Классный час "Знакомство с творчеством художника Нестерова М. В."
Сущикова Ирина Петровна
Идентификатор: 221-645-264
Тема: Знакомство с творчеством художника Нестерова М.В.
Цель: познакомить с творчеством художника Нестерова М.В.; на основе восприятия картины
«Видение отроку Варфоломею» воспитывать отношение к учёбе как к основной обязанности
ребёнка.
Оборудование: презентация, портрет Нестерова М.В.(приложение 1), репродукция картины
Нестерова М.В. «Видение отроку Варфоломею».
Ход классного часа:
1. Знакомство с жизнью и творчеством художника Нестерова М.В.
Сегодня наш классный час посвящён художнику. Мы с вами познакомимся с жизнью и
творчеством Михаила Васильевича Нестерова.
А кто такие художники?
Презентация.
Тёплым весенним вечером 19 мая 1862 года в семье уфимских купцов Нестеровых родился
будущий художник, которого назвали в честь деда Михаилом. В своей книге «Давние дни»
Михаил Васильевич Нестеров тепло и радостно будет вспоминать о детских годах. Некоторые
события особенно были дороги и навсегда запомнились. Самое раннее впечатление: ему три года,
и он с сестрой ждёт родителей, которые должны вернуться из гостей с подарками. И вот, наконец,
долгожданные подарки – конфеты в золотых и серебряных бумажках, с картинками и кружевами.
Потом эти бумажки будут храниться в семье очень долго. Рассказывая о детстве, Михаил
Васильевич вспоминал гостинцы, привозимые отцом с ярмарки, игрушечную лошадку, на которой
он часами «скакал», народные гулянья на пасху, масленичные балаганы и катанья, запах и красоту
цветущей черёмухи, фигурки из воска или теста, вылепленные им и его сестрой в зимние вечера,
вспоминал, как лёжа животом на ковре, он рисовал лошадку Бурку, представляя её арабским
скакуном. Но мысли стать художником у него и не появлялось.
Шалун, озорник, баловник – так он называл себя, вспоминая детские годы. Наказывали и
пороли его не раз – и за невзначай съеденную с приятелем приготовленную для гостей вкусную
зернистую икру, и за устраиваемые цирковые представления с желанием сделать акробатом
толстого щенка Шарика, и за многие другие проказы, фантазия мальчика была неистощима, но
родители крепко любили «ненаглядного» сыночка и наследника.
Миша был десятым из двенадцати детей Василия Ивановича и Марии Михайловны
Нестеровых. Все дети умерли в раннем детстве, остались лишь он и его сестра Саша. Родители
хотели, чтобы сын стал помощником, но за прилавком шустрый мальчик становился неуклюжим,
непонятливым, ему было всё равно, есть покупатели или нет. Родители видели, что никаких
способностей к торговому делу у него нет. В десять лет мальчика отдали учиться в уфимскую
гимназию. Через два года родители убедились, что большого толка из его учения в гимназии не
будет, и решили отвезти сына в Москву – «отдать в чужие руки, чтобы не баловался». Отец,
простившись с надеждой видеть в сыне купца, рассудил, что профессия инженера – механика не
менее солидная. Но экзамена в Императорское техническое училище, выбранное для поступления,
Миша не выдержал, и его определили учиться в реальное училище. Учился он неважно,
арифметика ему не давалась. Но по чистописанию он получал пятёрки с двумя плюсами и
восклицательным знаком. В училище Миша стал сначала известен как предводитель всяческих
проказ, а вскоре и успехами в рисовании. Его рисунками и украшениями класса к праздникам
приходили любоваться ученики других классов и учителя.
Наконец, директор училища уговорил отца, и Михаил поступил в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества. Это было в 1877 году, будущему художнику исполнилось 15 лет. В
это время в журналах стали появляться его рисунки на сказочные темы: «Баба – Яга», «Руслан и
живая голова», «Ночь на Ивана Купалу».
В начале 1889 года в жизни Михаила Васильевича произошло важное событие: Павел
Михайлович Третьяков приобрёл у него картину «Пустынник». Когда отец Нестерова сказал, что
он будет считать сына настоящим художником, если его картины окажутся в галерее знаменитого
коллекционера. Сбылась давняя мечта отца – его сын настоящий художник!
2. Работа по картине «Видение отроку Варфоломею».
Сегодня мы с вами рассмотрим внимательнее одну из картин Михаила Васильевича Нестерова.
№
Вопросы
1.
Что вы видите на этой картине?
А что ещё вы видите на картине?
А что ещё вы видите, кроме этого?
2.
Что происходит на этой картине?
А что ещё здесь происходит?
Кто может ещё что-нибудь добавить?
А что ты тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать?
3.
Кто эти люди?
4.
А кто этот человек? (образ монаха)
Что ещё мы можем сказать об этом человеке?
Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать?
Как это можно определить?
Что заставляет тебя так думать?
Что позволяет тебе так думать?
Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека?
5.
А кого ещё мы видим на картине?
Что мы можем сказать о мальчике?
Как вы думаете, о чём эти люди могли говорить?
О чём может просить мальчик этого человека?
6.
Где это происходит?
Что позволяет тебе так думать?
7.
Как вы думаете, что заинтересовало художника?
3. Чтение отрывка из «Повести о Сергии Радонежском».
Эта картина называется «Видение отроку Варфоломею».
Семи лет Варфоломея отдали в учение на дому. Его братья – старший Стефан и младший Петр
– учились хорошо. А Варфоломей плохо. Он вроде бы все понимал, что объяснял учитель. Но
только объяснение кончалось, мальчик всё забывал.
Обидно-то как!
Утешение Варфоломей находил в природе.
Он пас лошадей и чуткими ступнями слышал, как под землёю стучат светлые родники.
Журавли кормились на болоте, и Варфоломей вместе с ними собирал клюкву – журавину.
Жаворонок поднимался к небу и пел песню: «Лечу к Богу молотить. Лечу к Богу молотить. Лечу к
Богу снопы обмолачивать!..»
Мальчик чувствовал прямое родство между природой и Словом Божьим, которому его учит и
никак не может научить учитель.
Однажды внимание Варфоломея привлекло тихое свечение, пошёл он к нему и под зелёным
дубом увидел человека. Человек был в тёмной монашеской одежде; на голове и плечах аналав –
капюшон с нашитыми на него крестами.
Из глубины аналава светилось лицо. Человек молился, и, казалось, не замечал мальчика. А
мальчик чувствовал, что этому человеку можно открыть сердце, и терпеливо ждал окончания
молитвы.
- Чего хочешь, чадо? – спросил человек.
- Отец отдал меня учиться, а я не уразумею, чему учит меня учитель, - сказал Варфоломей и
попросил: - Помолись за меня.
Человек воздел руки и сотворил прилежную молитву – горячо попросил Бога помочь
мальчику. Потом достал металлический ящичек, тремя пальцами вынул из него хлебушко.
Этот хлебушко он подал мальчику со словами:
- Вкуси, чадо.
Слаще мёда показался хлеб Варфоломею и растаял во рту.
- Бог даст тебе разум, - говорил человек. – Великое будущее открыто перед тобою, станешь ты
великим русским святым.
И вдруг мальчик ощутил, как к нему возвращается память. Буквы, слова и целые страницы
Священного писания вспомнил мальчик Варфоломей, и тепло одело его с головы до ног.
С тех пор Варфоломей стал учиться отлично. Строгий учитель был им очень доволен и
говорил ему:
- По-моему, всё это ты знал раньше. Ты ещё и книгу не раскрыл, а уже читаешь по памяти. Да
как читаешь! Без запинки.
Как вы думаете, почему Варфоломей попросил у Бога именно разума?
Почему люди говорят «Ученье – свет, а неученье – тьма».
«Ученье лучше богатства».
«Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт».
4. Подведение итогов.
Варфоломей, как и предсказал ему странник, стал известным святым под именем Сергия
Радонежского. До глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и
молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от
великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в
бой с именем Сергия Радонежского на устах.
Давайте послушаем народные песнопения о Сергии Радонежском.
Там, где стоит, красуясь ныне,
Спускаясь с низких гор к долине,
Обитель Троицы святой,
Шумел когда-то лес густой.
Он отвращал молитвой беды,
И в грозный час у Бога сил,
Дар силы, славы и победы
Стране родимой испросил.
Он долго был безвестен люду.
Но наступили времена,
И имя Сергия повсюду
Узнала русская земля.
Вы сейчас учитесь и это ваша работа, так какие качества вам нужны для хорошей учёбы?