Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения 2 класс ДШИ

Открытый урок по композиции на тему: «Способы выделения композиционного
центра. Композиционные упражнения » во 2 «В» классе
Елены Викторовны Лёсиной, преподавателя МУ ДО «ДШИ» городского округа ЗАТО
Светлый, Саратовской области, отделения изобразительного искусства
Тема урока: «Способы выделения композиционного центра. Композиционные
упражнения »
Количество учебных часов: 2
Цели урока:
Обучающие: Закрепить определение и понятие композиции, знакомство со способами
выделения композиционного центра в декоративной композиции. Понятие движения
формы, массы, силуэта. Формирование навыков и умений при организации
композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания
на практике.
Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления продолжать
развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать
собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить
формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие
творческих способностей.
Воспитательные: Воспитывать культуру труда (аккуратность, прилежность, трудолюбие,
усидчивость). Развивать умение высказывать оценочные суждения при обсуждении
выполненных работ.
Задачи урока:
- выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных форм с
использованием ограниченного количества цветов; закрепление умения пользоваться
изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении
упражнений;
- побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных
учебных задач;
- формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времен
Оборудование урока.
Зрительный ряд:
- репродукции работ известных художников;
- наглядные пособия в виде готовых упражнений,
- образцы композиционных упражнений учащихся.
Материалы: бумага формата А3, акварель или гуашь, карандаш, ластик.
План и краткое содержание занятия:
1. Организационный момент – 10 мин.
2. Вводная беседа, объяснение по теме урока – 15 мин.
3. Практическая часть:
Композиционный поиск, выполнение эскизов - 30 мин.
исполнение работы – 90 мин.
4. Подведение итогов: просмотр упражнений, обсуждение и
анализ работ -10 мин.
5. Домашнее задание - 5 мин.
Основные направления теоретических сведений.
Выделение сюжетно-композиционного центра
Создавая композицию необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как
выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также
называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины. Конечно, в сюжете
не всё одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр
композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц.
Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Центр выделяется освещённостью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и
другими средствами. Художники придумали множество вариантов композиционного
построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от
геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения.
Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" - классический пример композиции,
где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи
произведения. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём
наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник
уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение
главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону
золотого сечения, который с древних времён использовали художники, чтобы добиться
наибольшей выразительности своих творений. Важно, чтобы все приёмы выделения
сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия
наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы. В
результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы
изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры
(треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).
В этом можно убедиться, рассмотрев картины: Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте",
Карла Брюллова «Последний день Помпеи», Жан Франсуа Милле "Стога", Питера Пауля
Рубенса «Персей и Андромеда», Жоржа Мишеля "Пейзаж с мельницей" и др.
Композиционный центр в декоративной композиции и способы его выделения
Создание декоративной композиции так же, как и создание композиции в других видах
изобразительного искусства (в живописи, графике), включает авторский замысел и его
творческое воплощение. Отличие, пожалуй, возникает в том случае, если декоративная
работа имеет прикладной характер (роспись платка, вышивка полотенца, ткачество
гобелена и т.д.) и имеет функциональное назначение.
Несмотря на то, что замысел и идея будущей композиции, а также материал и
техника, которые будут использованы для ее выполнения, в какой-то мере определяют
художественные пути передачи авторской идеи, существуют общие принципы
организации композиционного пространства в декоративном искусстве.
Создание композиции начинается с определения композиционной схемы будущей
работы. Именно с продумывания и построения композиционной схемы следует начинать
работу на любой композицией. Каждая линия, каждый ритмический элемент, их
пластическая убедительность, их компоновка на плоскости принципиально важны и
ответственны.
Композиционная схема должна решать следующие задачи:
1. определение общей структуры композиции, равновесия частей композиции;
2. выделение сюжетно-композиционного центра композиции;
3. использование членения плоскости на части, если это необходимо для усиления
выразительности декоративной композиции;
4. ритмическая организация элементов на плоскости, их движения и покоя;
5. определение формата композиции;
Большое значение при построении декоративной композиции приобретает
организация композиционного центра, или доминанты. В декоративной композиции это
может быть орнаментальный мотив, точка или значительный по площади элемент,
который несет в себе еще и особую смысловую нагрузку. Композиционный центр
объединяет произведение, придает ему целостность. Функцию композиционного центра
может выполнять даже свободное пространство плоскости, так называемая
композиционная пауза. Необходимо учитывать законы визуального восприятия
плоскости, согласно которым композиционный центр должен располагаться в активной
центральной части плоскости, акцентироваться различными способами выделения:
· доминанта выделяется посредством контрастной формы;
· доминанта создается увеличением размеров одного из элементов;
· доминанта создается группированием нескольких предметов на одном из участков
по сравнению с равномерным их распределением на других участках;
· доминанта выделяется посредством только цветом, все элементы структуры имеют
одинаковую форму и размеры одного предмета;
· создается два композиционных центра, с подчинением одного другому.
В целом декоративная композиция должна соответствовать базовым принципам
композиционной организации:
1. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
2. немонотонный ритм
3. сбалансированность композиции
Практическая часть.
Задание: выполнить композиционные упражнения с использованием различных способов
выделения композиционного центра.
Упражнение №1. Композиционный центр выделяется посредством контрастной формы.
Упражнение №2. Композиционный центр выделяется увеличением размеров одного из
элементов.
Упражнение №3. Композиционный центр выделяется группированием нескольких
предметов на одном из участков по сравнению с равномерным их распределением на
других участках.
Упражнение №4. Композиционный центр выделяется посредством только цветом, все
элементы структуры имеют одинаковую форму и размеры одного предмета.
Упражнение №5. Создается два композиционных центра, с подчинением одного другому.
Подведение итогов: просмотр выполненных упражнений, обсуждение с учениками
выполнения поставленных перед ними учебных задач, обобщающий анализ
преподавателя с акцентом на допущенные ошибки и удачные решения данного задания.
Домашнее задание дается индивидуально ученикам, не успевшим выполнить все
упражнения, с учетом замечаний преподаателя.
Список литературы:
1. Голубева О.Л. Основы композиции. – М: Изобразительное искусство, 2001.
2. Иванова Е.И. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. – М.: Олма
Медиа Групп, 2007.
3. История искусства народов СССР. - М.: Изобразительное искусство, 1984.
4. Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. -
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2004.
6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.:
Агар, 2000.
7. Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1986.