Технологическая карта "Коми национальность" 2 класс

Министерство образования, науки и молодежной политики РК
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
классного часа
«Коми национальность»
Составила студентка 521 группы:
Ещенкова Анастасия
МОУ СОШ № 35, класс 2 «Е» каб. № 1
Дата проведения занятия:
21.03.19
Смена 1 Номер урока _5__
Начало урока___11:40__
ФИО учителя школы:
_Игнатова Виктория Егоровна
ФИО преподавателя-консультанта:
Безродная Елена Алексеевна
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
_____________________ дата _______
(Подпись учителя)
Цель занятия: содействовать развитию познавательного
интереса к жизни, традициям, обычаям народов коми.
Задачи
Личностные:
-Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности;
-Выражать положительное отношение к процессу познания
Предметные:
- Демонстрируют знания о символах государственности республики: флаге,
гербе и гимне;
- Учатся ориентироваться по карте, выделять границы республики, столицу,
свой город.
Метапредметные:
-Владение комбинаторными умениями;
-Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового
задания);
-Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной
работы при решении ряда задач;
-Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.
Регулятивные:
- Волевая саморегуляция;
-Контроль и оценка своей деятельности
Познавательные:
-Развивать логическое мышление учащихся;
- Воспроизводить по памяти информацию, для решения учебной задачи
Коммуникативные:
-Развивать быстроту реакции, сообразительность, наблюдательность,
внимание, память, зрительный анализ и синтез, логическое мышление
- Воспитывать терпение и выдержку, умение работать в команде.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карта.
Ход классного часа
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
УУД
Организационный
этап
Здравствуйте, ребята!
А точнее видза оланныд, челядь!
Кто-то из вас знает, на каком языке я произнесла фразу «здравствуйте, ребята»?
Приветствую
учителя, садятся за
места.
-Да, на коми языке
\Нет
Личностные:
-Самоопределение к
деятельности,
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности;
-Выражать
положительное
отношение к
процессу познания
Основная часть
Правильно. На коми языке. Сегодня мы с вами поговорим о коми народе.
Традициях, географии республики и многое другое. А где проживает народ коми?
Как называется наша Малая Родина?
Где находится наша республика?
Совершенно верно. Республика Коми - северная республика.
- Республика Коми.
- На Северо-западе
страны.
Личностные:
-Самоопределение к
деятельности,
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
Я иду землёю Коми,
А вокруг стоят леса.
Край огромный, край богатый –
Наша гордость и краса.
Среди тайги на севере России,
Вдоль древних гор Уральского хребта,
На сотни вёрст от Воркуты до Летки
Раскинулась Республика моя.
Ребята, это отрывок из стихотворения поэта, нашего земляка Ивана Алексеевича
Куратова.
Иван Алексеевич Куратов – (1839-1875) коми поэт. Родился 19 июля 1839 года в
селе Кебра Усть-Сысольского уезда. Творчество И.А. Куратова стало широко
известно лишь в XX веке. Его произведения были опубликованы в 1903 году в
Хельсинки, затем в 1923 году в альманахе "Парма ель" ("Лесной ручей") и в 1926
году в сборнике "Коми гижысьяс" ("Коми писатели"). Первый сборник
стихотворений И.А. Куратова "Гижöд чукöр" ("Собрание сочинений") вышел в
1932 году. Главное произведение И.А. Куратова – поэма "Яг-морт". Эта поэма,
ставшая делом всей жизни писателя.
Давайте обратимся к карте России и найдём на ней нашу республику.
Кто выйдет и покажет границы Коми республики.
И подпишем город, в котором мы живем. Который также является столицей
Республики Коми (показ границы республики на карте ).
Знаете ли вы происхождение названия города Сыктывкар?
Мы с вами любим наш город. Давайте узнаем, как он возник.
Усть-Сысольск-первое название города Сыктывкара.
Первое упоминание об Усть-Сысольске относится к 1586 году. Показ слайдов.
В то время это был небольшой погост: церковь и десяток крестьянских дворов. По
переписи 1720 года на погосте было 80 жилых домов с населением 834 человека.
Скорее всего Усть-Сысольск так и остался бы торговым селом, если бы не
Дети находят
границы
республики на
раздаточных
картах,
подписывают
деятельности;
-Выражать
положительное
отношение к
процессу познания
Предметные:
- Демонстрируют
знания о символах
государственности
республики: флаге,
гербе и гимне;
- Учатся
ориентироваться по
карте, выделять
границы
республики,
столицу, свой город.
Метапредметные:
-Владение
комбинаторными
умениями;
-Умение обобщать
полученную
информацию (для
выполнения
итогового задания);
-Умение
договариваться для
выполнения
коллективно-
проведенная в конце 18 века реформа местного управления. Страна была
разделена на губернии, и уезды. Усть-Сысольск оказался наиболее подходящим
на роль административного центра новообразованного уезда.
Указом Екатерины II погост на реке Сысола был переименован в город Усть-
Сысольск. Усть-Сысольск переводится как в устье реки Сысола.
Это было в1780году,торжественное открытие нового города состоялось в доме
купца Суханова на Покровской улице (ныне ул.Орджоникидзе), на праздник были
приглашены ответственные чины из Вологды. После провозглашения последовал
праздничный обед, сопровождаемый звоном колоколов Троицкого собора.
Откуда бы путник ни подъезжал к Усть-Сысольску (по улице или реке), первое,
что он видел, это колокольня Троицкого собора, главной церкви города. Но самой
первой появилась Покровская церковь. После Троицкой в слободе Кируль
построили Вознесенскую церковь. Стояла она при городском кладбище и
называлась кладбищенской.
Стефановский собор, который стоял на площади, строился с перерывами.
Из семейных праздников у горожан широко отмечалась свадьба. В1834 году в
Троицком соборе записано до 40 свадеб в год. Всех больше браки заключали
зимой, кроме декабря месяца т.к. на него приходился рождественский пост, а в
посты церковь запрещала играть свадьбы.
В Усть-Сысольске не было ни фабрик, ни заводов, ни железной дороги. Он
оставался полудеревенским городком. Жители кормились со своих полей, да
промышляли немудренным ремеслом. В городе появились зажиточные крестьяне,
которые включаясь в городскую торговлю, оставались здесь жить.
В культурном отношении Усть-Сысольск представлял типичный уездный
городок, где царили «застой и спячка». Не выходили газеты, журналы, не было
театра, клубов. Это был город для мест ссылки неугодных царскому
правительству прогрессивных людей.
И уже после революции и кардинальных перемен к лучшему, с 1930года г.Усть-
Сысольск ,был переименован в г.Сыктывкар, что в переводе обозначает «город на
распределительной
работы при решении
ряда задач;
-Умение объективно
оценивать себя,
рефлексировать.
Регулятивные:
- Волевая
саморегуляция;
-Контроль и оценка
своей деятельности
Познавательные:
-Развивать
логическое
мышление
учащихся;
- Воспроизводить по
памяти
информацию, для
решения учебной
задачи
Коммуникативные
:
-Развивать быстроту
реакции,
сообразительность,
наблюдательность,
внимание, память,
зрительный анализ и
синтез, логическое
мышление
Сысоле».
Какие достопримечательности г. Сыктывкара вы знаете?
Стефановская площадь – самая большая и самая главная в городе - изначально
считалась ее центром. Названа в честь Святителя Стефана Пермского. Рядом с
площадью расположены здания Резиденции Главы РК, Государственного Совета
РК, Главпочтамта. Здесь проходят городские праздники. Самое высокое здание в
Сыктывкаре насчитывает шестнадцать этажей высотой 62 метра. Горожане
называют его «башня», «свечка». Строительство комплекса закончено в 2005
году. Здесь расположены офисы, магазины, кафе, рестораны, гостиница Деловой
Сыктывкар. Улица Коммунистическая – самая главная улица нашего города
длиною почти 3 км, соединяет верхнюю и нижнюю части города. Октябрьский
проспект – самая длинная улица города - соединяет Сыктывкар с микрорайонами
Орбита и Эжва. В городе более 30 библиотек, с общим книжным фондом 3,2
миллиона экземпляров, но самой большой является Национальная библиотека
Здание библиотеки - Памятник истории и культуры, охраняется государством
Культурный Сыктывкар. Дом купца Суханова находится по адресу: ул.
Орджоникидзе, 2. Это самый старый из кирпичных домов Сыктывкара,
построенный в 1783 году. Принадлежит Национальному музею Республики Коми,
здесь бережно хранятся фонды музея, научная библиотека, экспозиции.
У каждой Республики есть символы государственности. Назовите эти символы.
Посмотрите на слайд. Это Флаг и Герб Республики Коми. Какие цвета
присутствуют на флаге?
Кто-то знает, что они означают?
Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных
просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным
обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и
среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну
и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы,
- Флаг, герб и
гимн.
- Белый, синий,
зелёный.
- Воспитывать
терпение и
выдержку, умение
работать в команде.
означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное
положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в
республике народов и единства их культур.
Что изображено на гербе республики? Какое имеет значение?
Открытость крыльев означала и гостеприимство, приглашение к сотрудничеству.
Лик женщины на груди птицы символизировал Зарни ань (Золотая женщина)
жизнедарующую солнечную богиню, мать мира, хранительницу святого и
доброго. Лось – символ силы, благородства, красоты, а в космологических
представлениях коми – синтез гармоничного строения мира – органично вписался
в рисунок перьев.
А что мы можем сказать о гимне Республики Коми? Гимн Республики Коми
является символом демократического правового государства, сохранения
традиций национальной культуры, единства ее многонационального народа.
Мелодия гимна создана на основе песни Виктора Савина «Варыш поз»
(Соколиное гнездо).
Как слушают гимн?
В нашей республике гимн поют на коми языке.
Гимн написал коми поэт В.Савин .
Встаньте, давайте послушаем вместе.
Ылын-ылын Войвылын
Джуджыд парма сулалö.
Парма шöрын варыш поз
Кыпыд горöн шыалö.
Лэбзьöй, повтöм варышъяс,
Вына бордъяс шеныштлöй,
Веськыд туйöд нуöдöй,
Коми мусö югдöдöй!
-Да\Нет.
- Птица с ликом
женщины.
Север, наш родимый край,
Глубоки твои снега,
Холодны твои ветра,
Высока твоя тайга!
Нас несут через века
Соколиные крыла.
Коми край, твоя судьба
Благодатна и светла!
Вся красота природы нашего края отражена здесь. Вы тоже так считаете?
Наша Родина – населена добрым и мудрым народом, мы гордимся этим и где бы
ни были, родная земля остается для нас одной единственной. Только храня с ней
духовную связь, мы будем с достоинством идти по жизни.
А теперь давайте посмотрим на костюмы коми народа.
Костюм – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в
которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след
на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма –
это сохранение памяти самой национальности.
Традиционные костюмы коми народа разнообразны и очень красочны.
Посмотрите на иллюстрацию и расскажите о костюмах коми народа.
Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества,
а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли
носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.
Мужской костюм коми
Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм
крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и
дешевых материалов.
Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими
тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или
сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего
мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался
-Стоя.
Встают из-за своих
мест.
пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.
Женский костюм коми
Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана. Рубаха
обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани.
Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла
более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В
древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним
добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес
белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой
ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её
красоту и умения хозяйки.
Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче
украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые
коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.
Современные модели
Национальный костюм коми не ушел в прошлое. Им интересуются не только
ученые-этнографы и историки, но и обычные современные жители республики
Коми. Основная часть создаваемых сейчас костюмов основана на традициях
начала 20 века, часто это рубаха с юбкой и передником, украшенные яркой
вышивкой. Национальные костюмы или только их элементы используются для
выступлений различных творческих коллективов, для тематических фотосессий и
свадеб. Молодые модельеры, работающие в республике Коми, тоже не забывают
своих корней и часто создают коллекции с использованием фрагментов
национального костюма.
Коренные жители, коми издревле населяли территорию нашей республики. В
суровых условиях севера они жили, трудились, и умели веселиться и отдыхать.
В каждом районе РК есть свои праздники. Какие праздники вы знаете?
Весенне - летний обрядовый праздник "Усть-Цилемская Горка".
Как вы думаете, почему праздник называется горка?
Смотрят на слайд с
костюмом.
Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний
обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого
праздника произошли от представления поклонения людей Солнцу - «Яриле-
божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности, на горке и
встречали солнце с песнями и хороводами.
С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года,
пору вхождения подростков в круг молодежи. В системе весенне-летнего цикла
обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых
"заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка"
начиналась с Николы (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье,
если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные
гулянья в день апостолов Петра и Павла (12 июля).
"Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды
меняли наряды. Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и
торжественный момент - одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное
достояние культуры, наполненное могучей животворной силой.
Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила
молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники
расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались
замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все
возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в
качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь
обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг",
"на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди
верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок
сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня.
"Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет
собой красочное театрализованное представление, которое является сложным
хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие
людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения
"Горок", и строгим хранением горочного репертуара. На этом действие «Горки»
заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с
протяжными, лирическими песнями.
Посмотрите фрагмент этого праздника.
Видеоролик.
Праздник оленеводов "Зарни Сюр" переводе с коми-языка - "Золотой Рог").
Национальный праздник оленеводов в Коми возобновился в 2006 году после 15-
летнего перерыва. Официальным местом проведения праздника стало
село Щельябож, хотя один раз в 2010 году было выбрано другое место
проведения праздника - деревня Захарвань в Усинском районе.
Праздник был возобновлен с целью популяризации национальных видов
спорта среди населения, сохранения и развития коми культуры, организации
досуга жителей района и ради общения сёл между собой.
Праздник «Зарни Сюр» очень популярен среди сельчан, и горожане также
принимают в нем участие каждый год в конце зимы, хотя добираться до села -
путь не из легких…
Открытие мероприятия начинается с построения участников и с
приветственных и поздравительных речей высоких гостей праздника. Десятки
оленьих упряжек съезжаются к месту праздника. После церемонии открытия
начинаются состязания оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки
через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.
Показ виедофрагмента.
Первый зимний праздник - Кузьминки
14 ноября - день, посвященный памяти Косьмы и Демьяна, которые
лечили людей даром и прославились за свое бескорыстие. Звался этот день в
народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым
зимним деревенским праздником (другое его название «зимний Кузьма-
Демьян»). Этому празднику отведено свое почетное место. По народным
погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и
землю, и воды: «Кузьма-Демьян с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-
Демьяну прилетают с гор морозы. День Кузьмы и Демьяна известен в народе
также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется
память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу. «Кузьма-
Демьян, говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, приходите к нам кашу
хлебать». Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах
Отвечают на
поставленный
вопрос
народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия
придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые
Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего
нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь
условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже
своеобразный обычай, при котором крестьяне считали за правило варить кашу, а
работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Наряду с кашей, крестьяне в
этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и
вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной
молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки
водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята
будут болеть. Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и
супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился
девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста
считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала
всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. Вечер
кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в
какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая
приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу,
муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних
работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались
парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета,
причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать
соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили. При этом,
конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам
такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то
только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай
неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится
молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки! В некоторых
местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон
Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали
соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали
голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе
шла веселая пляска.
Дети играли в свои национальные игры. И сегодня мы с вами мы поиграем в
такую игру: «Маленький воробушек». (физминутка в игре)
Воробушка выберем с помощью считалочки:
Я вошел в тенистый бор
И увидел мухомор,
Сыроежку, зеленушку,
Розоватую волнушку,
Боровик, моховик, ежевик,
Два опенка, два сморчка,
Три масленка, два строчка.
Ну а ты, шампиньон,
Выходи из круга вон!
Ты не здешний,
Не таежный,
Целый кон считай ворон!
Маленький воробушек (ичотик пышкай)
Выбранный по желанию или считалкой «маленький воробушек» выходит к доске
и показывает всё, что поётся в песне. Остальные могут повторять из-за своих
мест:
У маленького воробушка живот болит.
Где ходил, где ходил, маленький воробушек?
У маленького воробушка нога сломалась.
Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?
У маленького воробушка рука болит.
Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?
У маленького воробушка голова болит.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
У маленького воробушка глаза болят.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
У маленького воробушка уши болят.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
У маленького воробушка зубы болят.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
Указав на другого учащегося, у кого был «воробушек», тот и становится другим
воробушком.
Игра продолжается, пока ее не пройдут хотя бы 4-5 учащихся.
И конечно, как у любого народа, у коми есть своя культура, песни, музыкальные
инструменты.
Послушайте современную песню о Сыктывкаре.
Слушание песни.
О чем в ней поется? О красоте города, о доброте людей.
Обратите внимание на слайд. Там будут показаны коми народные инструменты.
Пу барабан - деревянный барбан «Пу барабаном» пользовались пастухи, когда
пасли коров. Оленеводы с его помощью отгоняли волков, рыскающих вокруг
оленьего стада.
Сярган – трещетка. Трещотками отпугивали лошадей, забравшихся на овсяное
поле.
Были инструменты и более сложной конструкции, специально сделанные для
получения мелодичных звуков. Наиболее распространёнными были духовые
инструменты, которые изготавливали из бересты, гума - стебля растения
«дудник», из веточек ивы, черёмухи, из глины.
А сейчас мы вместе с вами послушаем песню на коми языке.
Марьямоль
На быструю речку выходит ручей
Растет там марьямоль1....
Марьямоль да марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Надо на бусы мне три-четыре
Играют
Этих цветков, марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Милый парень, меня не оставь,
Вдвоем поищем марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Приду домой, гиль да голь2,
Принесу с собой марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Только не скажу никому
С кем собирала я марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
Марьямоль да марьямоль...
А в конце хотелось бы сказать:
Цвети. Расти, наш Коми край,
Страна моя родная
Тебя мы славим все всегда
От края и до края.
Рефлексия
Ребята, вот наш урок и подходит к концу.
С чем вы познакомились сегодня?
Что больше запомнилось?
Давайте похлопаем себе за работу на занятии.
Большое спасибо. До свидания!
Отвечают на
поставленные
вопросы
Регулятивные:
-Контроль и оценка
своей деятельности