Исследовательская работа "Марийские священные рощи как объект историко-культурного наследия" 4 класс

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ
учащихся 1-4 классов
«Я познаю мир»
Секция: История вокруг нас
Марийские священные рощи
как объект историко-культурного наследия
Фазлеева Ландыш
МБОУ«Шурабашская начальная общеобразовательная школа»,
4-а класс
с.Шурабаш
Научные руководитель: Гайнуллина Гульназ Анасовна
С.Шурабаш
2012 г.
2012год приказом президента объявлен Годом историко-культурного наследия
Республики Татарстан. Это значит, изучить и сохранить обряды, традиции,
этнокультурное наследие своего народа и передать его молодому поколению.
Республика Татарстан считается многонациональной республикой. У каждой
национальности есть своё национально -культурное автономии. Автономия
целенаправленно работает над расширением этнокультурного наследия нашего народа.
«Марийские священные рощи как объект историко-культурного наследия», так
называется наш реферат. Почему мы именно эту тему выбрали?
Сегодня многие рощи находятся без должного присмотра. Они, как и люди, весь
марийский народ, требуют к себе внимания, заботы. Там, где рощи болеют, страдают от
варварского использования природы, исчезает и марийская культура, родной язык народа,
люди теряют историческое и национальное самосознание. При изучении темы мы
проводили классные часы, встречались со старейшими нашей деревни, ссылались на
интернетные ресурсы .
Обобщая тему, мы пришли к выводу, что наши праздники, обычаи сохранились с
давних времён, передавались от поколения к поколению. Мы молодое поколение должны
изучать и продолжить обряды и праздники наших предков.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
1. Марийские священные рощи, как объект историко-культурного наследия
1.1 Описание священных рощ
1.2 Виды рощ и их размещения
2. Марийские моления в священных рощах
2.1 Обед с богами
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Марийские священные рощи- уникальные историко-
культурные и ландшафтные памятники народа мари. Располагаются недалеко
от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка.
Нередко эти рощи достигают 0,3-0,5 га, а иногда могут занимать площадь до
одного гектара.
Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают
посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу
Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность
народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев,
выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными
мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную
территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом.
Объект работы. Объектом исследования является историко-культурное
наследие.
Предмет работы. Предметом исследования является марийские
священные рощи.
Цель работы. Рассмотреть тему «марийские священные рощи, как
историко-культурное наследие».
Задачи работы. В соответствии с целью ставились следующие задачи:
- раскрыть тему «Марийские священные рощи, как историко-
культурное наследие»
* описать священные рощи их виды и размещение
- рассмотреть марийские моления в священных рощах
* описать обед с богами
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и
сформулированные на их основании предложения призваны обеспечить
повышение научного и практического уровня совершенствования механизма
в области историко-культурного наследия.
Структура работы. Структура работы включает в себя содержание, введение,
две главы, заключение, а так же список используемой литературы.
1. МАРИЙСКИЕ СВЕЩЕННЫЕ РОЩИ, КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Описание священных рощ
У мари гусли всегда признавались как музыкальный инструмент, на
котором непременно должна звучать мелодия для Юмо. В ансамбле гусляров
участвовали одни мужчины. Вымывшись в бане, надев чистую одежду
белого цвета, они играли торжественные мелодии во время произношения
кумалтышмут (молитвенных слов) жрецами. Это был «разговор» с Космосом,
Вселенной, во время которого молящиеся словно вживались, встраивались в
окружающую природу. Звучал своеобразный отчет о проделанной работе,
мольба о мирной жизни, хорошем урожае, семейном благополучии.
Священная музыка гусляров придавала словам жрецов особое звучание,
поднимала дух собравшихся в священной роще людей, укрепляла их
единение и силу. Тут человек забывает о своем горе, недугах, зле. «Ош Поро
Кугу Юмо (Белый Добрый Большой Бог), радуй нас: дай нам жизнь, как у
птиц вольную, как шелк прочную, как эта роща светлую, как те горы
гордую» - сами эти слова звучат как мелодия, гусли придают им
божественную силу. Юмо услышал мари, он ему поможет. Так соединяются
воедино поэтическая экспрессия с музыкальной, человек духовно
выпрямляется, вновь обретает себя для дальнейшего жизненного пути.
Речь идет о священных деревьях и рощах - если они принадлежат
одной семье их обычно называют кереметями, кереметищами, если всему
окрестному народу - кюс-ото - “божий лес”. Марийцы живут у нас с
незапамятных времен. Точнее, мы у них живем. Большинство из них в той
или иной мере является носителями традиционной религии. В Шарангском
районе известны 25 священных рощ и деревьев, в Тоншаевском - 1, в
Тонкинском - 4, Воротынском - 5, Воскресенском – 4,Арском-1(с.Шурабаш)В
2000 г. число “природных святынь” увеличилось, так как была проведена
массированная экспедиция и найдено кое-что новое. По сути, священные
рощи представляют собой самый настоящий “лес дремучий”, живущий
собственной жизнью, по собственным законам. Эти деревья никто не
обижает, не трогает. И даже после гибели они продолжают лежать и
превращаться во что-то то, во что превращался древний лес. Это некое
бессмертное, возобновляемое растительное сообщество.
Человек не имеет права не то что срубить дерево, даже собирать
валежник, ягоды, грибы. По рассказам самих марийцев, бывали случаи, когда
за сломанную в кереметище ветку человек наказывался тяжелой болезнью.
Перед тем как идти в рощу, обязательно моются одеваются в чистую
белую одежду (сейчас уже не обязательно в белую). Отправляются туда
ночью, незадолго до рассвета. В некоторых селах принято расстилать перед
собой домотканые дорожки, чтобы не мять траву в кереметище. Дрова
приносят из дому. Вслед за жрецом молящиеся призывают своих богов. Поро
Кугу Юмо называют верховного Бога - “Добрый, великий Бог”. КечеЮмо -
Бог Солнца, Вуд-Ава - Богиня воды, Чодыра-Юмо - Бог леса, Мардеж-Юмо -
Бог ветра, Тылзе-Юмо-Бог Луны...
Жрецами-картами назначаются те, кто лучше других знает как и кому
нужно молиться. Потом приносится жертва. В некоторых деревнях в
качестве главной жертвы приносили жеребенка. В других - гуся, петуха,
барана. Марийские боги любят белый цвет. Если нет белого животного,
любое другое покрывали белой тканью. Хороши для пожертвования белые
быки, бараны. В Воскресенском районе приносили пироги с изображением
быка, гуся или лошади. Мясо жертвенного животного варили в котле. Самое
главное в обряде - хорошо попировать с богами. И молящиеся поедят, и в
роще что-то останется тем, кто там живет: зверям, птицам, богам.
“Моление - обмен между человеком и растением”, - поясняет Морохин.
Понять бы чем. Сейчас в научно-популярной литературе привыкли в таких
случаях говорить: “Энергией”. Но что это такое, никто не объясняет. Но ведь
человек приходит и говорит какие-то добрые вещи дереву. А доброе слово,
как известно, не только кошке приятно. Да и человеку хорошо около живого
старого дерева, он становится сильней.
1.2 Виды рощ и их размещения
Каждый народ в соответствии со сложившимися историческими и
культурными традициями, особенностями менталитета по своему
приспосабливает среду обитания, придавая ей отличительные черты.
Своеобразия в оформлении культурного ландшафта у марийцев в ХIХ-ХХ вв.
проявились, например, в малодворности и небольшой людности поселений,
озеленении населенных пунктов (они, как правило, утопают в зелени), в
наличии возле селения множества родников, пруда, водяной мельницы и т.д.
Специалисты легко могли различить марийские, русские или татарские
селения по особенностям построек во дворе, тиру его застройки, внешнему
виду улиц, по наличию культовых зданий и сооружений, ориентации
деревень относительно солнца и т.д.
Различались несколько групп священных рощ. В зависимости от числа
участников моления выделялись семейные, родовые, патронимические, обще
деревенские, родственной группы деревень «тиште», мирские и все
марийские. В зависимости от объекта почитания различались рощи,
посвященные отдельному Богу (божеству или духу) и святилища, в которых
жертвоприношения проводились одновременно многим высшим (небесным)
богам и духам.
В качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах
выступали специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или
место где восседает гость - господин), возле которого совершалось моление с
жертвоприношениями домашних животных и птиц.
В святилищах, предназначенных для совершения молений многим
божествам и духам, в честь каждого божества выбиралось свое дерево
«онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершались главным образом
коллективные жертвоприношения от имени верующих нескольких деревень,
районов или даже всего марийского народа. На таких молениях онапу в честь
главного Бога «Поро Ош Кугу Юмо» размещалось в центре рощи на
переднем плане. В нескольких метрах от него, с северной стороны, немного
отступя от священного костра, полукругом размещались участники
жертвоприношения. Молящиеся обращались к богу, стоя на коленях,
повернувшись лицом на юго-восток. Севернее от этого дерева, по обеим его
сторонам как два крыла парящей птицы” располагались священные деревья,
посвященные божествам, олицетворяющим, дополняющим и раскрывающим
сущность Кугу Юмо. Еще севернее, ближе к западному входу в рощу (“в
хвостовой части, летящей птицы”) находилось дерево, посвященное
божеству “Курыккугыза” (старик горы), который представлялся как
обожествленный предок марийского народа. В местах коллективного
почитания одного божества или духа каждая семья или каждая семейно-
родственная группа для проведения семейных жертвоприношений выбирала
свое почитаемое дерево (онапу), которое располагалось на расстоянии
вытянутых вожжей от главного дерева, олицетворяющего почитаемое
божество, возле которого периодически проводились общественные моления.
На территории Марийского края большинство сохранившихся
священных рощ находятся в северо-восточных и центральных районах
республики. Мало сохранилось древнемарийских святилищ в
Горономарийском, Килемарском, Волжском районах. За пределами
республики священные рощи встречаются в Уржумском, Яранском,
Пижанском районах Кировской, Тоншаевском, Шарангском районах
Горьковской областей, а также возле марийских деревень Татарии,
Удмуртии, Башкортостана, Пермской и Свердловской областей.
Значительная часть священных рощ, расположенных за пределами Марий
Эл, в настоящее время не используется в культовых целях, однако марийское
население их почитает, оберегает и верит, что эти рощи обладают
сверхъестественной силой.
Наиболее почитаемым местом вятских марийцев является святилище
Чембулатова гора, расположенная возле деревни Чембулатово Советского
района Кировской области. По мнению А.Спицына, вятского исследователя,
моление Чембулату устраивали на таком месте, которое как бы самой
природой назначено для храма. На высоком берегу реки Немда возвышался
камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека.
По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный
предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь
(слово “Чембулат” состоит из двух частей: “джум”- муж и “булат” - сталь, то
есть “Человек, твердый как сталь”). Марийцы верили, что Чембулат при
жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и
умением находить нужные слова, способные умилостивить божества.
Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил
признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-
самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в
горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам
себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско,
слуг, домашних животных. Однако, переселившись в мир иной, он не терял
связи с народом: в трудную минуту выезжал на своем коне и прогонял прочь
врагов.
Вера в сверхъестественную помощь народного заступника сложилась в
Х-ХIV вв. Первое письменное упоминание о светилище Чембулата мы
встречаем в описании А.Олеария (ХVII в.). В 1830 г. в целях быстрейшего
утверждения христианства Чембулатов камень был взорван. Тем не менее
народ сохранил память о своем покровителе. Моления в честь
“Курыккугыза” (так иногда называют марийского старейшину)
продолжались вплоть до конца ХХ в. Православные верующие почитали его
как “Иван-воин”. Недалеко от святилища была устроена часовня, известная в
народе как “Коса гора”.
В конце ХХ в. активисты общественной организации Марий ушем”
возродили культ святилища. С 1993 года здесь регулярно проводятся
коллективные моления с участием марийцев не только РМЭ, Кировской
области, но и близлежащих регионов России. К сожалению, памятник
находится вблизи действующего карьера, где периодически проводятся
взрывные работы, что в конечном итоге может привести к уничтожению
ценного исторического памятника.
Другим древнемарийским святилищем, непосредственно связанным с
историей народа, является могила святого Акпатыра, расположенная
недалеко от Больше-Китяковского кладбища. Исторические материалы
показывают, что культ Акпатыра сложился в конце ХVI-ХVII вв.
Историческим прообразом героя послужил мусульманский проповедник Иш-
Мухамед сын Тугк-Мухамеда, праведный человек, который в течение 36 лет
обучал марийцев и татар основам ислама, чтению Корана. В народе он
прославился как искусный лекарь. Марийские предания Акпатыра называют
приемным сыном этого проповедника, который отличался богатырской
силой, ловкостью, умением налаживать добрые взаимоотношения с
соседними народами. После его смерти на могиле народного героя была
посажена березка. Возле этого дерева в 1998 г. была поставлена памятная
плита. В наши дни в августе месяце здесь ежегодно проводятся
коллективные моления.
В народной памяти хранятся ценные исторические сведения о каждой
из сохранившихся священных рощ. Народ верил в них, свято чтил и берег их
от любого покушения. Священные рощи являются зримым воплощением
исторического самосознания народа, его идеалов о счастливой жизни,
ценностей, переданных, завещанных предками. Почитаемые рощи, таким
образом, являются живым памятником, связующим звеном между нынешним
поколением и далекими предками.
Марийские священные рощи являются не только историческим, но и
культурным и ландшафтными памятниками. Они свидетельствуют
самобытную культуру народа, его почтительное и бережное отношение к
природе, отражают народные представления о структуре мироздания,
взаимосвязи человеческой культуры с ноосферой, космосом. Священные
рощи можно рассматривать и как естественная природная лаборатория,
которая независимо от человека отслеживает влияние человеческого фактора
на природу. Анализируя почвенный состав этих культовых мест можно
детально изучить происшедшие перемены в культуре землепользования. По
состоянию деревьев легко можно узнать факторы, влияющие на заболевание
естественных лесов.
Сегодня многие рощи находятся без должного присмотра. Они, как и
люди, весь марийский народ, требуют к себе внимания, заботы. Там, где
рощи болеют, страдают от варварского использования природы, исчезает и
марийская культура, родной язык народа, люди теряют историческое и
национальное самосознание. В тех же местах, где священные рощи
оберегаются, ведется за ним соответствующий уход, - там сохраняется и
национальная культура, люди верят в себя, свое будущее, активно участвуют
в созидательном труде.
2. МАРИЙСКИЕ МОЛЕНИЯ В СВЯЩЕННЫХ РОЩАХ
2.1 Обед с богами
О феномене марийского язычества заговорили еще более 20 лет назад.
Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог
практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию
- и это марийцы.
Один из самых значимых в религии марийцев обряд - всемирные
моления. Цель которых - собрать со всех уголков России в одном месте свой
народ. По традиции, такие моления проходят только в священных рощах. На
территории Марийской республики находится примерно 500 таких рощ, где
можно проводить этот древний обряд.
Исконно моления всегда считались языческим обрядом марийского
народа. Большие моления проводятся редко - раз в 5 лет. Их история такова,
что долгое время марийцам не разрешалось проводить свой обряд. Еще в 19
веке они тайно целыми семьями ходили в священные рощи или молились
дома. Леонид Шабалин, марийский жрец из Татарстана: «Это же марийская
наша культура. Это культура марийского народа. Забывать не надо. Плохо,
что ли, если мы спросим наших богов, чтоб нам послали хорошей жизни.
Чтоб не было наркоманов, мы же это в обращении говорим. Чтоб не было
алкоголиков, чтоб все вели себя хорошо». Рощи, в которых регулярно
проводятся моления, считаются священными. В них нельзя ругаться,
употреблять спиртное, ломать деревья. Перед началом моления даже человек
должен придти духовно очищенным после специального недельного поста.
Старожилы утверждают, что непосвященный это место может не найти.
Священные рощи по сути считаются аномальными зонами, и уже давно
являются объектом внимания ученых. По исследованиям, в них все системы
навигаций либо не работают, либо дают неправильные данные. Они просто
не могут показать это место на земле. Как говорят марийские жрецы, эти
священные места специально предназначены только для молений.
Священные рощи, где и сейчас проводят организованные культовые
ритуалы приверженцы «марийской веры», называются «юмыното», «мер
ото» (общественные), «насыл ото» или «тукым ото» (родовые). Такая
система долгое историческое время служила мари целям консолидации
народа и компенсировала отсутствие национальной государственности.
Итак, почитание родового божества и связанный с ним культ кудо как
священного (сакрального) пространства у мари своими корнями уходит в
уральскую (финно-угорскую) древность.
Традиционная культура мари открывает в ритуале молений в
священных рощах, ритуале праздников основу всей человеческой
деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Ритуал
является всеобщей мерой гармонии в отношении человека к самому себе,
отношениях между людьми, включая соседей. Так, мариец, обращаясь к
своим богам, просил у них благополучия и мирной жизни не только себе и
сородичам, а еще и своим соседям, другим народам (татарам, русским и т.д.).
Следует отметить, что в настоящее время священные рощи в Марий Эл
отнесены к памятникам, представляющим «историко-культурное и
природное наследие народов» на данной территории. В республике выявлено
около 400 языческих рощ. Постановлением Правительства Марий Эл от
24.09.1993 г. «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности
археологических и культовых мест на территории Республики Марий Эл»
327 священных рощ (кўсото) взяты под государственную охрану как
памятники республиканского значения.
В священной роще проходят также общественные, бытовые моления
пред началом и по окончании сева, уборки урожая, а также перед свадьбой,
проводами ребят в армию и т.д. Таким образом, кўсото для ошмарий-
чимарий служили не только местом отправления языческого обряда, но
одновременно являлись местом отдыха, разрядки, общения людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не всем известно, что священные рощи язычников-мари - это не только
места былых и нынешних молений, но еще и ландшафтные памятники,
находящиеся под защитой государства. И памятников этих, по последним
данным, в республике 328.
Любопытно проследить их географию. Например, в таком большом и
богатом лесами районе, как Килемарский, имеется всего одна священная
роща. Совсем нет их в Горномарийском и Юринском районах. Зато очень
много в Новоторъяльском - 73. Далее следуют Сернурский район (67),
Моркинский (53) и Волжский (41).
- Все объясняется просто, - говорит заведующая отделом этнографии
Национального музея им.Т.Евсеева Надежда Большова. - Чем больше в
районе марийского населения, тем больше священных рощ. Нынешний
список составлен в основном со слов старожилов. Когда-то моления в рощах
велись очень широко, но атеистическая политика советского государства
сделала свое дело: сначала начались гонения на православие, затем у властей
дошли руки и до язычества. И все же единичные моления фиксировались
вплоть до конца сороковых годов прошлого века. А с объявлением
перестройки священные рощи вновь стали оживать, началось возрождение
традиционной религии мари.
Сейчас государство не только не ставит священные рощи “вне закона”,
а всячески их охраняет. Власть следит, чтобы эти территории не отводились
под сельхозугодия, чтобы здесь не велись вырубки и не загрязнялись
родники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола:
Марийское книжное издательство, 2003./ традиционное мировоззрение
2. Марийские культовые памятники Республики Марий Эл, Попов Н.
С., Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики
Марий Эл, Йошкар-Ола, 1994.
3. Котельничский календарь-альманах 1912
4. Православный вестник 1862
5. Современный листок политических, общественных и литературных
известий 1865
6. Марла календарь 2000,№1
7. Марла календарь 2001,№1
8. Календарь культурной жизни 2008
9. Марийский мир 2010