Проект "Интерактивные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Тюменской области, ХМАО-Югры
Проект
Интерактивные игры
как средство развития
творческих и интеллектуальных
способностей учащихся
подготовила
методист
Манвелян Инна Леонидовна
г. Ханты-Мансийск
2014
2
Содержание
1.
Информационная карта
2.
Аннотация
3.
Аналитическое обоснование проекта
3.1 Анализ ситуации
3.2 Актуальность
3.3 Новизна
3.4 Цель и задачи
4.
Механизм реализации
5.
Ожидаемые результаты
6.
Материальное обеспечение
7.
Социальный эффект
8.
Заключение
12.
Приложение
12.1 Смета расходов
12.2 Положение о городской интеллектуальной игре «Инфознайка»
12.3 Мониторинг
12.4 Интерактивная интеллектуальная игра в программе Power Point
13.
Список использованной литературы
3
Информационная карта
1.
Полное название проекта
Интерактивные игры как средство развития творческих и
интеллектуальных способностей учащихся.
2.
Учреждение, представившее
проект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных
техников».
3.
Ф.И.О. автора проекта
4.
Целевая группа и механизм
её формирования
Команды образовательных учреждений города Ханты-
Мансийска.
5.
Возраст и количество
участников проекта
Количество участников команды от образовательного
учреждения 2 человека. Охват участников за 1 реализацию
проекта - 20 человек.
6.
Место реализации проекта
Форма проведения - игровая, соревновательная.
7.
Предполагаемые конечные
результаты проекта
овладение навыками работы на компьютере;
развитие творческих и интеллектуальных
способностей;
выявление творчески активных, талантливых детей.
8.
Показатели, по которым
оценивается
результативность проекта
Команды победители проекта
9.
Бюджет проекта с указанием
всех источников
финансирования
10.
Цель проекта
11.
Задачи проекта
развивать творческие и интеллектуальные
способности;
развивать любознательность, воображение, смелость в
выдвижении гипотез, умение принимать нестандартные
решения;
4
выявить творчески активных, талантливых детей.
12.
Специализация проекта
Популяризация информатики по средствам игровых и
информационных технологий.
13.
Срок реализации проекта
Ежегодно. Многоразовый.
14.
Механизм реализации
1 этап подготовительный (разработка концепции проекта)
2 этап – практический (разработка проекта)
3 этап – обобщающий (подготовка основных мероприятий,
составление картотеки игр, разработка календарно –
тематического планирования)
4 этап – внедренческий (выполнения основных мероприятий
для достижения поставленной цели)
5 этап – заключительный одведение итогов, оценка
результатов, проведение диагностики, оформление и
распространение методического материала)
15.
Условия участия
Представление команд (название команды, девиз, эмблема).
16.
История осуществления
проекта
Проблема образовательных учреждений города в том, что
участие в интеллектуальных конкурсах с применением
информационных технологий ограничено. Поэтому наше
учреждение частично решает эту проблему, организуя
интеллектуальные игры по информатике «Инфознайка»,
«Необыкновенные приключения компьютерных гениев» по
запросу учителей информатики школ города.
5
Аннотация
Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного
образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных
творческих объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей,
формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому
ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ,
времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его
индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса
позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования выявление,
развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Академик А.М.Матюшкин понятие «детская одаренность» трактует как высокие творческие
возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо
деятельности. Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько
способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать новое.
Именно эти 15 20 процентов от общего количества детей имеют возможности стать
если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.
Однако, возможность еще не действительность. К сожалению, в неблагоприятных условиях
творческое начало нередко слабеет и даже угасает. Поэтому от нас, педагогов, во многом
зависит как личная судьба одарённых детей, так и, по большому счету, будущее страны.
Одной из эффективных форм развития творческих способностей могут служить
интерактивные интеллектуальные игры. Интерактивная игра - одно из самых сильных
воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные
стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер. Весьма важно, что они позволяют приобщить детей к
миру современной техники. Основная цель интерактивной игры по информатике повышение
интереса к предмету, поэтому желательно привлечь к ее подготовке и проведению как можно
больше учащихся. Важно, чтобы игровая программа была интересной для детей и ставила
перед ними конкретные задачи и помогала находить их решение, давала простор для
проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и
умениях.
В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, игры позволяют превратить
серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание,
праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие
школьники, но и старшеклассники.
6
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей,
раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различных
состязаниях позволит учащимся расширить свой кругозор, применить собственные знания,
эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной
ситуации в условиях ограниченного времени.
Учитывая значимость интеллектуальных игр в развитии творческого мышления, в
рамках Программы работы с одаренными детьми на станции юных техников проводятся
различные конкурсы, олимпиады, соревнования. Учащиеся станции активные участники
Международной игры конкурса «Инфознайка», Международного проекта videouroki.net
“Дистанционная олимпиада по информатике», Всероссийского конкурса «Молодежное
движение», а также многих других интеллектуальных конкурсов.
Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика
заинтересованности учащихся в посещении объединений, растет интерес учащихся к знаниям,
расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и
творческие способности.
Интеллектуальные конкурсы как площадка личностного самовыражения учащихся
позволяют ребятам максимально проявлять свои способности, проверять качество своих
знаний, а педагогам – создавать условия для выявления, развития и поддержки одаренных
учащихся, формирования конкурентоспособной личности.
В 2011-2012 учебном году МБОУ ДОД «Станция юных техников» стала инициатором
проведения городской интеллектуальной игры по информатике «Инфознайка» для
образовательных учреждений города Ханты-Мансийска. Городская интеллектуальная игра
«Инфознайка» для 5 классов стала ежегодной.
В 2013-2014 учебном году был реализован проект «Необыкновенные приключения
компьютерных гениев» для лагерей с дневным пребыванием детей.
Аналитическое обоснование проекта
Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять
лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас
учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Анкетирование
показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и
реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от
компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о
времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер это целый мир, мир интересный,
модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения
компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.
7
Анализ ситуации
Проведенное среди учащихся и их родителей МОУ ДОД «Станция юных техников»
анкетирование показывает:
у 30 % учащихся младших классов отсутствует познавательный интерес к информатике;
у 25 % учащихся отмечается низкий уровень знаний истории развития ЭВМ и отсутствуют
навыки работы на компьютере в различных программных средах;
90 % учащихся не имеют возможности участвовать в интеллектуальных конкурсах по
информатике;
65 % родителей не хотят, чтобы дети увлекались компьютерами, так как воспринимают
компьютер как развлечение.
Задача развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся решалась в МБОУ
ДОД «Станция юных техников», но результаты исследования показали необходимость
усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла
необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению
детей с увлекательным миром информатики, развитием творческих способностей через
интерактивные интеллектуальные игры.
Анализ ситуации позволил выделить следующие противоречия: с одной стороны,
существует объективная потребность в воспитании интеллектуально-развитой личности, а с
другой стороны, для его осуществления в учреждениях ДО используются традиционные
методы и формы воспитательной работы. Из названных противоречий вытекает следующая
проблема: какие современные формы и методы воспитательной работы можно
использовать? Отсюда тема проекта «Интерактивные игры как средство развития творческих и
интеллектуальных способностей учащихся».
Проблема образовательных учреждений города в том, что участие в интеллектуальных
конкурсах с применением информационных технологий ограничено. На станции юных
техников 70 детей посещают объединения «Основы компьютерной грамотности» и
«Пользователи ПК» и по опросу ребят мы выявили, что в городе нет возможности проявить
себя, показать свои знания по ИКТ. Поэтому наше учреждение частично решает эту проблему,
организуя интеллектуальные игры по запросу учителей информатики школ города.
Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в
обучении не вызывают сомнений. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при
этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в
очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам
организации проекта и правильного подбора заданий для возрастной категории. Поэтому
составлен график посещения мероприятия и ограничение времени на выполнение заданий.
8
Актуальность
Наши интеллектуальные игры посвящены информатике, наверное, самой интересной и
самой популярной науке. На первый взгляд информатика это кабинет с мерцающими
экранами и щелкающими клавиатурами, на самом деле информатика это дверь в мир
технологий, без которых немыслима современная цивилизация.
Новизна
Игра по информатике организует совместную деятельность детей с разными
интеллектуальными знаниями и возможностями.
Целевое назначение
Цель:
Создание условий для формирования творческих и интеллектуальных способностей по
средствам интерактивных игр.
Задачи:
формировать познавательный интерес к информатике;
развивать творческие и интеллектуальные способности;
развивать любознательность, воображение, смелость в выдвижении гипотез, умение
принимать нестандартные решения;
выявить творчески активных, талантливых детей.
Механизмы реализации
1Подготовительный этап
1. Опрос детей и родителей (сентябрь)
2. Разработка концепции проекта
3. Разработка интеллектуальных игр по информатике;
4. Разработка положений;
5. Команды готовят название команды, девиз, эмблему
6. Подготовить грамоты, призы
7. Пригласить жюри
2 Практический этап
1. Разработка проекта (октябрь)
3 Обобщающий этап
1. Подготовка основных мероприятий.
2. Составление картотеки игр.
3. Разработка календарно – тематического планирования
4 Внедренческий этап
1. Выполнение основных мероприятий для достижения поставленной цели. (ноябрь-июль)
5 Заключительный этап
1. Подведение итогов.
9
2. Оценка результатов.
3. Проведение диагностики.
4. Оформление, распространение методического материала. (август-сентябрь)
Ожидаемые результаты:
создание комфортной атмосферы взаимодействия детей;
повышение познавательного интереса к информатике;
овладение навыками работы на компьютере;
воспитание взаимовыручки и товарищеской поддержки;
выявление творческих одаренных детей
Методическое обеспечение
сценарий;
интерактивная игра
Оборудование и наглядный материал:
интерактивная доска;
музыкальное оформление;
карточки с заданиями
бумага и ручки для участников и жюри
грамоты, призы
Информационные ресурсы:
информационные стенды;
компьютерный класс;
интерактивная доска.
Социальный эффект проекта
Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Проект
«Интерактивные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей
учащихся», который включает в себя интерактивную интеллектуальную игру по информатике
«Инфознайка», «Необыкновенные приключения компьютерных гениев» предусматривает то,
что компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко
реагировать на все его действия и запросы. Реализация игровых программ на муниципальном
уровне в виде интерактивных игр способствует повышению роли информационных технологий,
развивает познание в области информатики, формирует практические навыки работы с
компьютером, учит решать ситуативные задачи и помогает выявить творчески одаренных
детей.
10
Приложение 1
СМЕТА
расходов на мероприятие
интеллектуальная игра по информатике "Инфознайка"
Источник
финансирования:
Муниципальная программа "Развитие образования в городе Ханты-
Мансийске на 2014-2016 годы"
Мероприятие: подпрограмма,
подпункт
Место проведения
мероприятия:
г. Ханты-Мансийск
Сроки проведения:
7 ноября 2014
Кол-во участников:
20
Получатель средств:
МБОУ ДОД "Станция юных техников"
п/п
Показатель
Единица
измерения
Кол-во
Цена
Сумма
Сроки
предоставления
денежных
средств
1
2
3
4
5
6
7
1
Награждение
наушники
шт.
2
900
1800
оптическая мышь
шт.
2
800
1600
флеш-память
шт.
2
550
1100
диски
шт.
18
50
900
ИТОГО :
5400
ноябрь
Смету подготовил:
И.Л.Манвелян
(подпись)
(ФИО)
Смету проверил:
Г.А.Божедомов
(подпись)
(ФИО)
11
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ
о городской интеллектуальной игре
по информатике «ИНФОЗНАЙКА»
С целью активизации познавательного интереса детей в области информатики и
информационных технологий муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Станция юных техников» совместно с Департаментом образования Администрации
города Ханты-Мансийска проводит городскую интеллектуальную игру по информатике
«ИНФОЗНАЙКА».
Место проведения: МБОУ ДОД «Станция юных техников»
Сроки проведения: 7 ноября 2014 года, в 11 часов.
Цель:
Содействие формированию познавательного интереса к информатике по средствам игровой
деятельности.
Задачи:
сформировать познавательный интерес к информатике;
развивать любознательность, воображение, смелость в выдвижении гипотез, умение принимать
нестандартные решения;
формировать информационную культуру, уважение к сопернику;
выявить творчески активных, талантливых детей.
Условия конкурса:
К участию в интеллектуальной игре по информатике приглашаются команды учащихся 5 классов
общеобразовательных учреждений города Ханты-Мансийска /одна команда от учреждения/. Состав
команды: 2 человека, имеющие навыки работы на компьютере.
Документация.
Для участия в городской интеллектуальной игре необходимо подать заявку в установленной
форме (Приложение 1) до 3 ноября 2014 г. в МБОУ ДОД «Станция юных техников», одним из
предложенных способов:
тел/факс
адрес:
e-mail:
Без заявки команда к участию не допускается.
Программа:
1. Представление команд (название, девиз, эмблема).
2. Круговой сектор с разнообразными заданиями по информатике.
Награждение.
Команды, занявшие 1, 2 и 3 места награждаются грамотами и ценными призами.
Все участники интеллектуальной игры получают поощрительные призы.
Состав судейской коллегии.
Председатель жюри:
Домашенко Н.С. – педагог ДО
Члены жюри:
Уральский И.Л. – педагог ДО
Путин Е.Г. – педагог- психолог
12
ЗАЯВКА
на участие в городской интеллектуальной игре по информатике «Инфознайка»
образовательных учреждений г. Ханты-Мансийска
команда школы № _____
№ п/п
Фамилия, имя участника
(полностью)
Пол
Класс
День, месяц,
год рождения
1.
2.
Директор _______________ /__________________________/
подпись расшифровка подписи
Представитель команды _______________ /__________________________________/
подпись фамилия, имя, отчество (разборчиво)
Директор СЮТ Г.А. Божедомов
Исполнитель педагог
дополнительного образования
Манвелян И.Л.
13
Приложение 3
МОНИТОРИНГ
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА РОСТА УЧАСТНИКОВ
ИНТЕРАКТИВНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
ПО ИНФОРМАТИКЕ «ИНФОЗНАЙКА»
С целью активизации познавательного интереса детей в области информатики и
информационных технологий муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных техников» совместно с Департаментом
образования Администрации города Ханты-Мансийска с 2011 года проводит городскую
интеллектуальную игру по информатике «ИНФОЗНАЙКА» для учащихся 5 классов.
В 2011 году в игре приняли участие 7 команд школ города Ханты-Мансийска. В 2013
году активное участие в интеллектуальной игре приняли представители дополнительного
образования детей «Центр развития детей и юношества» и МБОУ ДОД «Станция юных
техников».
Динамика роста участников по годам
Учебный год
Участие в игре
Школы
Учреждения
дополнительного
образования
Участников
2011-2012
7
-
14
2012-2013
7
-
14
2013-2014
7
2
18
2014-2015
8
2
20
14
14
18
20
0
5
10
15
20
Количество участников интеллектуальной игры
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
14
Результаты интеллектуальной игры по информатике «Инфознайка» с 2011 по 2014 учебные
годы представлены следующим образом:
Результаты интеллектуальной игры
Из приведенных выше таблиц и диаграмм можно сделать вывод, что число участников
увеличилось. Рост количественного состава участников свидетельствует об устойчивом
интересе учащихся к интерактивным интеллектуальным играм по информатике.
15
Список использованной литературы
1. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/М.: БИНОМ, 2006
2. Газета “Информатика”, №4, 2000 г.
3. Голышева О. Ю. Внеклассное мероприятие по информатике на тему: "Информационный
марафон". http://festival.1september.ru
4. Горячев А.В Рабочая тетрадь “Информатика в играх и задачах”., карта путешествия,
задания – карточки
5. Дуванов А. А. Азы программирования. Факультативный курс. Книга для учителя + CD.
СПб.: БХВ-Петербург, 2005
6. Дуванов А.А., электронное пособие “Ребусы”, Роботландия+.
7. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. //Информатика. Первое
сентября. № 23 2004 г.
8. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий. Газета 1
сентября, № 1, 2001 год
9. Информатика. Первое сентября. № 8 2000 г.
10. Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей,
Омега-Л, 2008 г.
11. Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы в компьютерном обучении //
Пед. информатика.- 1993, N 2.- с.10-16
12. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы.
Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.
13. Пугач В., О. Пугач, “Информатика-9”.
14. Радченко Н.П., О.А. Козлов, “Экзаменационные вопросы и ответы”.
Используемые интернет-ресурсы:
1. http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-14.html
2. http://festival.1september.ru/articles/211584/
3. http://www.avatarochki.ru/animated_show/how-to-make-skunk/
4. http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3210842/
5. http://mistergid.ru/children/oformlenye/11908-Raskraski-iz-multfilmov-vol.2.html
6. http://worldall.ucoz.ru/news/iskustvo/1-0-11
7. http://www.x-console.com/forum/messages/forum98/topic8602/message96766/
8. http://www.wallpaperbod.com/wallpaper/food-differring-meal-pancakes-with-berries.html
9. http://dev.grouple.ru/forum/posts/list/23053.page
10.http://vernonqreevess.blogspot.com/2011/09/bonfire-fireworks-and-guy.html
11. http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/359874-Kak-zamorozit--jagody-na-zimu
12. http://www.ruskid.ru/game/458-reb01.html
13. http://festival.1september.ru/articles/618452/
14.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/20/razvitie_odarennosti_v_uchrezhdeniyakh_dopol
nitelnogo_obrazovaniya_detey.docx
15. http://wmarina2007.narod.ru/olderfiles/1/Issledovatelskaya_rabota_KOMPJUTER-4381.pdf
16
17