Классный час "Урок благотворительности. Колокольчики добра" 2 класс
1
ФИО авторов:
Вагина Наталья Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 5,
г. Сызрань, Самарская область.
Урбанчик Ирина Алексеевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 19,
г. Сызрань, Самарская область.
Название внеклассного мероприятия:
«Урок благотворительности. Колокольчики добра».
Возрастная категория: учащиеся 7 – 10 лет.
Цели урока:
Познакомить детей с идеями и историей благотворительности и
меценатства;
Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к
совершению добрых и гуманных поступков;
Повысить интерес к благотворительной деятельности в Самарской области;
Развивать у учащихся личностные качества: гуманность, бескорыстие,
благородство.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Музыкальный центр.
Оснащение:
Костюмы для инсценирования сказки;
Атрибуты для игры «Жизнь замечательных людей» ( игровое поле,
«чудесный мешочек» с предметами: палитра, кисточка, модель автомобиля,
репродукция картины М.В. Нестерова «Юность преподобного Сергия»,
фотографии К.П. Головкина с видами Самары и Волги);
2
Электронная презентация с материалами игры;
Фоторепортаж «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»;
Мяч для игры «Аукцион слов».
Предварительная подготовка:
Встреча с сотрудником Сызранского краеведческого музея «Гражданин
Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни»;
Подготовка электронной презентации к игре «Жизнь замечательных
людей», подготовленная учителем;
Подготовка учащимися фоторепортажа «Кто любит добрые дела, тому и
жизнь мила»;
Защита творческих проектов «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»;
Подготовка атрибутов к инсценированию сказки «Колокольчики добра»;
Подбор материалов периодической печати.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка
целей урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы, наверное, очень любите сказки?
- Почему положительным героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа?
- Вспомните, что это за сказка. (Дети по иллюстрации узнают сказку «Гуси –
лебеди»)
- Почему печка, яблонька и речка не ответили Маше на её вопрос, когда она
обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей? (Она была
3
ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя
повела, и они тоже ответили на её просьбу).
- Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово – что ясный день». Как вы её
понимаете? (Доброе слово дарит радость, тепло как солнышко в ясный день. Вот
и получается, что словом можно согреть человека.)
2. Игра «Ручеёк»
- Давайте теперь сами побываем в роли волшебников и подарим друг другу
добрые слова. Поиграем в игру «Ручеёк». ( Идёт игра, где учитель может первым
пройти через «Ручеёк» и, взяв в пару ученика, сказать ему доброжелательные
слова.)
-Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами
будете становиться добрее. А сегодня мы заглянем в «Ларец добрых дел» и
поговорим о благородных поступках людей, узнаем об истории
благотворительности, мы будем учиться строить взаимоотношения с
окружающими по «законам добра».
III. Основной этап урока.
Звучит фонограмма «Звон колокольчиков». На фоне музыки учитель совместно с
подготовленными учащимися (Колокольчики добра, Злая колдунья, Котёнок)
показывают инсценированную сказку.
1. Сказка «Колокольчики добра»
Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем
жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случилась
беда, чтобы помочь. И когда они поняли, что жители страны стали счастливыми,
сели на корабль и решили плыть в другие страны - помогать другим людям. А
неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая колдунья, которую
раздражал смех, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала
голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали
веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом,
обрушила она на страну печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела
ни стариков, на детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
4
Не обратила внимание Злая колдунья лишь на маленького котёнка, не думала она,
что он сможет разрушить её чары, помешать ей творить зло.
Тогда побежал котёнок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от
колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. Услышали
его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую колдунью. С тех пор котёнок
с колокольчиком стал символом надежды, счастья. веры, добра и благородства.
Появляется Злая колдунья:
- Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло. Вот внесу я сейчас
раздор среди вас, и никакие колокольчики добра не помогут!
Вбегают Колокольчики:
- Вы нас звали
- У кого беда случилась?
- Вам нужна помощь?
Котёнок:
- Да вот, никак не угомонится Злая колдунья.
Злая колдунья:
- Миром должно править только зло и ничего кроме зла!
Котёнок: - Давайте все вместе постараемся переубедить Злую колдунью, что
только доброта и благие дела могут дать счастье людям.
Колокольчик:
- А мы вам поможем в этом!
Злая колдунья:
- Да чего тут спорить! В людях столько злобы и зависти!
Котёнок:
- Да, к сожалению и такое бывает. Но человеку присущи и такие качества, как
милосердие, бескорыстие, гуманность, сочувствие.
Колдунья:
- А отрицательных больше! Посмотрим? Поиграем в игру «Аукцион слов». Я
называю плохие качества, а вы хорошие. У меня нет никаких сомнений, что
выиграю я.
5
Игра проводится с использованием мяча.
Учитель:
- Если Злая колдунья любит играть, значит, не всё потеряно.
Злая колдунья достаёт книгу «Энциклопедия зла» и читает из неё слова: трусость,
хвастливость, лживость, жестокость, глупость, безделье, скупость, невежество.
Ребята по очереди называют: решительность, любознательность, правдивость,
ответственность, стыдливость, честность, дружелюбие, храбрость, надёжность,
терпеливость, гордость, смелость, товарищество, доброта, благородство.
Злая колдунья:
- Благородство… доброта… благотворительность (ищет в книге). В моём
учебнике таких слов нет. Что они обозначают?
2.Словарная работа
Звучит фонограмма «Звон колокольчиков». На фоне музыки выходят
Колокольчики.
1 Колокольчик.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
сделать добро другим.
2 Колокольчик.
Бескорыстность – отсутствие интересов, связанных с выгодой, материальной
пользой.
3 Колокольчик.
Благотворительность - это безвозмездные действия и поступки, направленные на
общественную пользу.
3.Работа с пословицами
Учитель:
- Ребята, очень много пословиц и поговорок о добрых делах создала народная
мудрость. Некоторые из них хранятся в нашем Ларце, давайте с ними
познакомимся.
Злая колдунья незаметно подкрадывается к Ларцу и начинает колдовать:
6
- Край неба алеет, трава зеленеет, перемешай, запутай так, чтоб не выбрались, не
нашли истины…Готово! Так где же ваши пословицы?
Колдунья достаёт из Ларца пословицу и читает: « Одежда красит человека, а не
добрые дела».
- Вот и я о том же вам твержу, что и народная мудрость.
Учитель:
- Злая колдунья заколдовала и перепутала пословицы в Ларце, давайте поможем
их сложить правильно.
Пословицы:
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе дело питает и душу и тело.
Делай другим добро – будешь и сам без беды.
За добрые дела добром платят.
Добрый человек добру и учит.
Злая колдунья:
- Да, пословиц вы много о добрых делах знаете, а вот делаете ли вы сами добрые
дела?
4. Презентация фоторепортажа.
Ребята представляют фоторепортаж творческого проекта «Кто любит добрые
дела, тому и жизнь мила».
Далее проводится релаксирующая пауза.
- Ребята! Обхватите правой рукой запястье левой руки. Под большим пальцем
вы почувствуете толчки. Это – пульс. Так бьётся наше сердце. Иногда говорят
«здоровое сердце, крепкое» или «слабое, больное сердце». Что это значит?
(Ответы детей) А ещё иногда говорят «доброе сердце». Как же возникает в
человеческом сердце это чудесное светлое свойство – доброта, помогающая
жить людям, творить, делать жизнь прекрасной? Лев Николаевич Толстой
сказал: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям
хоть каплю добра». Сейчас мы поговорим о таких людях.
5. Историческая справка об истории благотворительности в России.
7
Колокольчик:
- Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю. Великий
князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей –
сирот. Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся, Петр I уделял
большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II
поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание
«Почётный благотворитель». Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот
спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых
навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Бахрушины, Морозовы,
Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П. , наш земляк, один из
таких благотворителей.
6. Познавательная игра «Жизнь замечательных людей».
Колокольчики открывают «Ларец» и предлагают игру «Жизнь замечательных
людей» (составленную по аналогии с телевизионной передачей «Своя игра»).
Вы слышали о самарском купце, имевшем дом и собственный магазин на одной
из центральных улиц Самары? На Панской располагался его писчебумажный и
художественный магазин, предлагавший покупателям, как гласит реклама
"письменные принадлежности для присутственных мест, школ, контор и
канцелярий. Предметы для рисования, черчения и
живописи. Вещи из бронзы, накладного серебра, мрамора и
кожи. Багеты для рам и прием заказов. Клеенка
всевозможная. Обои". Вы слышали о состоятельном
человеке, капитал которого к концу 1915 года составлял 2
миллиона рублей, совершившем путешествие за границу,
владельце первого в Самаре автомобиля? Он предложил
Городской думе 600000 рублей на постройку
художественного музея, с условием пожизненно и
бесплатно занимать должность хранителя в этом музее. Знаете о мальчике, с
детства мечтавшем посвятить себя рисованию? Мальчик вырос, стал крупным
торговцем и... известным самарским художником - любителем. Свою детскую
8
мечту он воплотил в жизнь. Его картины и сегодня украшают экспозицию
Самарского художественного музея. Современники отмечали, что работы эти
"заключали много настроения и любви к волжской природе", называли его
"певцом Волги".Слышали об активнейшем участнике ежегодных выставок
самарских художников и жертвователе своих произведений в фонд музея,
страстном коллекционере, чьи коллекции частично были переданы в дар
Археологическому музею, авторе "Проекта постройки и устройства оборудования
и организации провинциального музея"?Вам, конечно, показалось, что рассказ
идет о нескольких людях. Нет, это все об одном нашем земляке - Константине
Павловиче Головкине, который, несмотря на скромное происхождение (в анкете
он указывает - "из мещан"), на отсутствие высшего образования, был настоящим
русским интеллигентом.
Вниманию детей предлагается игровое поле:
Увлечения
10
20
30
40
Художественное
творчество
10
20
30
40
Самара
10
20
30
40
Самарский
художественный
музей
10
20
30
40
9
Раздел «Увлечения»
Вопрос 1. «Закончи предложение…»
В 1891 году К.П. Головкин вместе с известными самарскими художниками Н.П.
Осиповым и Ф.Е. Буровым организовал…Что же организовали художники и что
вы об этой организации знаете?
Ответ: В 1891 г. К.П. Головкин вместе с известными самарскими художниками
Н. П. Осиповым и Ф.Е. Буровым организовал кружок любителей искусства.
В него входили разные по своему уровню художники, объединенные желанием
творчески работать и организовывать ежегодные художественные выставки
в Самаре. С 1891 по 1916 год состоялись 23 периодические выставки самарских
художников; девять из них были организованы при непосредственном участии
К. П. Головкина. Им самим на 19 выставках было экспонировано
170 произведений. Так что, как художник, он был очень активен. Многие
пейзажи, и в особенности этюды Константина Павловича, написаны вполне
профессионально: он легко улавливал цветовые оттенки воды, неба, зелени.
Современники отмечали, что его работы «заключали много настроения и любви
к волжской природе», называли его «певцом Волги».
Вопрос 2. «Чудесный мешочек». В мешочке находится модель старинного
автомобиля. О чём может рассказать этот автомобиль?
Ответ: Кроме живописи, постоянной привязанностью Константина Павловича
была техника — фотография, велосипед, мотоцикл, позднее — автомобиль.
Он был постоянным членом самарского яхт-клуба со дня его основания в 1899 г.,
хотя своей яхтой так и не обзавелся. Зато он позволил себе другую дорогую
«игрушку» — автомобиль. Летом 1904 г. самодвижущийся экипаж производства
немецкой фирмы «Опель» был доставлен в Самару поездом. На нем с друзьями
10
Головкин часто выезжал на этюды в Постников овраг (ныне овраг
Подпольщиков), Жигули, Серноводск. Но разбирать и собирать свой автомобиль
Константин Павлович любил не меньше, чем ездить на нем.
Вопрос 3.
Какое значение для культурной жизни Самары имела поездка К.П. Головкина в
Манчжурию и Японию?
Ответ: В 1918 К.П. Головкин уехал из Самары с семьей в Иркутск. В декабре
1918-январе 1919 совершил поездку в Манчжурию и Японию, где собирал
произведения искусства для самарского музея. В 1922 он возвращается в Самару
и безвозмездно передаёт коллекцию восточного искусства, археологических и
этнографических находок музею Общества археологии, истории и этнографии
при Самарском государственном университете.
Вопрос 4.
Чем увлёкся К.П. Головкин, работая в Самарском Губернском архивном бюро?
Ответ:
Вернувшись на родину, Константин Павлович устраивается на работу в
самарское Губернское архивное бюро. На его иждивении жена и трое детей.
Тяжело. Но и в этот трудный период своей жизни, по собственной инициативе
собирает материалы по истории родного города. Он проработал архивистом около
года, и за это время пересмотрел огромное количество дел, на основе которых им
была составлена уникальная краеведческая картотека. Сейчас она занесена в
разряд уникальных дел самарского Госархива. В ней Головкиным собраны и
обработаны материалы по истории промышленных предприятий города Самары,
самарских улиц и площадей, казенных учреждений, учебных заведений, церквей и
монастырей, богоугодных заведений, окрестностей Самары, рек Волги и Самары,
быта самарцев, культурных предприятий, торговли. Константин Павлович
обнаружил и описал 19 планов города. Чтобы составить картотеку, пришлось
проработать массу документов губернского архива, окружного суда,
гражданского суда, нотариального архива, изучить памятные книжки Самарской
губернии, подшивки местных газет и журналов за 60 лет. Кроме этого, он
11
записывал рассказы старожилов, а иногда и сам проводил необходимые
изыскания. Так, для описания башенных часов, находящихся на колокольне
Троицкой церкви, он сам осматривал часовой механизм и делал обмеры.
Троицкая церковь
Раздел «Художественное творчество»
Вопрос 1.
Перед вами репродукция картины К.П. Головкина. Как называется эта картина?
Ответ:
«Последний снег. Осокори»
Вопрос 2.
Учащимся предлагаются фрагменты (по типу пазлов) картины К.П. Головкина
«Переправа в Жигулях». Необходимо собрать фрагменты в единое целое.
Вопрос 3. «Чудесный мешочек»
12
В мешочке находятся кисточка и палитра. Изучением какого вида искусства
увлёкся юный Константин, обучаясь в Самарском реальном училище? Что вы
знаете об этом этапе жизни Головкина?
Ответ:
С детства Константина влекло к рисованию. Родные вспоминали, что он рано
начал рисовать и «рисовал углем и мелом везде: на полу, на стенах». С самого
начала торговой деятельности Константин каждую свободную минуту
с разрешения старшего приказчика Ивана Андриановича бежал на Волгу рисовать
Жигули, речные дали. Неутомимость и настойчивость помогали ему
в постижении мастерства. Когда Константин заканчивал реальное училище,
появился новый преподаватель рисования, черчения и чистописания – Николай
Андреевич Храмцов. Именно он стал первым профессиональным учителем
будущего художника Головкина. Отныне вся его жизнь была направлена на
творчество.
Вопрос 4.
В июне-июле 1900 года Константин Павлович совершил путешествие
за границу, о котором давно мечтал. Он побывал в Италии, Германии, Франции,
посетил знаменитую Всемирную Парижскую ярмарку. Что дала эта поездка для
развития его художественного дела?
Ответ:
Это было его первое большое путешествие, в котором художник познакомился с
великим искусством итальянских мастеров, крупными музеями в Берлине и
Париже.
Много картин Головкин «отправлял в Париж для издания цветных и черно-белых
открыток с золотым обрезом. Он отпечатал альбом своих рисунков и продавал
фототипии «Виньетки Волги с картин художника-любителя К. П. Головкина».
Известны альбомы гелиогравюр по рисункам Константина Павловича,
издававшиеся в Париже.
13
Раздел «Самара»
Вопрос 1. «Чудесный мешочек»
Перед вами открытки с видами города Самара, реки Волга. Автор этих работ К.П.
Головкин, который, как известно, был хорошим фотографом. Какие факты из
жизни Константина Павловича, связанные с занятием фотографией вам известны?
Ответ:
К.П. Головкин увлекался фотографией, даже соревновался в качестве
фотографий со своим другом – фотографом Васильевым. Они снимали одни и те
же виды Волги, но Головкин всегда несколько иначе кадрировал свои
фотографии. Первый выпуск фотографий с видами Волги, Самары, Жигулей
состоялся в 1901 г. Всего было 9 изданий, сериями по 30-40 штук в каждом
издании. Большинство фотографий Головкина печаталось московской
фототипией Шерера, Набгольца и Ко. Работы Головкина покупали и за границей,
особенно в Германии, Франции, Австрии. В числе местных почитателей его
таланта был владелец Жигулёвского пивоваренного завода В.В. фон Вакано.
Вопрос 2.
Что стало итогом научных изысканий К.П. Головкина в 20 – х годах XXвека?
Ответ:
В 1922 году К. П. Головкин вернулся в Самару, 14 августа получил удостоверение
члена — сотрудника Общества археологии, истории и этнографии. Уже
в сентябре 1922 года Головкин продолжал археологические изыскания
в окрестностях Самары, а также возглавил филиал бывшего Самарского
городского публичного музея — «Старая Самара». В эти годы К. П. Головкин
целиком посвятил себя научной и творческой работе. Итогом научных изысканий
стал выход работы «Вся Самара на 1925 год».
Вопрос 3.
14
Что это за здание и как оно связано с именем К.П. Головкина?
Ответ:
Загородная «дача со слонами» была построена в 1908 - 1909 годах по
собственному проекту К.П. Головкина на берегу Волги между 5-й и 6-й дачными
просеками. Дача с парными скульптурами в стиле русского модерна была
построена для своего семейства. Здание сложено из пустотелого кирпича и
крупных бетонных блоков. Именно поэтому в доме уникальная акустика. Слоны
сделаны из цемента по рисунку Головкина. Слоны пустотелые, и в одном из них,
по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии,
относящиеся к постройке дачи. Окна дома узкие и высокие - до трех метров. В
них почти не проникал свет - приходилось зажигать свечи даже днем, зато
свежесть Волги и ароматы розария, фруктовых деревьев, елочек, берез - всего
того, что посадил Головкин своими руками, - присутствовали постоянно. В доме
было пять комнат. В правой его части находилась гостиная, где во всю длину стен
были вмонтированы написанные Головкиным широкие холсты с изображением
летящей женской фигуры в развевающихся прозрачных одеждах. Еще стены
оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным орнаментом, где
на месте ягод вставлялись стеклянные полусферы. Вся мебель дома была
выполнена на заказ по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же
картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича. После
революции, когда семья Головкиных уехала из города дача была передана под
госпиталь, затем там «поселился» детский сад, а после – клуб для молодёжи.
Сейчас реставрационными работами здания занимается научно-практическое
реставрационное товарищество «Старый город» под руководством архитектора-
15
реставратора, действительного члена Академии архитектурного наследия,
академика М.Б.Егорова.
Вопрос 4.
К.П. Головкин проявил себя в различных сферах общественно – культурной
жизни Самары. В частности, как известно, он стал инициатором создания
художественного отдела при Самарском городском публичном музее. Что вы
можете рассказать об этой «страничке» жизни Константина Павловича?
Ответ:
П. В. Алабин, по словам Головкина, «просил, не откладывая,
энергично взяться за дело». По инициативе Константина
Павловича во все концы страны было разослано около
300 писем — обращений к художникам России.
В 1899 г. Текст обращения был опубликован в 7-м номере журнала «Искусство
и художественная промышленность» и таким образом получил широкое
распространение. В дар музею поступили произведения М. В. Нестерова,
К. Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые
произведения местных живописцев. Сам Головкин передал в фонды музея часть
своих картин, а также произведения художников Н. П. Осипова, И. Ф. Никонова,
Н. А. Храмцова и др. В результате активной деятельности Константина
Павловича в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая
в себя работы и самарских художников, и знаменитых русских живописцев.
К 1911 г. Художественная коллекция музея насчитывала около 120 произведений
искусства: рисунки, картины, скульптуру.
16
Раздел «Самарский художественный музей»
Вопрос 1. Что находится в этом здании?
Ответ: Самарский областной художественный музей — один из крупнейших
в Поволжье.
Вопрос 2.
Какую роль в основании музея сыграл К.П. Головкин?
Ответ:
Открылся музей в 1897 году по прошению самарского купца, владельца
писчебумажного магазина, талантливого художника-пейзажиста и организатора
местных художественных выставок Константина Павловича Головкина (1871-
1925). С того времени 25 апреля (12 апреля по новому стилю) 1897 года считается
официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее.
В основу вновь созданного отдела передали свои произведения самарские
художники Н.П.Осипов, И.Ф.Никонов и Н.Ф.Холявин и К.П.Головкин.
Это прошение было написано самарским купцом, владельцем писчебумажного
магазина, талантливым художником-пейзажистом и организатором местных
художественных выставок Константином Павловичем Головкиным (1871-1925). С
того времени 25 апреля (12 апреля по новому стилю) 1897 года считается
официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее.
В основу вновь созданного отдела передали свои произведения самарские
художники Н.П.Осипов, И.Ф.Никонов и Н.Ф.Холявин и К.П.Головкин.
Вопрос 3.
17
К 135-летию со дня рождения деятеля самарской культуры Константина
Головкина – основателя коллекции Самарского художественного музея в
Мраморном зале Самарского художественного музея состоялся вернисаж
выставки «Самарские пути К.П.Головкина». Выставка включает разделы,
отражающие различные «ипостаси» Константина Павловича: вот он в роли
организатора художественного кружка в Самаре, устроителя выставок местных
художников, вот Головкин – основатель самарской пейзажной школы…Благодаря
достоверным мини-реконструкциям, созданным в зале сотрудниками музея,
посетители смогут совершить воображаемое путешествие в писчебумажный
магазин Головкина и в его гостиную на «даче со слонами». В одном из уголков
зала воссоздана и творческая мастерская художника – мольберт, краски, кисти
словно вновь ждут своего хозяина. И конечно, на стенах зала представлены
произведения Головкина-художника: масштабные картины, написанные маслом
на холсте, акварельные пейзажи, карандашные зарисовки и наброски. Помимо
живописи, Константин Павлович очень увлекался фотоискусством, поэтому на
выставке есть и его фотоработы. Кроме того, Головкин любил выпускать
открытки, украшенные его картинами, а также фотографиями с видами старой
Самары.
С какой целью современники восстанавливают биографию одного из самых
почитаемых своих граждан – купца и художника, археолога и путешественника,
музейщика без музея и архивиста, и просто человека с богатой и щедрой душой –
Константина Павловича Головкина?
Ответ: Цель выставки – раскрыть неординарность творческой и человеческой
личности Головкина, его удивительную целеустремленность и
самоотверженность в деле созидания культуры провинциального города. В книге
Л.В.Едидовича «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись
жизни».
18
В книге, подготовленной на основе архивных материалов, впервые собраны
факты, рассказывающие о жизни известной самарской купеческой семьи.
Вопрос 4. «Чудесный мешочек»
В мешочке находится репродукция картины М.В. Нестерова «Юность
преподобного Сергия» Она была прислана в дар Самарскому художественному
музею. Какую роль играл К.П.Головкин в пополнении фондов музея?
Ответ:
Понимая, что вновь созданный отдел не может представлять только самарских
художников, Головкиным от имени Городского головы П.А.Арапова в 1898 году
было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой
поддержать начинание и прислать в дар музею свои произведения. Первыми
откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств. В 1898 году
выслали свои дипломные картины П.К.Вениг ("Прикованный Прометей"); А.А.
Жаравова ("Федор Басманов с головой казненного Колычева у митрополита
Филарета") и Е.И. Столица ("В июле").
В 1898–1909 годах коллекция пополнилась работами М.В.Нестерова (этюд
к картине "Юность преподобного Сергия"), А.К.Беггрова ("Кронштадтская
пристань"), В.Н.Бакшеева ("Среди природы" и "Весною. На крыльце"), К.Ф.Юона
("Апрельское утро").
Количество живописных произведений в 1911 году превысило 130 единиц.
19
В художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских
коллекционеров (П.Шихобалова, А.Елшина, С.Пермякова, К-Головкина,
В.Арапова, А.фон Вакано, А.Клафтона, Ф. Яковлева) принимались в дар иконы
и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока.
Е.И.Столица «В июле»
К.Ф. Юон «Апрельское утро»
Подведение итогов игры.
7. Меценатство на современном этапе. Сызрань.
Сейчас в нашей стране продолжаются традиции российской благотворительности,
действуют благотворительные фонды, специализирующиеся в разных сферах:
помощь учёным, музыкантам, художникам, детским домам и больницам, семьям
погибших военнослужащих т.д.
Колокольчики открывают Ларец и предлагают познакомиться с
благотворительной деятельностью жителя города Сызрань, директора ООО
«Лидер – Тюнинг» Валерия Витальевича Гуськова, который на собственные
средства помогает восстанавливать мужской монастырь в Кашпире.
20
IV. Подведение итогов урока.
Выходят дети-колокольчики, раздают ребятам колокольчики из бумаги и
предлагают провести акцию «Планета цветов» (посадка цветов на клумбах в
школьном дворе и в микрорайоне)
Учитель: Как много у нас получилось колокольчиков. Прислушайтесь! Они
звенят ранним утром, звенят в жаркий день, на вечерней заре, как бы напоминая
нам:
«Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
21
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле!»
Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие!
Информационные источники:
• Классные часы:1 класс/Авт. – сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
• Л.В. Едидович. «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин:
Летопись жизни». – Самара, 2007.
• Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии.–
Самара: Самарский Дом печати, 1993.
• Н.В. Тутубалина. Познавательные викторины для детей младшего
школьного возраста.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.
22