Русская народная хореография, как основа постановочной работы в детском хореографическом коллективе

Русская народная хореография, как основа постановочной работы
в детском хореографическом коллективе
В русской народной культуре веками складывалась богатейшая,
чрезвычайно разнообразная, самобытная хореографическая традиция, тесно
связанная с вокальным и инструментальным исполнительством. Но
изучению и освоению хореографических фольклорных образцов длительное
время уделялось незаслуженно малое внимание. И это приводило к
использованию танцевальных элементов хореографическими коллективами,
ансамблями песни и танца лишь как иллюстративных «украшений». В
результате при воспроизведении фольклорных оригиналов разрушалась их
целостность. Однако огромной заслугой народно-хоровых коллективов,
ансамблей народного танца явились популяризация и сохранение в обществе
интереса к народной культуре на протяжении продолжительного периода
отечественной истории.
Танцевальное народное искусство не представляет собой нечто
неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно
меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание,
отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизуются в
общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие
прогрессивные традиции, и по сей день, доставляют эстетическое
наслаждение нашему соплеменнику.
Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей
красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов,
создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и
жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом,
свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное
достижение культуры, предмет пристального изучения современных
исследователей.
Русский народный танец имеет свои характерные черты, связанные с
этапами развития национальной культуры, а также с особенностями
культуры края, где он формировался и развивался. Танцы Орловщины,
Курска, Брянщины. Севера, Сибири и др. при всей их общности,
национально-стилевом единстве отличаются своеобразием композиционных
приемов, местными стилевыми особенностями, оттенками пластического
решения.
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая
историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении
сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.
Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была
деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением,
ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев,
времен года определял относительную устойчивость психологии,
художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При
всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт
прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание,
художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым
общественные и художественные потребности своего времени. Это делает
каждое произведение народного творчества образцом, в котором
выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.
Выделим основные общенациональные черты русского народного
танца. Прежде всего, назовем главную содержательность танца в самом
широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко
выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой существенной общенациональной чертой русского народного
танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания.
Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи,
которую он решил воплотить в танце.
Народ в танце все делает осмысленно и все связывает с жизнью.
Интересна такая деталь: в одних областях руки кладут на талию закрытым
кулачком, а в других открытой ладонью. В Воронежской области во время
экспедиции мастера хореографии заметили, что танцоры в селе складывают
ладонь в кулачок. На вопрос о причине этого одна старушка ответила:
«Область наша черноземная, и мы все лето возимся в земле, занимаемся
прополкой. Зелень травы и чернота земли въедаются в кожу и иногда целое
лето не отмываются, и на гуляньях все прячут пальцы в кулачок».
Видимо, можно найти такое же истинно народное объяснение танцу с
открытой ладонью. Даже такие простые русские танцевальные движения, как
ковырялочка, веревочка и другие, имеют определенный жизненный смысл.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность.
Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение
своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий
всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности
собственной натуры и ту идею, которую хочет донести.
В проявлении детьми творческой активности очень важна роль плясок и
их разновидности (по показу воспитателя, с зафиксированными движениями,
народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пени-
ем, импровизация). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие,
красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается
проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых
движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить
собственную композицию танца.
Существенное место издавна занимала в танце песня. Песня это
летопись народная. Каждое событие в своей жизни народ сопровождал
песней; она тесно связана с игрой, хороводом, действием, пляской. Известно
много песен: протяжных, игровых, хороводных, шуточных, плясовых,
которые исполнялись всегда в определенной обстановке на посиделках, на
гуляньях, на свадьбах, ярмарках, где участники были и исполнителями, и
зрителями.
В современной искусствоведческой литературе известны две формы
существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной
естественной среде и в сценическом искусстве. Кто решает задачи
сохранения фольклорных традиций вводит нас в практику нескольких
групп коллективов, которые в своей творческой деятельности претворяют
народное танцевальное искусство и отличаются друг от друга, как по
способам его интерпретации, так и по некоторым другим параметрам.
К первой группе можно отнести коллективы, условно называемые
этнографическими, участники которых исполняют аутентичный фольклор
той географической местности, где проживают сами.
Вторая группа коллективов, назовем их условно фольклорными,
реконструирует фольклор какого-либо региона путем воссоздания живых
традиций или, если они уже не функционируют, на основе изучения
имеющихся материалов. Третья и четвертая группы коллективов, куда
относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-
сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на
принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора.
Мастерами народной хореографии Т.Д. Устиновой, И.А. Моисеевым,
Н.С. Надеждиной, М.С. Годенко, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикиным и многими
другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный
фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки,
но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танец не
только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но и
качественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько
иначе, чем прежде. В связи с этим возникла потребность в подготовке и
обучении исполнителей танца, а также его преподавателей в любительских и
профессиональных коллективах. Сегодня учебная дисциплина «русский
танец» изучается во многих вузах и средних специальных учебных
заведениях культуры и искусств нашей страны. И главной ее задачей
является изучение основ и истоков русского народного танца, его основных
движений, видов и форм, а также областных и региональных особенностей.
У М.М. Фокина народно-сценический танец становится
выразительным, расширяет свои сюжетные возможности. Подлинным
шедевром явились «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь
Игорь». А.В. Ширяев, рассказывая о своем характерном классе в балетной
школе, отметил, что пригодился этот класс не только учащимся, он служил
источником вдохновения и для балетмейстеров».
Фольклорный материал служит для балетмейстера источником
вдохновения. «Но чтобы быть поэтом истинно народным... надо
проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним...
прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ». Это
высказывание Н. Добролюбова в полной мере можно отнести к творчеству
балетмейстера, работающего с фольклорным материалом. Фольклорный
материал дает неисчерпаемые возможности для балетмейстера, создающего
народный сценический номер.
При постановке танца на основе русской народной хореографии важно
грамотно создать образ. Этот процесс сугубо индивидуальный, балетмейстер
черпает материал для своей работы из жизни русского человека, событий
этой жизни для чего тщательно изучают всевозможные материалы.
Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, постановщик,
вырабатывает свое суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое
существенное играет большую роль для конечного результата работы
создания хореографического произведения. При создании образа народного
героя хореограф отталкивается от сюжета, идеи и строит этот образ,
основываясь на фольклорном материале. Мысли, чувства, взаимоотношения
людей, их характеры, образы героев, идею произведения можно выразить
посредством фольклорного языка.
Педагог, который работает в детском коллективе, и осуществляет
постановку детского народного номера, должен искать вдохновение в таком
безграничном роднике нового как детский фольклор это целая отдельная
область фольклористики. Детский фольклор заключает в себе такие жанры,
которых нет в устной словесности взрослых; если некоторым жанрам
детского фольклора и можно указать соответствие в устной поэзии, то
только по отдельным признакам. Бытование произведений детского
фольклора и носители его также различны в сравнении с тем, что известно
фольклоре взрослых.
«Детский фольклор» понимается, как то, что создано в слове самими
детьми, и то, что, не будучи созданием детских поколений, вошло со
стороны в их репертуар, выпав из репертуара взрослых.
Можно выделить несколько групп детского фольклора. Одну из групп
детского фольклора составляют краткие стихотворные двустишия и
четверостишия: шуточные поздравления с обновой («обновка»), формулы
прощания при ежедневном расставании с товарищем, с подругой («на
прощанье», «на дорожку»), обращения к товарищу или подруге с просьбой
чем-нибудь поделиться, что-нибудь одолжить («попрошайка»), песенки с
перечислением дней недели и т.д. Другую группу произведений детского
фольклора составляют приговорки или песенки, исполняемые вне дома, в
поле, в лесу, на реке: за околицею при встрече коров, идущих с пастбища, в
лесу при разрывании муравьиных куч, по дороге в лес за грибами, за
ягодами, на обратном пути из леса, причем одни песенки связываются с
желанием заранее узнать исход предприятия, исполнение других имеет
целью обеспечить удачу в рыбной ловле, в поиске ягод или грибов. Этот круг
произведений сельскохозяйственной детской словесности, прикрепленных к
разным моментам несложного участия детей в заботах повседневной жизни
взрослых, переплетается с другими циклами произведениями
календарного фольклора.
Очень многое отражено в литературных фольклорных произведениях.
Детский фольклор богат сказками, потешками, стихами, присказками и т.д.,
в которых для детей, для зрителя и для самого балетмейстера будет
открываться народный быт, жизнь и уклад русского народа. В жизни
русского народа очень большое значение занимает календарный год. Именно
ему подчиняются и с ним связаны традиции, обычаи, обряды, календарные
праздники, и всё это можно воплотить в яркие хореографические по-
становки. Приход весны, проводы зимы и т.д. легко можно отразить на
сцене. А если, основываясь на фольклоре, украшать это выразительными
средствами хореографии, то продукт балетмейстера будет на достойном
уровне. Также для педагога может быть интересен «детский игровой
фольклор», т. е. совокупность словесных произведений, имеющих не
самодовлеющее значение, но входящих составными частями в более
сложное образование — в игру.
К детскому игровому фольклору можно отнести игровые песни - одни
их них полагают начин игре, другие служат для связи ее частей, третьи несут
службу концовок; иные вводятся для замедления действия игры или в целях
отвлечения внимания некоторых участников от ответственного момента
игры и т. д.
Так же много интересного можно найти в молчанках, жеребьевках и
считалках. Они помогали найти в игре заводилу, честно выбрать игроков и
т.д. Легче всего в постановочной работе шуточную, забавную атмосферу
передадут, конечно, дети. Очень разнообразен потешный фольклор. Его
отличительной особенностью является шутливый, забавный характер. Сюда
входят стихотворения, связанные с играми-импровизациями и чаще с
забавами.
Перечисленные произведения дают возможность наблюдать покорное,
даже радостное подчинение детей привычному порядку воспринимать мир и
в установившейся традиции высказываться о нем. Наряду с ними можно
указать круг произведений, в которых выражается совершенно
противоположное отношение к вещам и явлениям мира, возбуждающим
детское творчество. Среди детского фольклора можно найти множество
сюжетов, которые будут заинтересовывать, воспитывать, обучать детей в
коллективе, но только при грамотной обработке этих событий, извлечения из
них интересного, хореографический номер, особенно в детском коллективе
будет отвечать всем требованиям постановки.
В связи с тем, что в хореографическом коллективе занимаются
различные возрастные группы, балетмейстер должен руководствоваться
интересами и возможностями детей на том или ином возрастном этапе, не
забывая про то, что в группах есть и мальчики и девочки. В младшем
возрасте, например, детям будут не сложны и понятны в исполнении
постановки на основе игрового фольклора. Когда они становятся старше, им
могут быть интересны события, которые происходят в народных сказках.
Уже в более старшем возрасте мальчики заинтересуются и увлекутся
былинными героями, русскими богатырями, а их желание повлияет и на
исполнение. Девочкам старшей группы можно подобрать песенный
фольклор, например, колыбельные песни.
Лексика народного танца также как и его образы, отличается
богатством и разнообразием, она вобрала в себя характер народа, его
темперамент, а также и его жизненный уклад. Язык фольклора красочный,
оригинальный и неповторимый, балетмейстер этим языком может
рассказать быт, характер, темперамент, жизненный уклад русского народа
через хореографический номер. Танцевальный текст, раскрывающий
хореографический образ, должен создаваться балетмейстером исходя из
основ народной хореографии, народного танца.
Таким образом, русская народная хореография для балетмейстеров -
неисчерпаемый источник образов и процесс «рождения» и сочинения танца
на её основе имеет свои специфичные особенности.
Рассмотрим процесс «передачи» сочиненного танца детям, изучение
его лексики.
Анализируя опыт традиционного хореографического обучения
непосредственно в естественной деревенской среде, можно выделить три его
этапа.
Первый этап «игровой». Дети 5-9-ти лет постигают основы
танцевальной культуры через игры, в которых используются
инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. Важно,
что при этом внимание играющих направлено на партнеров по игре, танцу, а
не на механическое заучивание хореографических элементов.
Второй этап «технический, хореографический». Дети и подростки 10-
14-ти лет пытаются освоить технически сложные, замысловатые
хореографические элементы, разучить те или иные танцы, но пока не
участвуют в танцах взрослых.
Следуя народной традиции хореографического воспитания,
рекомендуется осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и
очередность вышеуказанных этапов: «игрового» и «технического,
хореографического», которые соответствуют возрастным особенностям
физического и психического развития детей. Порой в выступлениях детских
и подростковых фольклорных коллективов приходится наблюдать
«механическую» слаженность в исполнении танцев, но при этом
неискренность их поведения, показной артистизм, всякое отсутствие
импровизации в танцах и плясках. Чаще всего это связано с отсутствием при
обучении детей «игрового этапа». Руководители в своем стремлении к
быстрому результату закрепощают детей, формируют у них неверные
целевые установки. Исправить такие навыки бывает очень трудно, а порой и
невозможно.
Третий этап «мастерский». С 14-15 лет деревенские парни и девушки
начинали посещать вечерки и участвовать в танцах, во время которых
оттачивалось и совершенствовалось исполнение дробей и других
танцевальных движений, вырабатывалась своя индивидуальная пластическая
манера. Один из лучших плясунов, встретившихся автору во время
экспедиционной практики, Николай Маркович Лебедев из города Кологрив
Костромской области так охарактеризовал роль и место народной
хореографии в русской традиционной культуре: «Все ведь раньше, и девчата
и ребята, плясуны были. В каждой деревне не было ни одной девчонки или
парня, чтобы он не плясал. И нас ведь никто не учил плясать».
В хореографических коллективах обучение народному танцу строится,
как правило, следующим образом.
Младшая группа - это начальный этап познания и освоения народного
танца с элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов на-
родного танца, в овладении простейшими элементами народной плясовой
пластики: притопывание, отстукивание каблучком, элементарные хлопки,
повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки.
Можно давать детям самостоятельно использовать эти элементы в свободной
пляске. Будет уместно и использование элементов орнаментального
хоровода: ходить по кругу в одну сторону, взявшись за руки, делать
«воротики». Так же на этом возрастном этапе можно подготавливать детей к
парным пляскам: учить ходить парами врассыпную и друг за другом.
В этой группе главное научить реагировать детей на плясовую музыку,
используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности само-
стоятельно. Желательно чтобы дети учились проявлять индивидуальность в
самостоятельной пляске. Поэтому в репертуаре младших групп нужно
использовать хороводные игры, где используются плясовые элементы,
можно с солистом. Разучивание плясовых элементов и хороводных
перестроений проводится по показу педагога, с объяснениями и игровыми
элементами. Если все основные элементы вкладывать в игру, то можно даже
на начальном этапе увидеть результат проучивания народных элементов в
импровизации. То, на сколько дети будут заинтересованы народным танцем
на начальном этапе изучения, повлияет на дальнейшую обучаемость
народной хореографии в средней группе.
Средняя группа - это базовый этап дальнейшего изучения основ народ-
ной хореографии, усложнение её форм, создание несложной репертуарной
программы, освоение игрового этюдного материала, основ актёрской
выразительности, способности к первичным формам концертно-публичного
исполнительства. В средней группе своевременно вводятся в учебный
процесс повороты, притопы и другие, более сложные элементы народного
танца, добавляется больше характера к исполнению. Нужно уделять
внимание пластике рук, корпуса. Следить за исполнением в индивидуальной
пляске. В хороводе усложняются рисунки, можно менять направление в
кругу, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке,
перестраиваться в пары из круга и наоборот. Так же продолжается
подготовка к танцам изучаются различные положения рук в парах,
добавляются ходы.
В этом возрасте при показе роль педагога иногда может выполнять
ребенок, назначение такого «педагога» будет побуждать детей к проявлению
большей самостоятельности, к умению давать оценку друг другу что опять
же пригодиться в исполнении свободной пляски.
Старшая группа это этап совершенствования уже полученных на
первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений в
народном танце. Дети старшей группы уже готовы к более глубокому и
сложному изучению народного танца. Проучив основные элементы русской
народной хореографии, зная основные рисунки танца, когда поставлена
пластика рук и корпуса (но ещё очень важно продолжать учиться сочетать
движения рук и ног), можно переходить к оттачиванию исполнительского
мастерства. Но в старшей группе ещё активно изучаются все формы
русского народного танца - хоровод, кадриль, пляска, перепляс, вводиться
понятие «обрядовая пляска», а так же рисунки танца усложняются,
становятся более интересными. В плясках очень важен импровизационный
момент, на данном возрастном этапе импровизация должна достигать ещё
более высокого уровня, дети овладевают простейшими дробями, можно в
сочетании с частушкой.
Таким образом, русская народная хореография это богатый источник
образов и идей для хореографических постановок. Основываясь на
национальной культуре, различных элементах фольклора, в том числе
праздниках, она несет в себе историю народа в целом и малой Родины в
частности. Передавая традиции, образы, обычаи и обряды русский народный
танец способствует воспитанию детей. Русская народная хореография
отличается яркостью образов, содержательностью и реализмом. Она сочетает
в себе развлекательный, воспитательный, обучающий и другие элементы.
Важно отметить, что как и все направления в танце, народный танец
изучается от простого к сложному. Очень важно в младшей группе дать
основы русской народной хореографии, в средней - усовершенствовать эти
основы, а не остаться на прежнем уровне, а в старших группах привести
исполнительское мастерство к высоким результатам. Для того, чтобы в
постановке участники смотрелись на достойном уровне, нужно
последовательно подходить к изучению народной хореографии. Таким
образом, русская народная хореография, лишенная стилизации и грамотно
переданная детям, может стать замечательной основой для постановки
детского хореографического номера. Она принесёт педагогу удовлетворение
от проделанной работы, а главное будет интересна, понятна и полезна детям.