Развитие творческих способностей в начальной школе

1
Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Скляевской СОШ
Рамонского района Воронежской области
Бурлака С. В.
Развитие творческих способностей в начальной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только
подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, уме-
ли сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н.Толстой
Высокая миссия учителя – нести в мир детства все нравственные ценности, помогать
ребёнку открывать этот мир во всём его богатстве и многообразии. А значит, любой урок,
встреча, творческое дело, беседа, экскурсия подчинены единственной цели – всесторонне раз-
вивать личность ребёнка, ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фан-
тазии и творчества.
Развивать творческие способности ребёнка – это прежде всего воспитывать творческое
отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познаватель-
ной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отноше-
ние к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его осо-
бенностей, которые в свою очередь стимулируют стремление испробовать свои силы, добить-
ся успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные каче-
ства, как настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоя-
тельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества,
без которых невозможно творчество.
Работая над уроками изобразительного искусства может сложится мнение, что дети бо-
лее подвержены конкретному мышлению, чем абстрактному, отсюда неумение фантазиро-
вать, наблюдать, пространственно мыслить.
На занятиях рисованием мы стараемся подвести ученика подходить творчески к реше-
нию учебных задач. Например, приступая к рисунку натюрморта после рисования геометри-
ческих тел, ученик творчески использует свои знания и навыки, «механически» использовать
их в новой работе он не может. Метод выявления конструктивной основы формы предметов в
принципе прежний, но в новом рисунке он по-иному проявляется: надо изобразить не просто
цилиндр, призму, а ведро, стакан, коробку и т.д. То же наблюдается и при переходе от рисун-
ка натюрморта к рисунку головы человека, а затем к рисунку фигуры.
Процесс творчества у учащегося возникает не на пустом месте, не случайно и вдруг, а
сознательно, на основе наблюдения и изучения мира. Начиная творить, он прежде всего при-
водит в порядок свои впечатления, полученные им извне, размышляет над ними; пытается всё
осознать и сделать определённые выводы, а это и есть творческий процесс. Вообще, на земле
нет чисто механической работы. Дело в том, что у одних творческая деятельность едва замет-
на (тогда мы говорим, что человек занимается механической работой), у других она бурно
проявляется. На самом деле, всякий хорошо осознанный труд человека есть творческий труд.
К этой мысли приходят некоторые учёные-психологи, в частности, Б. Ф. Ломов пишет:
«Нужно сказать, что творчество – это не исключительное состояние художественной, научной
и изобретательной деятельности. Любая деятельность включает момент творчества».
Мы стремимся к тому чтобы на уроках дети выполняли наброски по зрительной памяти и во-
ображению. Ведь память и воображение ребёнка поддаются развитию, как и другие способно-
сти маленького человека. Существуют специальные упражнения по их развитию и обогаще-
2
нию. Рисуя, дети четко представляют цели и задачи проводимой ими работы при выполнении
рисунков или набросков по памяти и по представлению, стараются определять характерные
особенности изображаемых объектов. Знаменитый французский художник Э. Дега заметил:
«…гораздо лучше рисовать то, чего больше не видишь, но удержал в памяти, тогда происхо-
дит претворение увиденного, при котором воображение сотрудничает с памятью. Изобража-
ешь только то, что тебя поразило, иными словами – необходимо».Особенно эффективно раз-
виваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования и техноло-
гии.
На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы
композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, ту-
шью, изучают орнаментальное творчество русского народа и своего края. Знакомятся и с
основами художественного конструирования. Дети узнают, что художественное начало широ-
ко входит в производство, в наш быт.
Показывая образцы народных орнаментов, рассматривая и изучая узор какого-либо народа,
ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое
единство рисунка и цвета. Их восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами
добивается необыкновенной выразительности. У ребят начинает рождаться творческая иници-
атива, они хотят испробовать свои силы, чтобы так же, использовать простые формы, созда-
вать красивые узоры. Всё это приучает детей к творческой деятельности.
Немаловажно для нас имеют значение время, уделяемое для проведения бесед об изобра-
зительном искусстве. Мы знакомим детей с жизнью и творчеством выдающихся живописцев,
скульпторов и архитекторов. Ребята узнают как и какими средствами художники добивались
идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений.
Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из
средств эстетического воспитания. В выдающихся произведениях художников как в фокусе
собраны типичные явления жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир,
подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных
произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно разви-
ваются – начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в её содержа-
нии до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог
передать свой замысел.
В своей работе с детьми, мы стараемся уделять большое внимание применению методов
и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию твор-
ческих способностей, обеспечивающие активизацию умственной и практической деятельно-
сти учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школь-
ной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают уроки технологии, музыки, литератур-
ное чтение, уроки по развитию речи, внеклассные мероприятия чаще всего это коллективно-
творческая деятельность ребят, и соответственно уроки ИЗО.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства мож-
но использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятель-
ность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех
возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать
творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать
3
четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо де-
монстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивиду-
альный подход к нему в процессе обучения.
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставлен-
ные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но
рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с постав-
ленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают
учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются вы-
полнить ее как можно лучше.Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и
редко прибегает к краскам.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их
индивидуальных особенностей, но всё же мы стараемся дать каждому ребенку возможность
активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы,
склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сю-
жет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например,
самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ре-
бенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства это своего рода связующее
звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не
возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в
том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализо-
вать замыслы своих творческих работ.
Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации за-
нятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с по-
лезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьез-
нее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение
ролей игры постоянное условие в процессе обучения.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности
изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, уста-
новить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, по-
могут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприя-
тие, воображение, пространственные представления, память и др.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в
отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом
для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “кре-
ативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более
того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мыш-
ления и креативности личности весьма сходны.
В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются бо-
лее широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой
направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем бо-
лее - фантазия.
Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятель-
ности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности
любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фан-
тазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Мы стараемся
4
вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для
этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач школы является за-
дача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружаю-
щего мира,а современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. В
условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески
применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность та-
ким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребо-
ванным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью,
т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий
характер.
5
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.:
издательство Буковского, 1994.
2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990
№4. стр. 5-9
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз,
1997.
4. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
5. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей
детских садов по курсу "Развитие творчества.
6. Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е. Журавлева.Одаренный ребенок: особенности обуче-
ния: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2006.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование.
1998.
8. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство и художественный труд» «Искусство»./ Учебно-методическая газета для
учителей МХК, Музыки, ИЗО. 2007-2008г.
9. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001
10. Тхоржевский Д.А. Занятия по техническому труду. Москва: «Просвещение», 1985.
11. Костерин Н.П. Учебное рисование. Москва: «Просвещение», 1984.
12. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Москва: «Просвещение», 1981.
13. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
Москва: «Просвещение», 1981.
14. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. М.: «Просвещение», 2002.