Мастер-класс"Выполнение орнамента вышивки с применением компьютерных технологий" 6 класс
МОУ СОШ р.п.Пинеровка
Балашовского района Саратовской области»
МАСТЕР-КЛАСС
по технологии
Раздел «Инженерная графика и основы дизайна
на уроках технологии»
«Выполнение орнамента вышивки
с применением
компьютерных технологий»
Подготовила
Л.С.Мешкова, учитель технологии
I квалификационной категории
МОУ сош р.п.Пинеровка
Балашовского района Саратовской
области»
2014
2
План-конспект
«Инженерная графика и основы дизайна на уроках технологии» по теме:
«Выполнение орнамента вышивки с применением
компьютерных технологий»
Содержание темы:
1. История возникновения вышивки
2. Композиция
3. Цвет. Цветовой круг.
4. Орнамент.
5. Виды композиционного построения узора.
6. Раппорт.
7. Техника вышивания крестом.
8. Графические работы с использованием компьютерных технологий.
Количество часов: 1.
Цели проведения: систематизация знаний о вышивке, проектирование орнамента в
среде КОМПАС.
Критерии:
а) краткость изложения материала;
б) наглядность с использованием ИКТ;
в) доступность технического оснащения;
г) практическая направленность мастер-класса.
Ожидаемый результат:
научиться проектированию орнамента в среде КОМПАС
№
Содержание деятельности
Результаты работы со
слушателями
1
Ознакомление слушателей с историей вышивки
Запись конспектов
2
2.1
2.2
2.3
Композиционное построение орнамента
Композиция.
Цвет.
Орнамент.
3
Техника вышивки крестом
4.
Построение орнамента в среде КОМПАС
Работа за компьютером
5
Подведение итогов.
Отзывы о проведении
мастер-класса
3
«Выполнение орнамента вышивки
с применением компьютерных технологий»
Вступительное слово
История возникновения вышивки
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в
эпоху Древней Руси говорят находки археологов. Это - фрагменты одежды, украшенные
узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали
предметы быта, одежду знатных людей. Создавались образцы вышивок с характерными
национальными чертами, своими приёмами, мотивами узоров и их композиционным
построением. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, отражала
художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство
каждого народа. Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так
называемыми оберегами, которые согласно поверьям оберегали дом, животных и людей от
болезней и бед. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и
монахинь.
С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных
занятий девушек - крестьянок.
Каждая вышивка имела своё значение
Вышивка крестом на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с
внешним миром, т.е. по вороту, рукавах, подолу и играла роль оберега. В вышитых крестом
полотенцах нашли своё отражение представления людей, связанные с культом плодородия и
культом предков. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и
стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным
цветом, что тоже имело символическое значение. Например, фигурами в виде ромба, квадрата
или круга обозначали источник света – солнце и луну; прямой горизонтальной линией –
поверхность земли; горизонтальной волнистой – воду; вертикальными линиями – дождь;
скрещивающимися – огонь и молнию; горы представлялись треугольником.
Понятие «КОМПОЗИЦИЯ»
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
1) какие швы будут использованы в работе;
2) назначение изделия;
3) расположение узора на изделии;
4) выбор цвета для его выполнения.
Всё это – слагаемые понятия «КОМПОЗИЦИЯ»
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое,
имеющее единую форму и содержание.
Построение цветовой композиции основано на ритме- чередовании – цветовых пятен:
главных и соподчинённых (второстепенных), ярких (насыщенных) и ослабленных
(спокойных)
Цвет. Цветовой круг.
Цвет играет большую роль в жизни человека. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают
приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать
чувство подавленности. Необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. За
основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг. Три основных цвета – синий,
красный и желтый размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у
вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник
вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В
образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый
из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, дополнительные
цвета: желтый + красный – оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий =
фиолетовый. Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового
круга.
4
Их используют там, где нужно привлечь внимание, так как такие сочетания сразу
бросаются в глаза. Сочетаясь друг с другом, они становятся ярче, заметнее один на другом.
Любой цвет получается смешиванием близлежащих к нему цветов. Цветовой круг можно
разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, желто-
зеленые тона, а в другую половину - голубые, зеленые, сине-фиолетовые. Цвета желтой
половины круга называют теплыми, яркими, а цвета голубой его половины - холодными.
Гармоничное сочетание цветов
Гармонично сочетаются контрастные цвета, которые расположены в цветовом круге
друг против друга.
• красный – зелёный
• оранжевый – синий
• жёлтый – фиолетовый.
Менее гармоничное сочетание цветов
Менее гармоничны сочетания цветов через сектор в цветовом круге.
• красный - синий
• фиолетовый – зелёный
• синий - жёлтый
Нежелательное сочетание цветов
Не сочетаются цвета, находящиеся рядом в цветовом круге:
• красный – фиолетовый
• красный – оранжевый.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения
в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы
вышивок с характерными чертами.
Орнамент
Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся ритмически упорядоченных
элементов. Орнамент предназначен для украшения произведений прикладного искусства.
Раппорт
В построении вышивки обычно используют приёмы ритмических повторов одного или
нескольких элементов. Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.
Каждая эпоха, каждый стиль, каждая национальная культура выработали свою систему
орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и какой стране
относится то или иное произведение искусства. Так, в орнаментах Древнего Египта
наибольшее распространение нашли растительные мотивы и среди них особенно часто
встречались листья и цветы лотоса.
Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней
Греции. Классическим стал наиболее распространённый древнегреческий орнамент – меандр.
Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента были
арабески – сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных
растительных узорах.
Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси. Для Русского орнамента
характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей,
фантастических животных, человеческих фигур. Одним из наиболее часто используемых
мотивов является плетёнка - различного вида переплетения полосок типа лент, ремней,
стеблей цветов.
К наиболее древним орнаментам относится геометрический, состоящий из совокупности
геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелограммов,
окружностей. Равновесие осуществляется по принципу симметрии или ассиметрии. Самым
распространенным считается ленточный орнамент
Незамкнутый ленточный орнамент несёт в себе ритмическую повторяемость мотива.
5
Замкнутый обычно помещают в конкретной форме – квадрате, прямоугольнике или
окружности. По принципам замкнутого орнамента строят композиции с символическими
изображениями эмблем, значков, гербов.
Орнамент, помещённый в окружность, и построенный путём деления её на равные
части, называется розеттой.
Во взаимном расположении повторяющихся фигур орнамента участвует всего три вида
симметрии. Это последовательное расположение в линию — переносная симметрия,
зеркальное отражение — зеркальная симметрия и поворот вокруг общего центра —
поворотная симметрия.
Техника вышивания крестом
Техника вышивания крестом – одна из самых известных и популярных в народном
творчестве. Каждый из вас по желанию может выбрать способ, который наиболее интересен.
Вышивка крестом выполняется на специальной ткани - канве.
Существует более 20 способов вышивания крестом.
Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Один
крестик полностью заполняет небольшой квадрат, поэтому узоры для вышивки создаются на
основе клетки.
Вы сами можете придумать рисунок для вышивки: возьмите лист бумаги в клетку и
заштрихуйте квадратики цветными карандашами.
Существует ещё один способ создания орнамента для вышивки – с применением
компьютерных программ . – PAINT и FOTOSHOP.
Но я хочу познакомить вас со средой компьютерного проектирования КОМПАС.
Назначение у КОМПАСА – создание, редактирование компьютерных чертежей и
виртуальных пространственных моделей. Из большого многообразия возможностей
программы я заострю ваше внимание на создании орнаментов.
Используя АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА, приступаем к работе за
компьютерами.
6
АНАЛИЗ РАБОТЫ
Во время работы мастер-класса были достигнуты цели: систематизация знаний о
вышивке, проектирование орнамента в среде КОМПАС.
Слушателям был преподнесён материал как актуальный при изучении декоративно-
прикладного творчества, изложен по возможности кратко, наглядно, доступно.
Для достижения интереса слушателей к материалу использованы:
- презентация с использованием ИКТ;
- инструкционная карта при работе в среде КОМПАС.
7
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.krestom.ru/how-to/how-to.html
- http://www.rosdesign.com/design/kostymofdesign.htm
- http://forum.vgd.ru/file.php?fid=16277
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&ed=1&text=%D0%B2%D1%8B%D1
- Технология. 5 класс (девочки) Симоненко.В.Д.,Тищенко.А.Б.,Крупская.Ю.В. Москва
«Вентана-Граф» 2004 .
- Технология. 6 класс (девочки) Симоненко.В.Д.,Тищенко.А.Б.,Крупская.Ю.В. Москва
«Вентана-Граф» 2004
Окружающий мир - еще материалы к урокам:
- Презентация "Конструирование ночной сорочки с цельнокроеными рукавами" 6 класс
- Презентация "Наш зеленый островок" 4 класс
- Исследовательская работа "Тайны воды" 3 класс
- Проект "Откуда термометр знает - тепло или холодно?"
- Проект "О чем шепчутся снежинки" 2 класс
- Исследовательская работа "Поговори со мною, попугай!" 3 класс