Внеклассное мероприятие "Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!" 3 класс

1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова»
г.Семикаракорска Ростовской области
Внеклассное мероприятие
«Приглашают казаки:
не стесняйся, заходи!»
Автор-составитель:
Шах Елена Петровна
учитель начальных классов
Семикаракорск
2012 год
2
«Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!»
Цели и задачи утренника:
Образовательная:
на основании исторического материала подвести учащихся к выводу
об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;
приобщать детей к творчеству жителей Дона;
знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А.
Шолохова, Бориса Куликова
Воспитательная:
прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории
своего края, чувство любви к малой Родине;
воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей
малой родины;
Развивающая:
продолжить работу над формированием умения анализировать,
сравнивать, делать выводы;
развивать творческие способности, художественный вкус детей;
Оборудование:
класс оформлен предметами утвари (как казачий курень); каравай на
рушнике; портрет М.А. Шолохова, Б.Н.Куликова; на доске пословица:
«Веселы привалы, где казаки запевалы.», атрибуты для танца, сценки, игр;
часть детей одеты в народные костюмы; кассета с казачьими песнями,
магнитофон.
Ход занятия
Дети сидят по кругу. Ведущие в костюмах казака и казачки.
Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так
взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь
под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых
яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского
копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…
3
Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей
нержавеющей кровью политая степь.». сегодня мы поговорим о казаках.
Кто же такие казаки?
- С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали
звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские
дружинники.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у
донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы
узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.
- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю
Дона?( ответы учащихся).
- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города,
села. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой
Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши
корни. Родина начинается здесь.
Первые поселения на Дону.
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
4
- На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно
напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для
жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из
дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.
- А какие станицы вы знаете ? (учащиеся перечисляют станицы)
(Основополагающим принципом существования был «принцип рода»,
который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее.
Специальные обряды при закладке дома.
- На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья
- "чтобы всё водилось." На конструкцию традиционного
казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная
культура Нижнего Дона.
Казачий курень -двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-
хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи»
(2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).
Это спасало от разливов рек.
На первых порах в казачьих городках
поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
Главное помещение в казачьем курене - «зало»
- Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла
лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом
напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная
рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных
окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой,
на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах
развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда
старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к
приему дорогих людей.
Вашему вниманию предлагается сценка «Встреча дорогих гостей».
ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
5
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.
Казак: Дроля, гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово первое даю.
Спальня в казачьем курене
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью
спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены
фотографиями, на окнах также были цветы.
Кухня
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была
стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с
белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два
взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семьясостояла из 4
человек.
Отец и мать
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными
делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с
сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за
домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-
политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным
контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение
постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему
показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана
для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал
и всем сердцем хранил Божью заповедь:
6
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен
на Земли».
И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на
«вы».
Воспитание мальчика
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать
возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос
доблестный и храбрый казак.
Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было
тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили стрёх лет, передавая
особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет,
рубить шашкой с десяти.
Инсценировка.
Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял
сына такими словами:
Отец.
- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его
заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни
родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на
служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня
и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские
муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои
служили.
Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям,
говоря при этом:
Сын
- Прости меня, родной батюшка!
- Прости меня, родная матушка!
- Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!
Мальчики исполняют танец с шашками.
Воспитание девочки
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста
девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать
7
на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре:
обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились
хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь
казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их
и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в
праздниках, но в качестве зрителей.
Инсценирование .
Девочки одна вяжет, другая вышивает, третья- прядет. При этом мальчиками
исполняется раздольная донская казачья песня «Пчелочка златая».
Пчелочка златая, что же ты жужжишь
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь любушку мою,
Жаль, жаль, жалко мне,
Любушку мою.
У моей у Любы русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне,
Серые глаза.
- А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в
основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой
рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого
конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались-
8
Без общенья жизни нет.
Танец казака и казачки. Звучит песня «По Дону гуляет»
Орудия труда казака
Казачьи ремёсла
Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла:
кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка,
обработка металла.
С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и
виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое
русское шампанское изготовлено на Дону! Коренные жители станицы –
казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались
кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из
собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли
орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
(дети рассматривают предметы быта, которые принесли и находятся в классе
на парте)
Народный костюм –летопись жизни наших предков.
- Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками
своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях
создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни
раз казаки были отмечены наградами.
Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и
красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?
Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле
родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.
ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":
Какая отличительная особенность формы донских казаков?
Как назывались первые поселения казаков?
Как называлось жилище казака?
Какие традиции казаков вы запомнили?
Символы казака
Учитель: В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
9
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щёлк
Звучат в душе напевом дивным.
Чуть- чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться".
И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова,
которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую
твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая,
степь!»
Прогнозируемый результат: Привитие интереса к изучению истории и
культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на
территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.
Список литературы:
1. Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини
Тайп», 2007.
2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-на-Дону: ООО
«Мини Тайп», 2005.
3. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. –
Ростов н\Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.
4. Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. – Ростов-на-Дону: Донской
издательский дом, 2006.
5. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной
школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009