Конспект урока "Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру" 3 класс

Урок литературного чтения
Тема: Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру.
(На примере рассказа М.М. Пришвина «Разговор деревьев» и картин И. Шишкина «Сныть-трава», А. Дюрера «Травы»).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: диалогический проблемный урок.
Методы и приёмы: беседа, «одним словом», выборочное чтение, словесное рисование, рисование по представлению, чтение с остановками.
Задачи урока:
Активизировать чувственное восприятие художественного слова,
Способствовать образному восприятию произведения,
Раскрыть авторское отношение к природе.
Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов,
умения анализировать.
Воспитывать любовь к Родине через красоту природы.
Планируемые результаты:
Личностные результаты учащихся:
Позитивное творческое отношение к действительности.
Уметь выражать и отстаивать свою позицию.
Вырабатывать привычку рефлексии.
Метапредметные:
Развивать чувство прекрасного.
Вырабатывать умения слушать и говорить.
Предметные:
Совершенствовать навык чтения.
Учиться основам анализа произведений разных видов искусства.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, учебник "Литературное чтение" 3 класс,
Свиридова В.Ю.
Ход урока
1. О.Н.У.
Доброе утро, ребята! Пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся и начнем наш урок.
С какой целью мы приходим на урок литературного чтения? (Учиться бегло и выразительно читать, пересказывать, составлять
рассказы, выразительно читать стихотворения).
Да, а еще? (Идти вслед за автором, быть внимательным читателем, учиться видеть необычное в обычном).
2. Актуализация знаний.
Посмотрите на экран, что вы видите, красиво? О чем мы можем поговорить сегодня? (о природе).
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала такие слова: «Многие любуются природой. Но не многие её принимают к сердцу.
Даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается почувствовать в ней свою собственную душу».
Как вы думаете, а каким должен быть человек, который чувствует в природе свою собственную душу? (Добрый. Внимательный. Сильный.
Любящий природу. Имеющий сердце и душу).
Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, способен написать прекрасно и удивительно.
Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями.
3. Работа с «Картинной галереей».
(Работа с картинами И.И. Шишкина «Сныть-трава» 1885г. и А. Дюрера «Травы» 1503г.)
Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукции картин.
Это Альбрехт Дюрер, художник, который жил на рубеже 15 16 веков. Мы рассматриваем его картину «Травы».
Почему такое название?
Рассмотрите внимательно травы, какие растения вы узнали? (Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными
листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья
подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук).
Почему вы узнали эти растения? (Эти растения растут в нашей местности)
Почему только травы и зачем крупным планом? (Чтобы ни на что больше не отвлекалось внимание, на первый взгляд они для нас
знакомые, но художник нам как бы предлагает всматриваться и находить все новые и новые детали).
А это хорошо нам знакомый живописец И.И.Шишкин. Вспомните нашу работу над картиной «В лесу графини Мордвиновой». Сегодня
другое знакомство. Этюд "Сныть-трава. Уголок заброшенного сада" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа.
Что перед нами? (Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой).
Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины.
Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок
прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь
природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.
В этюде проявились присущее пейзажисту живое чувство природы, умение изобразить ее с почти иллюзорной точностью. Работа на натуре
была для него всегда основана на длительных наблюдениях и раздумьях.
4. Словесное рисование.
Закройте глаза, расслабьтесь, представьте на миг, что мы с вами очутились в этом саду.
Передайте свои ощущения, что вы чувствуете? (Тепло, легкий ветерок ласкает лицо)
Какие услышали звуки? (Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.)
А вы можете почувствовать особенности запахи? (Пахнет травами, медом, цветами, зноем).
5. Обобщение по картинам.
Любят ли художники мир природы, если судить по двум репродукциям?
Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы?
Что хотели показать нам художники?
Над чем заставляют задуматься эти репродукции? (Как прекрасен и как хрупок мир природы и, чтобы сохранить его, мы должны
относиться к нему бережно)
6. Работа над темой урока.
Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему. (Внимательное и бережное отношение к миру природы).
Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла. Талант же
Шишкина – способность находить красоту в самом обыденном, неприметном на первый взгляд.
А теперь вернемся вновь к эпиграфу:
Кто автор этих слов? Вы видите в тексте буквы, расположите их в нужном порядке и узнайте фамилию.
Догадайтесь, ПИРИВНШ (ПРИШВИН) Мы читали во 2 классе его рассказ «Золотой луг»
(Видео рассказ о писателе)
Что же подтолкнуло Пришвина принять природу к сердцу, почувствовать в ней свою собственную душу?
Экскурс в детские воспоминания М.Пришвина для нас проведет Алиса.
(Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила
меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было
необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я
к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает
по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья,
радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не
было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в
своей жизни с этим не встречался.)
Итак, что же подтолкнуло Пришвина принять природу к сердцу, почувствовать в ней свою собственную душу? (Любовь к матери, дому,
родной природе, осознание того, что он и природа – это единое целое).
Сегодня мы с вами продолжаем пересоздавать мир в творчестве, пытаясь увидеть необычное в обычном, посмотреть на мир глазами
художника.
Отгадайте загадку:
Почему ты любишь лазать по деревьям? Не знаешь... А ведь это сами деревья манят тебя к себе. Да-да! Ученые говорят, что деревья
испускают вокруг себя невидимые лучи, которые ласкают человека. Погладь морщинистую кору ствола ладошкой и ты почувствуешь, как
дерево в ответ погладит тебя невидимой ладонью и что-то скажет. Что именно я не знаю. Потому что взрослые когда вырастают
забывают язык Природы. И только некоторые из них, те, кого называют писателями (или выдумщиками, фантазерами, чудаками, большими
детьми) кое-что еще помнят. Один из них — русский писатель Михаил Михайлович Пришвин.
Всю свою жизнь он вспоминал то, что забыл в детстве и учился разговаривать с Природой. И порой они — Писатель и Природа
понимали друг друга.
7. Работа над проблемным вопросом.
Откройте учебник на с.133, как называется рассказ? (Разговор деревьев).
Попробуйте сформулировать проблемный вопрос, на который вы хотели бы получить ответ. (Если деревья разговаривают, то как
они это делают? Зачем им это нужно? И как можно услышать из разговор?)
Итак, внимание, первый раз рассказ прочитаю я, а вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос, о каком времени года повествует
Пришвин? Что на это указывает?
Первичное чтение учителя.
От чьего лица ведется рассказ? (Автора)
Понравился вам рассказ? А чем именно?
Обратимся к названию, разговор деревьев, название выражает его тему или основную мысль? (Название выражает основную мысль о
том, что деревья общаются, разговаривают друг с другом, как люди).
Их разговор, с точки зрения автора, – это просто шелест их листьев или что-то другое?
Каким же образом Пришвину удалось передать читателю это ощущение присутствия при разговоре деревьев нам предстоит сейчас
исследовать.
8. Исследовательская работа
Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание, сообща выполнит его. Выберет одного представителя из группы, который
озвучит ответ. Задание понятно?
1 группа: Найди в тексте и зачитай, какие слова и выражения, найденные М.М.Пришвиным, дают красочные определения почкам, смоле,
ягодкам, тем самым помогая представить, какие они.
2 группа: Найди в тексте и зачитай, как М.М.Пришвин описывает деревья: березу, осинку, черемуху?
3 группа: Найди в тексте и зачитай, как М.М.Пришвин оживил деревья в своем рассказе, какие он использовал для этого слова – действия?
Итак, используя какие художественные приемы и изобразительно-выразительные средства, автору удалось передать разговор деревьев,
оживить их, придать своему повествованию красочность и образность?
1 группа, вы работали над описанием почек, обратитесь вновь к первым двум абзацам текста, остальные помогают, дополняют: (почки…
шоколадные, смола… ароматная, ягоды… блестящие, черно-лаковые).
Как называется это выразительное средство? (Эпитет).
2 группа, вы работали с описанием деревьев, найдите и зачитайте еще раз, как автор описывает осинку? (Осинка, как зеленая свечка).
Как называется этот литературный прием? (Сравнение).
3 группа, какие слова-действия использует Пришвин при описании деревьев? (Шептаться, перекликаться, вышла, помахивая, подает).
Как называется прием, когда предметы наделяются человеческими качествами? (Олицетворение).
Так какие же изобразительно-выразительные средства использовал Пришвин в рассказе? А зачем?
В рассказе автор пишет, «мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»? (Люди).
А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата).
Чтобы все это придумать, каким должен быть писатель?
А чтобы все это понять и правильно передать, каким должен быть читатель?
Сейчас мы проверим, насколько вы чуткие читатели
(Выразительное чтение рассказа учащимися)
9. Итог урока.
Возвращаемся к проблемному вопросу, который мы ставили, удалось ли нам на него ответить?
10. Рефлексия
Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?
(Мне очень понравились картины. Мне понравился рассказ.)
(Художники и писатель любят мир природы и учат нас этому.)
Что вас взволновало? О чём задумались?
(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)
Этот рассказ был написан в 20 веке, этюд Шишкина в конце 19, а пейзаж Дюрера и вовсе в начале 16 века. Но сегодня мы изучаем это
произведение и любуемся этими картинами. Почему? (Стремление видеть красоту по-прежнему актуально, и поэтому прекрасное
звучит очень современно).
11. Домашнее задание (см. последний слайд)
По выбору, в зависимости от того какую струну вашей души задело сегодня и чем бы вам хотелось поделиться с миром.
Я благодарю вас за работу на уроке.