Рабочая программа по православной культуре 7 класс (по Шевченко Л. Л.)

1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по православной культуре 7 класса разработана на
основе программы: Шевченко Л.Л Православная культура: Концепция и
программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.:
Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г,
письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 14-52-876 ин/16
«Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная
культура», приказа управления образования и науки Белгородской области от
26 апреля 2006 года 656 «Об утверждении базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской
области, реализующих программы общего образования», концепции
включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего
образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой
образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»,
инструктивно методического письма «О преподавании предмета
«Православная культура в общеобразовательных учреждениях Белгородской
области в 2012 – 2013 учебном году».
Актуальность введения православной культуры как отдельного
предмета обусловлена осознанием нашим обществом необходимости
использования духовно нравственных ценностей российской православной
культуры в воспитании подрастающего поколения.
Программа 7 года обучения продолжает разработку концентра
содержания курса «Православная культура» Общая тема года: «Святая
Русь 18-19 век».Она раскрывается как продолжение изучения интегративной
линии содержания 7 года обучения «Православная культура в жизни
христиан». Определение ведущей темы года и отбор материала учебного
пособия произведен с учетом особенностей учащихся данной возрастной
группы (стремление к самостоятельности, снижение авторитета взрослых,
усиление зависимости от авторитета сверстников и ценностей молодежной
культуры, способность абстрактного мышления, критическое восприятие
явлений, дифференцированность восприятия, способность анализа, поиск
личной позиции в выборе ценностей жизни). Учитывая указанные
возрастные особенности, прежде всего, стремление учащихся средних
классов к самостоятельности, проявляющийся в этом возрасте интерес к
определению ценностей жизни человека, ведущие ценности христианской
культуры: вера, семья, творчество, позволяющие раскрыть смысл
христианской жизни.
Цели:
-приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной
самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
-обеспечение самоопределения личности, создания условий ее
самореализации;
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье,
согражданам;
2
-интеграция личности в национальную и мировую культуру;
-формирование базовой культуры личности школьника .
-формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей
как основы консолидации общества.
Задачи:
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы,
определяемыми Законом РФ «Об образовании» программой определяются
следующие общие задачи обучения и воспитания:
- Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых
для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных
для России культурных ценностей.
- Воспитание школьников как благочестивых граждан
демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и
необходимость их осуществления в своем поведении.
- Передача современным школьникам знаний в области истории
религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и
эстетического развития личности.
В программу внесены следующие изменения:
В Рабочей программе количество часов 35(1 час в неделю), что
соответствует объему часов учебной нагрузки, определенному учебным
планом образовательного учреждения. Авторская программа рассчитана на
34 часа, поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения:
Добавлен 1 час на изучение регионального компонента (экскурсия в
храм);
Формы организации учебного процесса:
Комбинированные уроки с элементами проблемности и проектной
деятельности (маршруты духовного краеведения):на этапе объяснения-
рассказ учителем базового текста, а его закрепление и опрос -на основе
заданий рубрики » Выполни задания». Формы представления заданий
маршрутов духовного краеведения- творческие, исследовательские,
проектные работы, стихотворения, эссе, презентации, слайд-фильмы,
рисунки, экскурсии и т.д. Формы контроля могут быть вариативными,
включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности
(сочинения, рисунки и т.д.).
Общая характеристика учебного предмета
Объектом изучения курса «Православная культура» является процесс
развития феномена «религиозная культура» (духовно-нравственная
культура). Религиозная культура представляет собой совокупность духовной
и предметной социальной деятельности, а также ее результатов,
сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим
воздействием традиционной религии страны. В России научным
сообществом христианство считается культурообразующим фактором для
складывавшей на протяжении более чем тысячелетнего периода российский
3
культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на
формирование российской национально-культурной идентичности и
специфики страны в пространстве мировой цивилизации.
Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных
явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде
всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает в
узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию,
идеологию, религию, в широком - все специфические человеческие формы
жизнедеятельности. Это область мировоззрения личности, формирования
ценностных ориентации, установок межличностных отношений, сфера
культуры православного отношения к природе, труду, производству,
семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного
наследия страны, выраженного в материальной культуре российского народа
- исторические здания, материальные памятники истории и искусства,
предметы повседневного быта и материального производства принадлежит
христианской культуре или несет ее отпечаток. Все эти обстоятельства
обусловливают необходимость включения предметной области « Православ-
ная культура» в отдельную образовательную область «Духовно-нравственная
культура » в качестве самостоятельного учебного предмета в содержании
начального и общего среднего образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации.
Место предмета в базисном учебном плане
Количество часов: всего-35ч, в т.ч. контрольных работ-1ч, экскурсий-1ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в
соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному
предмету»
В рамках требований рабочей программы учащиеся должны
уметь:
- вслушиваться, всматриваться в изучаемый материал, открывать в нём
новое для себя;
-видеть красоту окружающего мира;
- пользуясь примерами жизни святых давать нравственную оценку своим
поступкам и поступкам людей;
знать:
- первичные представления о православной культуре, о православной
христианской картине мира, о крещении Руси;
- православные семейные ценности;
- православные праздники;
- библейские истории;
- понятие о защитниках Отечества в наше время;
- обязанности человека – христианина;
понимать:
- почему Русь называют святой;
- что является Духовной твердыней России.
4
Содержание программы учебного предмета
«Православная культура»
7 год обучения
Святая Русь.(18-20 века)
Церковная реформа Петра1. Святые Митрофан Воронежский и
Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют
о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Как понимали
слова «добрая, простая старина»? Какие изменения произошли в жизни
людей 17 века? В чём царь Пётр видел источник могущества России?
Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни
Митрофана Воронежского. Христианская добродетель кротости, смирения и
послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского.
Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя
Димитрия Ростовского. Как в народе сохранялись христианская вера и
традиции благочестия во времена реформ. Как русские писатели и поэты
использовали жития святых при работе над своими произведениями.
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Почему 18 век
называли «блестящим» веком? Зависимость Церкви от светской власти во
времена царствования Екатерины II.Закрытие монастырей. «Великий
милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение
состояния внутреннего (душевного и духовного) мира человека.
Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества
и храмового зодчества18 века. Стиль барокко. Изменение стиля церковного
пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века.
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. Положение
Православной Церкви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие
разрушения веры. Управление церкви Священным Синодом. Война 1812 года
и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени.
Подвиги поста, послушания и молитвы святого. Добродетельная и
подвижническая жизнь святого. Основание Серафимо-Дивеевской обители.
Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий
собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены.
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.
Мудрый наставник. 50-летнее служение церкви. Духовный и нравственный
облик святителя. Церковное искусство как отражение духовного мира людей.
Возрождение стиля древнерусского зодчества.
Великие старцы Оптиной пустыни. Оптина пустынь центр духовного
возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы пример великой любви к
Богу. Новомученики и исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за
Христа в конце 20 века.
5
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Сострадание доброго пастыря. Священническое служение в Кронштадте.
Святой Иоанн Кронштадтский любимый учитель. Пророчества святого
Иоанна Кронштадтского.
Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в 20 веке.
Разрушение традиций государственной власти изменение государственного
устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Семья царя Николая
II Царственных мучеников страстотерпцев.
Новомученики и Исповедники Российские. Священная история–о
поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон.
Раскольники обновленцы. Подвиг христианского смирения святого
Патриарха. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский.
Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская
духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Христианские мученики ГУЛАГа. Священная история – о событиях на
Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские.
Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников (Соловецких,
Домодедовских, Верейских, Оптинских…). Бутовский полигон место
покаяния. Иконография « Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и
проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве
христиан.
Православная культура России свидетельствует. Христиане размышляют
о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной
истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской
культуры – о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века.
Изучаем церковно-славянский язык тексты, в которых прославляются
Святые Новомученики.
Православная культура в жизни христиан. Священная история о
велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение
центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия
главное Богослужение Православной Церкви. Ее основное событие
Таинства Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной
любви к людям.
Золотая цепь святых. Христиане размышляют о золотой цепи святых всех
веков, соединяющих всех в Боге Едином. Кто войдёт в Церковь небесную.
Святые дети в Церкви небесной. Иконография рассказывает о воскресении,
спасении, вечности. Торжество и христианская радость в русской духовной
поэзии рассказ о святости родной земли. Изучаем церковно - славянский
язык торжество и радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях
Пасхи, песнопениях святым. Бессмертие.
6
Тематическое планирование
Глава 1: Святая Русь в 17-18 веках.-7 часов
Глава 2:Святые 19 века.-8часов
Глава 3:Христианские мученики 20 века-11 часов
Глава 4:Православная культура в жизни христиан-9 часов
Календарно – тематическое планирование (7 класс)
уро
ка
Название раздела и темы
Часы
учебного
времени
Плановые
сроки
прохождения
Приме
чание
план
факт
1
Святая Русь
35
1
Церковная реформа Петра I.
Святой Митрофан Воронежский
1
03.09
2
Святой Димитрий Ростовский.
Святой Иоанн Русский
1
10.09
3
«Блестящий» 18 век. Святитель
Тихон Задонский
1
18.09
4
«Блестящий» 18 век. Святитель
Тихон Задонский
1
24.09
5
Святые 19 века
1
01.10
6
Преподобный Серафим
Саровский
1
08.10
7
Преподобный Серафим
Саровский
1
15.10
8
Святитель Филарет, митрополит
Московский
1
22.10
9
Святитель Филарет, митрополит
Московский
1
12.11
10
Великие старцы Оптиной
Пустыни
1
19.11
11
Великие старцы Оптиной
Пустыни
1
26.11
12
На рубеже веков. Святой
праведный Иоанн
Кронштадтский
1
2.12
13
Контрольная работа «Святые
18-19 веков»
1
09.12
7
14
Проведение Рождественского
праздника
1
16.12
15
Царственные мученики
1
24.12
16
Царственные мученики
1
17
Новомученики и Исповедники
российские
1
18
Новомученики и Исповедники
российские
1
19
Новомученики и Исповедники
российские
1
20
Христианские мученики
ГУЛАГа
1
21
Христианские мученики
ГУЛАГа
1
22
Контрольная работа по теме
«Мученики за веру
христианскую»
1
23
Православная культура России
свидетельствует
1
24
Православная культура России
свидетельствует
1
25
Православная культура России
свидетельствует
1
26
Православная культура в жизни
христиан
1
27
Православная культура в жизни
христиан
1
28
Православная культура в жизни
христиан
1
29
Золотая цепь святых
1
30
Золотая цепь святых
1
31
Золотая цепь святых
1
32
Золотая цепь святых
1
33
Заочное путешествие по святым
местам родного края
1
34
Итоговая контрольная
работа за курс 7 класса
1
35
Обобщающее повторение
1
Описание учебно-методического и и материально-технического и
обеспечения образовательного процесса.
8
УМК «Православная культура (духовно-нравственная культура)»
Л.Л. Шевченко
Шевченко Л.Л. Православная культура. 7год обучения. В 3-х книгах.
Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных
школ, лицеев, гимназий.- М.: Центр поддержки культурно-исторических
традиций Отечества,2008.
Шевченко Л.Л. Православная культура 7 год обучения. Методический
пособие для учителя: 7 год обучения-. М.: Центр поддержки культурно-
исторических традиций Отечества.2008.
Шевченко Л.Л. Православная культура год обучения. Наглядное
пособие»Иллюстрации» 8 год обучения-. М.: Центр поддержки культурно-
исторических традиций Отечества.2008.
Дополнительная литература
1.Библия.Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на русском
языке. Российское Библейское общество.М.,1993
2. Лопухин А.П. Толковая Библия. Комментарии на все книги Святого
Писания. М.,2001.
4.Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-
миней святителя Димитрия Ростовского. М., 1913./Переиздано Оптина
пустынь.1998
5.Шмелев И.С.Лето Господне. СПб.,1996
Официальные информационные ресурсы:
blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской
епархии,
www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского регионального института
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru сайт Белгородской Православной
Духовной семинарии с миссионерской направленностью,
www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный
портал.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании
предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях
Белгородской области в 2011-2012 учебном году» в процессе преподавания
православной культуры используются следующие виды контроля:
стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый. К формам
контроля можно отнести устный, письменный, программированный.
Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности
(воспитанности), подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Этот
вид контроля проводится в начале учебного года как этап урока в течение 15-
20 минут в виде тестирования.
С помощью текущего контроля возможно диагностирование
дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление
результатов обучения на отдельных его этапах. Этот вид контроля
J
9
проводится в рамках урока, сочетаясь с заданиями по закреплению
материала, контрольные задания с основными понятиями предмета.
Проверка в форме выставки творческих работ, подготовке и проведении
праздников. Итоговые самостоятельные работы (рефераты, сочинения)
Рубежный контроль тоговый контроль) осуществляется после
прохождения всего учебного курса. Он представлен в виде итоговой
контрольной работы и позволяет оценить работу педагога и учащихся.
Общая оценка учебно-воспитательных результатов изучения
программы учащимися по результатам учебного года и каждой четверти
определяется как средний бал набранных учащимся оценок за данный период
учебного времени. В случае возникновения спорной ситуации при выведении
среднего балла предлагается использовать как решающие оценки,
полученные учащимся за выполнение рефератов итоговой контрольной
работы.