Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди - нравственные законы" 4 класс

Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Конспект урока по ОРКСЭ
(модуль «Основы светской этики»)
Тема: «Заповеди нравственные законы»
4 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2016
Тема: «Заповеди – нравственные законы».
4 класс
Цели:
- познакомить учащихся с древнейшим нравственным законом, изложенным
в заповедях;
- дать представление об одной из мировых религий – иудаизме;
- расширить представление о религиозных культурах и общемировом
наследии.
Мотивация.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком понятии идёт речь?
Друзья, отгадайте, о чём разговор,
Когда мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
«Иди, расскажи! может твёрдо шепнуть.
Просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это, конечно же… (совесть)
Актуализация.
- Что такое совесть?
Совесть – умение человека управлять своим поведением, контролировать его,
требовать от самого себя выполнения нравственных обязанностей. Это и
умение давать оценку своим поступкам. Совесть проявляется в глубоких
переживаниях человека, это его внутренний голос.
У кого-то совесть чуткая, у кого-то — не очень. Чтобы у людей
было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в
своих поступках и намерениях, необходимо знать и соблюдать нравственные
законы. Это актуально особенно сейчас, когда общество испытывает острую
нужду в таких ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость,
доброжелательность, стоит вернуться к древнейшему нравственному закону,
изложенному в десяти заповедях.
- На странице 147 учебника, рассмотрите картину Ф. де Шампеня и
иллюстрацию, на которой представлено произведение великого итальянского
скульптора Микеланджело.
- Что вы можете сказать про изображённого человека?
- Как вы думаете, кто он, что держит в руках?
- Видно ли по этому изображению, что перед нами вождь и законоучитель
народа?
- Как иначе его можно назвать? Моисей – пророк и законодатель,
основоположник иудаизма, согласно Библии, получил от Бога 10 заповедей.
- Сформулируйте тему урока: «Заповеди – нравственные законы»
- Построение проекта выхода из затруднения.
Предлагаю работать по плану:
1.Поработать со словарём и выяснить значение новых понятий.
2.Познакомиться с историей жизни пророка Моисея.
3. Поработать в группах и выяснить смысл заповедей.
4.Прочитать текст учебника и выяснить основное предписание иудаизма.
Реализация плана.
- Итак, приступаем к реализации плана.
- Найдите в словаре значения слов «пророк», «иудаизм», «заповедь», кратко
сформулируйте определения, которые запишем в тетрадь.
Пророк - это посредник в общении между Богом и людьми, призванный
наставлять людей на путь истинный.
Заповедь повеление, данное Богом человеку и имеющее характер
предписания или запрета.
Иудаизм самая древняя из трёх основных религий, признающих
существование единого Бога-Творца.
- Познакомимся с историей жизни пророка Моисея.
Маленький еврейский мальчик Моисей родился в Египте в семье рабыни. По
приказу фараона он чуть было не был убит, но его спасла и воспитала добрая
дочь египетского царя.
Моисей бежал из Египта на Синайский полуостров и стал скотоводом.
Однажды у подножия горы Синай он увидел необыкновенный куст, который
полыхал огнем, но не сгорал. Из пламени с ним заговорил Бог. Он повелел
Моисею вернуться в Египет и вывести оттуда всех евреев.
Под предводительством Моисея евреи покинули Египет. Их преследовали
египетские войска. И тогда по велению Бога, волны Красного моря
расступились перед евреями, и они смогли спастись, перейдя по дну моря на
другой берег.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк
Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.
Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на
дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него
заповеди. Сорок дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь
не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам
начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес
из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним,
сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой
перемены в себе не замечал.
Все заповеди, данные в древности Богом еврейскому народу через пророка
Моисея, записаны в Торе – священной книге иудеев (евреев). Евреи
называют их «Моисеевым законом»
- Самостоятельно прочитайте притчу о Моисее (с.150-151)
- Объясните, как вы поняли смысл притчи.
(Пророк показал людям, что силой воли человек способен преодолеть
собственные пороки, пустые желания, суету).
- Поработаем в группах и обсудим некоторые из десяти заповедей.
Представитель от каждой группы зачитывает название заповеди и
доносит до остальных учеников её смысл. Текст учитель раздаёт для
членов группы.
Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях
человека с Богом. Остальные заповеди касаются отношений людей между
собой. Познакомимся с некоторыми из них.
1. Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и
счастливая жизнь: «Чти отца своего и мать свою». Сама природа внушает
нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, воспитание. Родители
помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а
потом дети помогают престарелым и уже немощным.
Неужели за этот величайший дар родители не достойны нашего уважения
(«почитания»)? Почитание это не просто вежливые слова, а реальная
поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием
и участием. Непослушание, неуважение, пренебрежение родителями всегда
считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением.
2. О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не
убий». Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не
только о бандитах. Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого
(насекомого, птиц, зверей), но и о злобе, гневе, ненависти, обращённых к
человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть сродни
убийству, поэтому, согласно христианской морали, если сердишься на
другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстрее заглушить в
своём сердце злобу и примириться с ним. Христос сказал, что убийцей
становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь
если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не
стало.
- А как поступить по отношению к тем людям, которые тебя обидели?
- Ответить обидой на обиду, отомстить?
Но зло вызывает лишь ответное зло. Прощение лучше мщения. Необходимо
учиться побеждать свой гнев, быть снисходительными к своим врагам и не
подражать тем, кто оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить,
удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.
- А если человек намеренно вредит своему здоровью (пьет, курит),
считается ли это нарушением Заповеди «Не убий», как вы думаете?
3. Быть осторожным в оценках других людей требует нравственное правило
«не лжесвидетельствуй». Это значит не лги, не говори зла о друге и
недруге, не занимайся сплетнями и пересудами. Ложь является злым
пороком в человеке. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи, чтобы
оговорить кого-либо или скрыть свои проступки. Нет ничего хуже, чем
пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать, чтобы
обмануть, солгать для собственной пользы. Не надо спешить осуждать
другого человека. А какое несчастье могут принести человеку
легкомысленные, насмешливые, невоздержанные слова! Нашу жизнь не
должны засорять грубые, бранные слова и пустословие.
Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности,
избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и
его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми
подтолкнул тебя ко лжи. Одна ложь порождает другую, и со временем лжец
сам становится заложником своего обмана.
Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»;
«Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос
предостерегал: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы,
и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую
ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием
о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.
- Ребята, а подслушивание, подсматривание, чтение чужих писем, чужой
переписки, осуждение одноклассника, насмешка над ним, разглашение
чужой тайны, слабости, болезни – как вы думаете, относится ли это к этой
заповеди?
4. Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у
другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя
брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Однако часто бывает
так, что мы попросим почитать книгу и не вернём её, найдём утерянное кем-
то и утаим, держим взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут,
потихоньку берём то, что никем не охраняется. Воровство быстро может
стать привычкой. Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не
может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того,
чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.
Тот, кто крадет — готов причинить страдания другому человеку. И о его
переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее,
лучше его.
5. «Не завидуй». Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед.
Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая
машина — но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть — в ее
черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была.
Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет
лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и
этого было мало… Что было дальше мы знаем. Кажется, что ложь может
помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это
иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо
хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. В числе
нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времён, нельзя
не отметить скромность, скромное поведение. Не надо считать себя выше
другого человека, возносить себя, хвастать, ибо всегда осуждался тот, кто
страдал себялюбием, гордыней.
- А радоваться несчастью своего одноклассника, любого ближнего, соседа,
например относится ли к этой заповеди? - Ребята, а не добросовестная
учеба, работа, нанесение вреда имуществу близких людей, школы
относится ли к этой заповеди, как вы думаете?
6. «Не прелюбодействуй». Будь верным, свято храни свою семью, не
предавай, береги её, не переступай через любовь. Эта заповедь о верности
тому, кто любит тебя, и любим тобою. Соблюдение этой заповеди залог
сохранения семьи.
Самостоятельная работа.
- Поработайте с текстом учебника на странице152 и выясните основное
предписание иудеев.
Вывод:
- Благотворительность в иудаизме – обязанность каждого. Она по своей
важности равна всем остальным заповедям вместе взятым. Даже тот, кто сам
нуждается, должен помогать тому, кто живёт хуже.
Включение в систему знаний.
- Прочитайте рубрику «Ларчик мудрости» и объясните, как вы понимаете
слова великого еврейского мудреца Гилеля.
Вывод:
- Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Эти
слова называют «золотым правилом нравственности». В них заключён
главный смысл взаимоотношений людей.
Рефлексия.
1.Что ты узнал о Моисее. Почему его называют одним из великих учителей
человечества?
2. Какие из десяти заповедей ты запомнил. Что они запрещают и к чему
обязывают?
3. Расскажи, за что, в представлении иудеев, человек несёт ответственность.
Домашнее задание:
1.Выучить 10 заповедей.
2. Расставить заповеди по степени важности для вашей семьи (самые важные
на первое место, менее важные на второе и т.д.)
Литература.
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской
этики: 4кл.: Учебник / Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И. Тюляева. – 2-е изд.,
испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2014. – 208с.: цв. ил.
2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской
этики. Поурочно-тематическое планирование.4 кл.: методическое пособие/
Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И. Тюляева и др. – М.: Академкнига /
Учебник, 2014. 112с.
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2013/11/07/prezentatsiya-4.nravstvennyy-zakon-orkse-urok-no-18
4. http://www.stihi.ru/2015/05/12/3361