Композиция в 1 классе "Композиционный центр. Масштаб"

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская художественная школа №1 им. В.И.Сурикова
Композиция в 1 классе.
« Композиционный центр. Масштаб».
Преподаватель первой квалификационной категории
Мокина Н. А..
г. Красноярск- 2017г.
Задача композиции в первом классе-
привить навыки элементарных принципов организации плоскости,
формировать навыки размещения предметов в листе, учиться определять
пропорции предметов в формате, находить соразмерность фона и
изображения. Как в рисунке и в живописи – силуэтное решение в
композиции первого класса – одна из главных задач.
Кроме выразительности пятна- важной задачей является умение выделить
главное- композиционный центр.
Общие принципы композиции легче начинать усваивать в различных жанрах:
пейзаж, натюрморт, портрет. Это будет позволять постепенно и
последовательно решать поставленные в композиции задачи.
-Задание пейзаж знакомит с важнейшим в композиции понятием- формат,
учит поиску разнообразных решений в расположении в нем простых
элементов пейзажа, приучает группировать различные силуэты в разных
форматах композиции.
-Задание натюрморт в отличие от дисциплины живопись приучает ученика
более свободно обращаться с составными элементами, прививает навыки
определения пропорций предметов в формате.
-Задание портрет позволяет усвоить навыки размещения фигуры в
формате, развивает умение подчинять второстепенные элементы главному в
композиции.
Большое значение для обучения играет выполнение на уроках формальных
упражнений, не дающих сюжетной линии, приучающих компоновать
различные массы. Небольшой формат не создает дополнительных трудностей
, а отсутствие конкретных образов развивает ассоциативное мышление . Не
приучать ученика мыслить сюжетом, избегать иллюстративности, развитие
умения видеть в причудливых формах пятен, силуэтов сказочные или
реальные образы- все это развивает фантазию и воображение ученика.
Большей творческой свободе способствует выбор различных техник и
материалов.
В данном методическом пособии разрабатываются важнейшие для
композиции в первом классе понятия – композиционный центр и масштаб.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР.
Художник, руководя восприятием зрителя, заставляет его с первого взгляда
увидеть главное- композиционный центр.
Как же строить композиционный центр?
Композиционный центр – это самое существенное в композиции.
1. Совпадение с геометрическим центром.
Легче всего привлечь внимание зрителя, расположив его в геометрическом
центре композиционной плоскости.
2. Показ главного персонажа крупным планом. В основе композиций
многих образов в искусстве лежит контраст большого объема или
силуэта и пространственной среды, его окружающей.
МАСШТАБ- одно из главных выразительных средств композиции,
часто используется для выделения композиционного центра.
3. Композиционный центр может быть выделен с помощью контрастов.
-Контраст цвета.
Закон контрастов один из важнейших в композиции. Фигуры главных
персонажей будут хорошо выделены на контрастном по отношению к
ним цветном фоне. Если главный элемент небольшой по массе, но
яркий по цвету, то он и будет композиционным центром по отношению
к нейтральным или сближенным с фоном крупным элементам.
- Контраст силуэтов.
1) Конкретный яркий силуэт хорошо выделяется на более упрощенном
и смягченном фоне.
2) Крупный силуэт хорошо виден в окружении более мелких силуэтов. Но
чтобы расположить в картине разные по масштабу силуэты , необходимо
решить задачу равновесия масс.
В большинстве случаев композиционный центр редко расположен в
геометрическом центре, он немного перемещается в сторону. Полная
зеркальная симметрия встречается только в прикладном искусстве. В
большинстве случаев встречается ассиметрическое равновесие- отсюда и
возникает необходимость равновесия форм, масс, цвета. Примером служит
композиция натюрморта, где задача равновесия решается с учетом масс, веса
предметов, их удаленности от «осевого предмета».
МАСШТАБ И РАВНОВЕСИЕ.
1. Масштаб выделяет главное в композиции, если оно придвинуто к
первому плану и на нем останавливается все внимание зрителя. Тогда
менее крупные элементы второго плана уравновешивают композицию.
2. Крупный по масштабу силуэт, расположенный на дальнем плане,
уравновешивает группа мелких пятен переднего плана.
3. Чаще всего используется композиционный прием, когда крупные и
мелкие элементы в композиции неразрывно связаны за счет их
пересечений, частичного загораживания друг друга. Тогда силуэты
накладываются один на другой, как бы « приклеиваются друг к другу» ,
образуя нерасторжимую связь.
- Силуэты небольших предметов частично загораживает крупный
предмет.
-Крупный по массе предмет пересекает группу мелких элементов.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР И ФОРМАТ.
Если слишком сдвинуть центр композиции в сторону, в картине может
образоваться неоправданно пустое пространство, которое будет отвлекать
внимание зрителя. Это будет неправильным использованием
изобразительной плоскости картины. Поэтому необходимо правильно
выбрать формат, в зависимости от расположения изображаемых элементов, а
также правильно выбрать размер изображаемых фигур. Несоразмерно
маленькая фигура на большом листе потеряется ,а фигура, придвинутая к
самому краю листа или частично выходящая за пределы плоскости, нарушит
равновесие в композиции.
Но если мы хотим показать масштаб изображения, то допустимо нарисовать
маленькую фигуру на фоне грандиозной залы.
Огромная фигура на фоне с мелкими элементами будет создавать
ощущение ее грандиозности и величия.
А слишком сильное смещение главного персонажа в сторону или частичный
его выход за пределы плоскости создадут движение в композиции.
ФОРМАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ « КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР.
МАСШТАБ».
1. Закомпоновать изображаемый предмет в размере, допустимом
форматом.
Задача: правильно определить размер и форму, пропорции предмета.
Расположить силуэты овощей, фруктов в различных форматах-
вертикальном, горизонтальном, квадрате.
Материалы: цветная бумага, ножницы.
2. Главное и подчиненное. Большое и маленькое.
-Задача: Решить задачу равновесия в композиции, расположив в одном
формате крупный и мелкие элементы.
Материалы: цветная бумага, ножницы. Гуашь.
3. Выделить композиционный центр с помощью цвета. Расположить в
формате крупный и мелкие элементы, связанные за счет их
пересечений, частичного загораживания друг друга. Силуэты
накладываются один на другой. Затем выделить композиционный
центр цветом.
Материалы: цветная бумага, ножницы. Гуашь.