Технологическая карта урока "Анималистическая скульптура. Разработка поисковых эскизов"

Технологическая карта урока
Тема урока: Анималистическая скульптура. Разработка поисковых эскизов. (3 часа)
МДК.02.01. Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства (Художественная керамика)
236 гр., 3к., 5 сем.
Цель урока:
Сформировать умение разрабатывать авторские проекты керамической анималистической скульптуры.
Обучающие
Формировать навык разработки эскизов с учетом технологических условий, и применять основные
средства выразительности художественной керамики при разработке эскизов.
Развивающие
Развивать умение проводить работу по выявлению характерных черт животного и нахождению
способов передачи этих черт средствами керамики;
способствовать развитию умения находить новые художественно-пластические решения для
поставленной творческой задачи;
способствовать развитию образного мышления.
Воспитательные
Прививать любовь к керамическому ремеслу;
воспитывать потребность в самоанализе и самооценке собственного труда и творчества;
воспитывать умение рационально организовывать свой труд и рабочее место.
Тип урока
Комбинированный (Закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков)
Форма урока
Беседа, практическая работа
Опорные понятия, термины
Анималистическая скульптура (анималистика), скульптура малых форм, художественный образ,
стилизация, художественные возможности керамики, средства композиции
Новые понятия
-
Формы контроля
Самоанализ проделанной работы
Наблюдение за качеством и последовательностью в процессе работы
Домашнее задание
-
Материалы и оборудование
Альбом для эскизов, карандаши
Средства обучения
ТСО – мультимедиапроектор,
Карточки-памятки «Средства выразительности керамики и технические условия при проектировании
керамической скульптуры»
Презентация «Средства композиции в керамической анималистической скульптуре».
Репродукции работ скульпторов-анималистов
Фотографии животных
Примеры студенческих работ по теме
1 урок
Этап
урока
Мин.
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Содержание учебного
материала
Форма
организации
учебной
деятельности
обучающихся
Орган
иза
ционный
1
Приветствие, проверка
присутствующих, проверка
готовности к уроку
Самопроверка
готовности к
уроку
Перечень материалов
Групповая
Актуализация знаний и выход
на цели и задачи
урока
3
Сообщает тему. Предлагает
повторить усвоенный материал,
с целью выйти на цель урока.
Сообщает дополнительную
информацию.
Участвуют в
беседе, отвечают
на наводящие
вопросы.
Цель для учащихся:
выполнить поисковые
эскизы скульптуры
выбранного животного, с
учетом технологических
условий и основ композиции.
Задачи:
- анализ повадок и характера
выбранного животного (по
фото, видео)
- выявить главные, по-
вашему, черты этого
животного
- дать словесное описание
животного
- выбрать композиционные
средства, которые помогут
создать образ.
- разработать поисковые
эскизы скульптуры.
Групповая
Подготовка к работе над эскизами
15
Совместно с учащимися
анализирует композицию
анималистической скульптуры
по фото в презентации.
Подводит итоги.
Участвуют в
беседе, отвечают
на наводящие
вопросы.
Анализ композиционного
решения скульптуры и
влияния выбранных средств
композиции на создание
образа.
Последовательно:
Форма
Цвет
Фактура
Статика / динамика
Симметрия / асимметрия
Контраст / нюанс
Ритм (пятен, объемов, линий,
света и тени)
Композиционный центр
Силуэт, контур
Равновесие (масс и объемов
и пространств между ними)
Степень стилизации
Групповая
Активизация
творческого
мышления
10
Предлагает лотерею. Ведет ее.
Проводит анализ результата
игры.
Создают
рисунок по
условиям
лотереи.
Условия лотереи: на листках
бумаги написаны слова, в
одной стопке названия
животных, в другой
названия геометрических
фигур. Учащийся вытягивает
свою пару и быстро рисует
животное в форме выпавшей
фигуры.
Индивидуальная
Практич
ес
кая раб
ота
23
Предлагает охарактеризовать
животное словесно. Дает
задание нарисовать зарисовки
животного с натуры (по фото)
Выполняют
работу
самостоятельно
Конкретизация образа.
Выполнение зарисовок
Индивидуальная
Практич
ес
кая раб
ота
Дает задание разработать
поисковые эскизы.
Консультирует индивидуально
Выполняют
работу
самостоятельно
Выполнение поисковых
эскизов.
Индивидуальная
Подведение итогов
5
Предлагает провести анализ
проделанной работы по схеме
Анализируют
выполненные
эскизы, согласно
критериям
Оценка эскиза по критериям:
1. отражает идею
2. отражает применение
композиционных средств, в
соответствии с замыслом
3. технологически выполним
Индивидуальная
Сегодня мы продолжаем работу над поисковыми эскизами анималистической скульптуры. На прошлом занятии мы говорили о том, как
средства композиции важны для проектирования скульптуры животного. Давайте вспомним, какие это средства?
Форма
Цвет
Фактура
Статика / динамика
Симметрия / асимметрия
Контраст / нюанс
Ритм (пятен, объемов, линий, света и тени)
Композиционный центр
Силуэт, контур
Равновесие (масс и объемов и пространств между ними)
Степень стилизации
Итак, это наши преимущества, то что поможет воплотить ваш замысел. Однако помимо возможностей, в керамике существуют весьма
строгие условия, которые часто определяют форму, размер, количество деталей и сложность конструкции изделия.
Какие это условия? С учетом того, что лепить вы будете способом спиральной лепки?
Устойчивость
Одинаковая толщина стенки изделия
По возможности, одна точка опоры
Центр тяжести без смещения
Отсутствие тонких элементов
Отсутствие острых углов
Надежность крепления налепных элементов
Технологическое отверстие или отсутствие дна
Итак, исходя из вышесказанного, какова цель художника-керамиста при проектировании скульптуры животного на этапе поиска?
Разработать поисковые эскизы скульптуры выбранного животного, с учетом основ композиции и
технологических условий. Это и есть цель вашей работы на сегодняшнем занятии. Карточки-памятки в помощь
Итак, сегодня на занятии (3 часа), мы проследим, как художники-керамисты применяют основы композиции в анималистике.
Проведем композиционный анализ их изделий.
Далее вашей задачей будет:
- анализ повадок и характера выбранного животного (по фото, видео)
- выявить главные, по-вашему, черты этого животного
- дать словесное описание животного
- выбрать композиционные средства, которые помогут создать образ.
- выполнить зарисовки животного по фото.
- разработать поисковые эскизы скульптуры.
Приступая к проектированию анималистической скульптуры, необходимо четко осознавать цель этой работы. То есть знать, что именно вы
как художники считаете главным в выбранном вами животном. И выразить это главное в керамике.
Звучит просто, но как это сделать?
Давайте проследим применение художниками средств композиции в анималистике в керамике.
Работа по ПРЕЗЕНТАЦИИ
Анализ композиции по фото скульптуры.
ПРИМЕР контраста в восприятии одного животного разными художниками.
Подведем итоги: в арсенале художника – керамиста множество средств, которые он может комбинировать. Какова его цель?
(Создать образ животного, согласно замысла; передать характер животного.)
На прошлом занятии мы говорили о Художественном образе. Животное в скульптуре отражает замысел художника.
Животное как образ чего? Например: Лев – как образ силы и мощи! или Лев – как образ спокойствия и величия!
Приведите такие противоположные образы одного и того же животного, например того, которого вы выбрали?
Скажите, в случае, когда животное, например, обезьяна, выступает в образе заботливой матери своего детеныша, что является темой
скульптуры? (ответ: Забота матери о дите)
Таким образом, часто в анималистике проявляется очеловечивание животного, раскрытие в его образе значимых для людей ценностей и
проблем.
Перед тем как перейти к собственно проектной работе, предлагаю сыграть в ЛОТЕРЕЮ: Условия таковы: на листках бумаги написаны
слова, в одной стопке названия животных, в другой названия геометрических фигур. Вытягиваете свою пару и быстро рисуете животное
в форме выпавшей фигуры. Такие короткие вызовы вашему воображению помогут активизировать творческую мышцу.
Что у вас получилось? Нет ничего невозможного, правда?
Вернемся к эскизам.
Какое животное вы выбрали? Почему? Что в нем привлекло?
Что вы выбрали главным? Каким вы видите это животное? Охарактеризуйте его несколькими прилагательными и запишите на вашем листе.
Прежде чем приступить к поисковым эскизам, нужно обратиться к первоисточнику: то есть к природному мотиву. Вы можете пронаблюдать
повадки животного на видео и фото.
Сейчас ваша задача выполнить ЗАРИСОВКИ выбранного животного. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Этюд есть средство
всестороннего изучения натуры. Эскиз путь создания композиции художественного образа». Только после изучения натуры, имеет смысл
приступать к стилизации. (Книга, интернет)
Приступайте к эскизному поиску, обращайте внимание на ваше словесное описание животного. Старайтесь представить готовое изделие
перед глазами. Сделайте как можно больше вариантов.
В конце 3 урока:
Давайте подведем итоги: Разработанный эскиз должен:
1. отражать вашу идею
2. отражать применение композиционных средств, в соответствии с замыслом
3. быть технологически выполнимым
Расскажите о результатах работы согласно этому плану.
Средства композиции в художественной керамике
Технические условия
Форма
Цвет
Фактура
Статика / динамика
Симметрия / асимметрия
Контраст / нюанс
Ритм (пятен, объемов, линий, света и тени)
Композиционный центр
Силуэт, контур
Равновесие (масс и объемов и пространств между ними)
Степень стилизации
Устойчивость
Одинаковая толщина стенки изделия
По возможности, одна точка опоры
Центр тяжести без смещения
Отсутствие тонких элементов
Отсутствие острых углов
Надежность крепления налепных элементов
Технологическое отверстие или отсутствие дна
Средства композиции в художественной керамике
Технические условия
Форма
Цвет
Фактура
Статика / динамика
Симметрия / асимметрия
Контраст / нюанс
Ритм (пятен, объемов, линий, света и тени)
Композиционный центр
Силуэт, контур
Равновесие (масс и объемов и пространств между ними)
Степень стилизации
Устойчивость
Одинаковая толщина стенки изделия
По возможности, одна точка опоры
Центр тяжести без смещения
Отсутствие тонких элементов
Отсутствие острых углов
Надежность крепления налепных элементов
Технологическое отверстие или отсутствие дна
круг
овал
ромб
треугольник