Конспект урока "Духовный мир личности" 10 класс

Тема: Духовный мир личности.
Цель:
- обсудить с учащимися, в чем заключается духовный мир личности;
- задуматься о проявлении в человеке потребности увидеть великое в других
людях.
Ход урока:
I. Учитель:
Замечательный человек нашего времени, священник Александр Мень
говорил:
хотел бы, чтобы мы с честью вышли из сегодняшних кризисов. Но без
развития в себе духовных начал это невозможно".
Тема нашего урока "Духовный мир личности".
И за это короткое время я предлагаю обсудить, в чем заключается
духовный мир личности, задуматься о проявлении в человеке потребности
увидеть великое в других людях.
Видный русский философ Г.П. Федотов писал:
"дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ.
Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания. Человек
становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на
её вершинах находят своё выражение самые высокие стремления и
возможности.
Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении
человека"
II. Вопрос:
1. Над чем рассуждает философ?
2. О какой потребности человека он говорит?
РАССУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Я думаю, что философ пытается понять, в чём заключается духовный мир
человека.
И как человек может сделать его богаче, красочнее. Он задумывается от
чего это зависит.
На мой взгляд, в этом высказывании заключается мысль о том, что только
человеку с богатым духовным миром присущи высокие стремления и
возможности.
Есть такие люди, для которых дарить добро другим людям - жизненная
потребность.
Величие человека заключается в умении признавать и развивать
способности людей, находящихся рядом.
Записи НА ДОСКЕ:
1. КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ МИР БОГАЧЕ И КРАСОЧНЕЕ
2. ВЫСОКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
3. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ ПО РАБОТЕ С ДОСКОЙ
А КАК СДЕЛАТЬ СВОЙ МИР БОГАЧЕ И КРАСОЧНЕЕ?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
На мой взгляд, для того, чтобы сделать мир богаче и красочнее в первую
очередь необходимо развивать в себе лучшие качества и искоренять
отрицательные, совершенствовать себя, научиться ценить такие "вещи",
как Истина, Красота, Добро и Справедливость. А уже потом человек
сможет внести в окружающий мир, что-то своё, сделать его богаче, чище
и светлее.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Я считаю, что становление личности происходит в процессе
самосовершенствования
и долгой, кропотливой работы над самим собой.
СКАЖИТЕ, В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ВЫСОКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
ВЫСОКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ
УВИДЕТЬ И ПРИЗНАТЬ ТАЛАНТ, СПОСОБНОСТИ И УДАЧИ ДРУГОГО.
В чём заключаются высокие стремления и возможности человека?
Ярким примером этого могут служить судьбы великих людей. Приоткроем
страницы их жизни:
ПОЗНАКОМСЯ С ТЕКСТОМ САВВА ТИМОФЕЕВИЧ МОРОЗОВ
1.
Савва Тимофеевич Морозов
Известный предприниматель Савва Тимофеевич Морозов ворочал
большими капиталами, однако богатство не радовало, его влекла другая
жизнь, другие люди - творческие, одержимые высокой целью.
Известно такое высказывание Станиславского: "Савва Тимофеевич Морозов
не только поддержал нас материально, но и согрел нас теплотой своего
отзывчивого сердца и ободрил энергией своей жизнерадостной натуры ".
Станиславский и Немирович - Данченко с их фанатической
преданностью искусству, огромным интеллектуальным потенциалом,
смелым художественным новаторством поразили воображение Саввы
Тимофеевича. Это произошло не сразу, поначалу Морозов просто
откликнулся на просьбу о благотворительном пожертвовании на новое
культурное начинание, таких пожертвований он делал в жизни очень много,
в самых разнообразных областях. Решено было создать Товарищество для
учреждения в Москве Общедоступного театра и обратиться за помощью к
благотворителям. В их числе был и Савва Тимофеевич.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛИСЬ ЕГО ВЫСОКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
САВВА ТЕМОФЕЕВИЧ БЫЛ ОДНИМ ИЗ ТЕХ, КТО ВНЁС ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА
СОЗДАНИЕ В МОСКВЕ ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА.
ДАВАЙТЕ ПРИОТКРОЕМ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
РАЧИНСКОГО
2..
Сергей Александрович Рачинский
В России конца XIX века С.А. Рачинский был известен как
педагог, создатель уникальной школы для крестьянских детей.
Культурное значение его деятельности было велико - крупный ученый-
ботаник, профессор, философ, литератор, музыкант, поэт.
Большой удачей для детей села Татево и окрестных деревень
оказалось то, что дело их школьного образования попало в руки
человека, который как никто другой был к нему предназначен, о
котором все знавшие его вспоминают как о подвижнике, как о человеке
удивительно высоких нравственных устоев, как о духовном деятеле.
Крестьянские дети стали его семьей, он заботился об их
дальнейшей судьбе.
Рачинский любил своих учеников, любовался ими, восхищался их
способностями, тяготением к высокому нравственному идеалу.
В ЧЁМ РАЧИНСКИЙ ВИДЕЛ СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Я считаю, что величие С.А.Рачинского заключается в том, что он смог
увидеть способности, величие и тяготение к знаниям своих учеников.
Помог им раскрыться. И видя их успехи, получал от этого огромное
удовлетворение.
ИНТЕРЕСНА СУДЬБА САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА
3.
Мамонтов Савва Иванович
(1841 - 1918)
Был крупным промышленником, но своим истинным призванием считал
театральное искусство. Покровительствовал художникам.
Коллекционировал картины русских художников.
Познакомившись в 1873 году с художниками В. Д. Поленовым, И. Е.
Репиным, скульптором М. М. Антокольским, он организовал в своем
имении в Абрамцеве мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики,
скульптуры. Так образовался так называемый "Абрамцевский
художественный кружок". Там жили и работали братья Васнецовы,
Антокольский, Поленов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан,
Серов, Римский-Корсаков, а также Врубель, которого открыл и поддержал
Савва Иванович. Художники жили там подолгу, зачастую с семьями. Здесь
было создано большое количество шедевров мировой живописи. Абрамцево
при Мамонтовых стало очагом возрождения лучших традиций
национальной культуры.
Именно Мамонтов открыл и поддержал Шаляпина как оперного
певца. Савве Ивановичу удалось путем постоянных поисков создать
сильный оперный коллектив. Именно из Частной оперы вышли многие
певцы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных
сценах.
Шаляпин, выступая по случаю победы на конкурсе оперного
искусства в Лондоне в 1933 году, произнес речь, посвященную Мамонтову:
"...Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче
Мамонтове... Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый
путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному
служению русскому искусству... ".
КАКУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
С.И. НЕ ПОШЁЛ ПО ЗАМАНЧИВОМУ ПУТИ СОБСТВЕННОГО УСПЕХА, А ОТДАЛ СВОЮ
ЖИЗНЬ
НА БЛАГО ДРУГИХ И ТЕМ САМЫМ РЕАЛИЗОВАЛ СЕБЯ И ВЫПОЛНИЛ СВОЁ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
В ЭТОМ МИРЕ.
МЫ СОПРИКОСНУЛИСЬ С СУДЬБАМИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ. ОНИ
ПОСВЯЩАЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ НА БЛАГО ДРУГИХ.
- Для чего им это было нужно?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
В этом они видели своё предназначение. Они просто не могли жить без
этого, как
человек не может прожить без воздуха и солнечного света.
III.
Учитель: Казалось бы, в их порывах, стремлениях нет ничего особенного
- увидеть великое в других людях. Это как аксиома. Однако в жизни не
так всё просто.
Учитель:
Я предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение-притчу:
Учитель и ученики.
Почувствовать своей чужую боль -
Вот моего ученья смысл и соль.
Мы отвечали: "Что ж тут не понять?"
Он нервничал. Он начал нам пенять:
- Почто ж тогда, - он говорил в сердцах,-
Сии слова не пишите в сердцах?
Любите ближнего, как самого себя.
Пусть боль его покажется нелепой и неправильной …
Мы отвечали: "Проще репы пареной такой завет.
Записывать? Зачем? Возлюбим ближнего.
Нет никаких проблем!"
Он нервничал. Он начал нам пенять:
- 5000 лет пройдет - вам не понять!
Вопрос:
- Как бы вы продолжили слова учителя?
- Какие искры своей души пытался зажечь в душах своих учеников
учитель? (Ученики высказывают своё мнение)
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Я думаю, что в этой притче учитель старается развить в своих учениках
чувство сострадания к своему ближнему, он учит их чувствовать чужую
боль как свою
собственную, радоваться чужим успехам как своим собственным.
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Есть знаменитая русская пословица: " Друг познаётся в беде."
Действительно, в беде
всегда найдётся человек, который тебе поможет, а вот когда человек
счастлив,
близких и верных ему людей остаётся немного. Чужие радость и успех
вызывают у
людей зависть, злость, а иногда и ненависть. Я думаю, что по-
настоящему великий
человек- это тот, кто может радоваться и принимать чужую радость
как свою, кто
сможет похвалить не" себя любимого", а своего товарища или друга и,
наконец, тот, кто сможет поддержать в трудную минуту юный
нераскрытый талант, сказав жизненно необходимые слова: "Иди. Ты
сможешь. У тебя всё получиться "
ОТВЕТ ДЕТЕЙ:
Есть такие люди, для которых дарить добро другим людям - жизненная
потребность.
Величие человека заключается в умении признавать и развивать
способности людей,
находящихся рядом. Так, например, учителя. Велик тот учитель, который
стремиться
к тому, чтобы воспитать более достойных учеников, чем он сам. И велик
тот учитель, который гордиться такими воспитанниками.
Заключительное слово учителя:
Борису Пастернаку принадлежат замечательные слова:
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь
Домашнее задание:
эссе на четверостишие Б.Пастернака.
Приложение: Если останется время можно обсудить высокие стремления
и возможности Екатерины Романовны ВОРОНЦОВОЙ-ДАШКОВОЙ.
Екатерина Романовна ВОРОНЦОВА-ДАШКОВА
(1743-1810)
Екатерина Романовна Воронцова родилась в 1743 году в Петербурге в
семье генерал-аншефа Воронцова, старшего брата канцлера Михаила
Илларионовича Воронцова - покровителя Ломоносова. С молодости была
знакома с будущей императрицей Екатериной Великой, сыграла решающую
роль в дворцовом перевороте, приведшем ее к власти.
Е.Р. Воронцова (по мужу Дашкова) - одна из самых образованных людей
своего времени, фактически одна из первых русских ученых. 24 января 1783
года назначена директором Санкт-Петербургской Академии наук, при
поддержке великого Леонарда Эйлера провела ее первое заседание.
Дашкова организовала и систематизировала разнообразные направления
академической работы. Ее усилиями был расширен состав Академии,
увеличено число обучающихся в гимназии, организованы публичные лекции
академиков, налажена работа академической типографии, организовано
несколько периодических изданий, расширены картографические работы
По предложению Дашковой 21 октября 1783 года основана Российская
Академия для изучения русского языка и литературы, первым президентом
которой она становится. По инициативе и при непосредственном участии
Дашковой создан выдающийся научный труд XVIII века - первый толковый
словарь русского языка (издан в 1789 и 1794 гг.). "Полный словарь, изданный
Академиею, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет
внимательных иноземцев: наша, без сомнения, счастливая судьба во всех
отношениях есть какая-то необыкновенная скорость; мы зреем не веками,
а десятилетиями" (Н.М.Карамзин).
Е.Р.Дашкова была членом Стокгольмской, Дублинской, Эрлангенской
академий, Филадельфийского философского общества, Берлинского
общества любителей природы. Составленные ею уникальная библиотека и
минералогический музей были переданы ею же в дар Московскому
университету. Е.Р. Дашкова была лично знакома и состояла в переписке
(заменявшей в те времена ученым научные журналы) с Дидро, Вольтером,
Франклином, Адамом Смитом...
Последние годы жизни Дашкова провела в своем имении у села Троицкое
(ныне Жуковского района Калужской области). Троицкое было любимым
имением Дашковой. Екатерина Романовна называла его "истинным раем".
Впервые она приехала сюда в 1765 году через год после смерти мужа,
чтобы участвовать в освящении Троицкой церкви. С 1795 года Дашкова
после отстранения от должности президента Академии наук поселилась в
Троицком, где с небольшими перерывами прожила до конца жизни.
Именно здесь, в Троицком, ею были написаны знаменитые "Записки",
ставшие одним из лучших мемуарных источников по истории России
второй половины XVIII века. "Записки" написаны прекрасным
литературным языком, содержат богатый фактический материал, что
делает их неоценимым литературным источником для всех, кто
интересуется историей Отечества. Будучи в Троицком, она занималась
библиотекой, писала пьесы для своего театра, публиковала статьи в
периодических изданиях.
В Троицком при ее непосредственном участии были выстроены дома,
разведены сад и большой парк, устроены театр и манеж. О деятельности
Дашковой вспоминала ее гостья: "Она учит каменщиков класть стены,
помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет
статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет
священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет
своих домашних актеров, когда они сбиваются с роли: она доктор,
аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник...".
О своей жизни лучше всего сказала сама княгиня Дашкова, заканчивая свои
"Записки": "В заключение могу сказать со спокойной совестью, что сделала
все добро, какое в моей власти, и никогда никому не сделала зла. Я
отомстила забвением и презрением за несправедливость, интриги и
клевету, направленную против меня. Я исполнила свой долг по мере сил и
понимания".
Умерла Дашкова в 1810 года и была похоронена по ее завещанию у церкви
села Троицкое.