догнать
«верблюжонка» и наоборот.
Ведущий 1: Издавна на Руси любили водить хороводы, петь песни. Я
хочу с вами разучить игру в хороводе, которая называется «У дядюшки
Трифона».
Описание русской народной игры «У дядюшки Трифона».
Ребята идут по кругу с песней:
«У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все смотрели,
Разом делали, как я!»
(Ведущий показывает разные движения)
Ведущий 1: «Мы родом из детства» с этих слов начали мы праздник.
Ведущий 2: И словно старались доказать их справедливость.
Ведущий 3: Мы не должны забывать, что все мы родом из огромной
страны, имя которой – Россия.
Ведущий 1: А нашей малой родиной является Астрахань!
Городов в моей стране
Знаю очень много.
Только нет дороже мне
Города родного!
Ведущий 2:
Родная астраханская сторонка,
Тебя мы любим всей своей душой.
Под мирным небом песни льются звонко
О дружбе верной и любви большой!
Ведущий 3:
Калмык и русский, горец и татарин
Живут сплочённой, крепкою семьёй.
И каждый астраханец благодарен
Своей сторонке солнечной родной!
Использованная литература:
1. Калашникова О. В. Праздники круглый год. -
Волгоград: Учитель, 2001.
2. Пятин В. А. Природа и история Астраханского края, Астрахань:
АГПИ, 1996 г.