Родительское собрание "Всякое дерево имеет корни"
1
Сценарий тематического родительского собрания «Всякое дерево имеет корни». (В
свете христианского воспитания детей).
Цель собрания:
Обсуждение проблемы нравственного воспитания ребенка и поиск решения.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами бездуховности подростков.
2. Развивать умение духовных исканий детей, пап и мам.
Подготовительная работа к собранию:
1. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты «История моей семьи»:
1.Откуда родом твоя семья, твои предки?
2. Всегда ли твоя семья жила здесь, когда и откуда приехали предки в эти места?
3. Кем были твои предки по профессии? Людей какой профессии больше всех у вас
в роду?
4. Существуют ли в вашей семье какие-нибудь факты, о которых рассказывают
каждому члену семьи?
5. Есть ли у вас в семье какие-нибудь семейные праздники, торжества?
6. Кто чаще всех напоминает и чтит Православные праздники?
7. За какие черты характера ты любишь этого человека?
8. Твое отношение к Русской Православной Церкви?
2. Подготовка проблемных вопросов в ходе собрания. Вопросы могут быть такими:
1. Что стоит за такими понятиями, как нравственное воспитание, духовность,
благочестие, семья, Православие?
2. Каковы причины духовного вакуума у сегодняшних школьников?
3. В чем основное начало человеческой нравственности?
Ход родительского собрания.
На доске - тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые
фразы, афоризмы.
1. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сил…» (Мф., 18:10)
2. «…пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф.,19:14)
3. Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и
маячок для взаимоотношений для каждого.
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хочется, чтобы трудности в
общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас
расстраивают невнимание, равнодушие, лень, непослушание, - все то, что называют
духовным оскудением. Где его истоки и к чему оно ведет, поиск выхода из сложившейся
ситуации - основная цель сегодняшнего собрания.
II. Что особенно огорчает нас в наших детях?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет безразличного, равнодушного
подростка. Пока родители говорят, классный руководитель помечает характерные слова
на лист ватмана.
III. Вопрос родителям: что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.
IV. Классный руководитель знакомит родителей с анкетой, которую заполнили учащиеся
класса.
Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение по анкете.
V. Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и дать определение
лексическому значению слов: семья, духовность, благочестие, нравственность,
Православие. (В случае затруднения откроем словарь Владимира Ивановича Даля.)
2
Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение
получившихся результатов.
Классный руководитель: «Задайтесь вопросом, чего нет, и что из вышеперечисленных
ценностей вы хотели бы иметь в своей семье?»
VI. «Крестик» на память.
Классный руководитель знакомит родителей с основными путями возвращения к
духовным истокам, духовной культуре, семейным ценностям.
Путь первый - путь благочестия, по которому надо идти папам, мамам и детям. «Если
бы благочестие сделалось как бы законом и властью, если бы мы детей своих прежде
всего наставляли быть друзьями Божиими, и учили, больше всех и прежде всех прочих
наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от
бесчисленных зол, и, что говорится о будущей жизни, именно, отойдут «болезнь, и
печаль, и воздыхание (Ис. 35,10). Эти мы наслаждались бы уже и здесь».
Но большинство родителей и воспитателей имеют смутное понятие о благочестии.
Воспитание благочестивых чувств и мыслей не может происходить вне Церкви и,
конечно, семьи. Семья - домашняя Церковь, она является школой любви, жизненного
опыта, духовного возрастания и познания Слова Божия. Не может быть никакого
благочестия у сына или дочери, которые дерзки с родителями, нарушая этим пятую
заповедь Десятисловия: «Чти отца своего». Нам, родителям, необходимо самим научиться
страху Божию и воспитать его в детях, так как «начало мудрости - страх Господень»
(Притч. 1,1,7) И слова Екклезиаста, сына Давидова, вторят Соломоновым Притчам: Бойся
Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека (Екк. 12,13-14).
Молитва - первое средство в деле воспитания детей в христианском благочестии. Труд
родителей по воспитанию детей не всегда наполнен радостью, но часто и слезами. Будем
помнить слова псалмопевца Давида: «Сеявшие со слезами будут пожинать радости» (Пс.
125,5). Любовь, вера и постоянное внимание к детям вместе с молитвой подскажет
родителям, как оградить их от вредных влияний.
Путь второй. Единым фронтом (семья, школа, СМИ и тому подобные) должны
требовать выполнения элементарных правил общественного приличия. Их несоблюдение
является свидетельством того уровня духовности, на котором находится душа юноши или
девушки. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам»
(Мф. 6,33)
Путь третий: любовь к чтению Священных Книг. Польза от чтения вслух добрых
сказок, поучительных рассказов должна начинаться ещё до школы, чтобы дети начали
усваивать основные вехи Священной истории. Для домашних занятий рекомендованы
четыре основных раздела:
1. Общий обзор Библейской истории.
2. Систематическое изучение Евангелия.
3. Ознакомление с общим строем и смыслом богослужения.
4. Изучение Символа Веры и ознакомлением с основами Христианской Догматики.
Польза от таких занятий - не только детям, но и взрослым. Оказывая на всех
благотворное влияние, занятия укрепляют связи между поколениями, улучшают
духовную атмосферу семьи.
Путь четвёртый: чаще напоминать детям и самим себе, и членам всей семьи о
заповедях Спасителя, данных им людям в Нагорной проповеди.
Путь пятый - развитие совести. Приучайте ребёнка перед сном делать обзор своей
жизни в течение дня, чтобы он уяснил себе, не оскорбил ли он Бога плохим поведением?
Не огорчал ли родителей? Не ленился ли учиться?
VII. Родители получают напечатанный свод полезных советов, как помочь исправиться
ребёнку, долго упорствующему в своих грехах:
а. Усилить родительскую молитву («многое может молитва матери»);
3
б. Подавать сорокоусты о здравии ребёнка (да не в одной церкви);
в. Совершать различные молебствия;
г. Заказывать ектении о здравии всех членов семьи;
д. Может помочь родительская беседа с упорствующим ребёнком, ведь надо понять
истину непослушания или замкнутости;
е. Иногда, на время, можно отступить и не задавать назойливых вопросов, но
продолжать держать его под неусыпным взглядом родительского внимания;
ж. Воспитывать в детях такую добродетель - послушание.
В заключении сделаем вывод: всякое упрямство и непослушание имеет своим корнем
гордыню. Горьки плоды гордости. Поэтому и сказано: «Всякий, возвышающий сам себя,
унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14,11). Смирим же прежде всего себя
и научим смирению наших детей, так как для них нет ничего выше и дороже родителей.
VIII. Родители анализируют полученные рецепты христианской педагогики, обсуждают
их совместно.
IX. Подведение итогов.
Родители ответственны за воспитание детей. По образу жизни родителей узнаются
дети, - и наоборот. Ведь «яблоко от яблони недалеко падает».
Обсуждение с родителями такого примера: некогда среди одного дикого племени, у
которого был бесчеловечный обычай обессиливших стариков вывозить в лес, или в
глубокий ров, и там бросать на съедение зверям, сын отвёз своего отца на лубке в
глубокий ров и бросил его вместе с лубком же, а внучок, бывший при этом, достал лубок
и принёс его обратно домой. Когда отец спросил сына: «Для чего ты взял лубок изо рва? -
последний отвечал: - «Когда ты, батюшка, состаришься, так на этом же лубке и я отвезу
тебя под гору». Задумался отец над словами своего сына и под влиянием жалости к
самому себе снова дал приют своему престарелому, немощному отцу.
Предполагаемый вывод: взрослые и уже семейные люди, оказывая непочтительность
своим престарелыми родителям, дают гибельный пример собственным детям и в лице их
готовят для себя заслуженную кару.
Помните Золотое правило и не уставайте напоминать о нём детям: «И как вы хотели
бы, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте».
Семью часто сравнивают с деревом. Ветви и листья на нём - мы и наши дети. Корни -
наши предки, обычаи и традиции. Мудрый садовник, ухаживая за деревом, не забывает о
его корнях, заботясь о крепости и здоровье своего любимца. Будем же и мы похожи на
такого садовника!
4
Памятка родителям от ребёнка.
(Заранее положить на парту каждому родителю, явившемуся на собрание.)
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не
обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю
вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это
позволяет мне определить свое место.
Не полагайтесь на силы в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что
считаться нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру
в вас.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе
я стану «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я
могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо
больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне всё спокойно с
глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух
притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами.
Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав,
как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертельный грех. Я
должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не
годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я
буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать
мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном
опыте.
Не обращайте слишком много внимая на мои маленькие хвори. Я могу
научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это
привлекает ко мне много внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы
не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду
искать информацию на стороне.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает
тщетным мои попытки сравняться с вами.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и
одобрения.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже
стану вашим другом.
И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне
тем же…