План-конспект занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в старину" 2 класс
1
Рыбина Валентина Ивановна,
Воспитатель группы продлённого дня.
План-конспект занятия по внеурочной деятельности
для учащихся 2-А класса 367 гимназии
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Тема: Путешествие в старину
Цель занятия: приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи занятия:
Воспитательная:
• воспитание любви к своей культуре и уважения к ценностям семейных традиций
Обучающая:
• знакомство детей с празднованием Рождества Христова;
Развивающая:
• развитие эстетических начал природы ребенка, развитие познавательных интересов и
творческой активности детей.
Виды деятельности:
беседа, ответы на вопросы, устный рассказ, самостоятельная работа по декоративному
украшению архангельской расписной козули.
Оборудование:
компьютер, экран, презентация урока, влажные салфетки для рук и салфетки под козули,
заранее испеченные архангельские козули, белково-рисовальная масса, деревянные
палочки, блюдца, ягоды черники, клюквы, облепихи, сундучок с героями сказки
«Колобок».
Наглядные пособия:
формочки для козулей, эскизы козулей с образцами росписи, образцы расписанных
архангельских козуль, фотографии молодежи в русских-народных костюмах.
Ход проведения занятия
1. Организационный момент. (Перед занятием предложить детям вымыть руки с
мылом, рассадить их по 4 человека за парты). Приветствие детей.
2. Беседа с учащимися о традиции, о жизни по календарям.
(По ходу урока учитель показывает детям презентацию).
Наш урок будет несколько необычным. Во-первых, потому, что на нем
присутствуют гости, мои коллеги. А во-вторых, потому, что нам с вами на этом занятии
предстоит путешествие в старину. (Слайд № 1). В ту старину, когда девушки были
похожи на девушек, а юноши – на юношей. Потому что девушки не носили тогда брюк,
2
шорт и другой мужской одежды. (Слайд № 2, учитель показывает детям фотографии
молодежи в русских народных костюмах). А носили красивые сарафаны, вышитые
сорочки, в косы вплетали атласные и шелковые ленты. И отношение к ним со стороны
мужчин было соответствующим. (Слайд № 3). Ведь никому бы и в голову не пришлось
обратиться к такой девушке, как к рубахе-парню: «Привет, Варюха!» И к девушкам
обращались: «Душа, моя. Голубка, моя ненаглядная. Лебедушка». А к молодым людям:
«Сокол ты мой»! И ведь такими девушками хотелось не только любоваться. Их хотелось
защищать. Потому, что они не пытались подражать мужчинам, и показывать, что они
мужественные. Потому что они были женственными. А вот мужчина рядом с такой
хрупкой девушкой не мог себя почувствовать слабым. Ему хотелось стать каким? (Дети
отвечают защитником, сильным, мужественным и т.д.)
А сейчас, прежде чем отправиться в наше путешествие, я бы хотела у вас спросить:
скажите, кому-нибудь из вас известно, что означает слово традиция? Можно привести
примеры.
(Дети отвечают, объясняют на примерах. Например, традиция встречи Нового
Года. Традиция семейных походов в лес, на природу. Традиция поздравлять ветеранов в
День Победы. Традиция празднования дня рождения. Традиция приходить в школу в
школьной форме. Традиция в давние времена девушек носить сарафаны…).
– Определение этого слова есть в очень многих словарях и энциклопедиях. Мне
больше всего понравилось определение, опубликованное в толковом словаре Ефремовой:
традиция – 1) То, что сложилось исторически и передается из поколения в
поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и
т.п.). 2) Укоренившийся порядок в чем-л.; обычай.
Т.е. речь идет о том, что уже когда-то было прошлом и может быть в настоящем; о
чем говорят: так повелось, так заведено, так принято. Но могут быть и молодые традиции,
которые не пришли к нам из старины, а мы их придумали сами.
Попробуем с вами разобраться с понятием Традиция. А вот для того, чтобы это
сделать, мы как раз и совершим с вами наше путешествие в старые добрые времена и
узнаем, как жили наши предки, познакомимся с некоторыми их традициями, с народным
календарем, а также с одним из главных праздников церковного календаря.
Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни –
время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали (Слайд № 4), сеяли (Слайд № 5),
жали (Слайд № 6), работали в мастерских (Слайд № 7, 8), воспитывали детей (Слайд № 9)
и т.д.
Будням противопоставлялись праздники – время отдыха (Слайд № 10), веселья,
радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого
сообщества (Слайд № 11).
Праздничных дней в России XVIII-XIX вв. было много: сто сорок – сто пятьдесят в
году. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем. Их
называли календарными или годовыми праздниками, т.к. начинаясь в декабре, «когда
солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней
осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки (Слайд № 12),
Масленица (Слайд № 13), Ивано-Купальские празднества (Слайд № 14), а также
праздники сбора урожая (Слайд № 15).
Люди испокон веку жили по календарю. Календари были разные. Один из таких
календарей был земледельческий. Как вы думаете, почему он так назывался?
(Дети предлагают свои варианты ответов).
Учитель обобщает: Наши предки внимательно наблюдали природу, круглый год
следили за погодой. И из этого народного опыта и складывался русский земледельческий
3
календарь, который помогал нашим предкам определять сроки пахоты, сева, уборки,
сбора урожая.
Наряду с древними земледельческими праздниками в русском быту было много
праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после
принятия на Руси христианства. Многие церковные праздники были приурочены к
народным. Рождество и Крещение совпали с новогодними Святками, Троица - с
Зелеными Святками, Иоанн Предтеча – с Иваном Купалой. В результате наложения
христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не
исчезли полностью. Они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским
укладом, с землей-кормилицей и поилицей.
Дети с ранних лет помогали взрослым, а помогая, осваивали различные ремесла.
Мальчики – мужские: плотницкое, столярное дело, а девочки – женские: прядение, шитье,
вышивание, ткачество. Дети учились грамоте, вместе с родителями ходили в храм (Слайд
№ 16), знали все главные православные праздники.
А вы знаете какие-нибудь православные праздники? (Рождество, Пасха,
Благовещение, Успение, Троица…) Молодцы.
Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках: они
славили Рождество (Слайд № 17), участвовали в зимних забавах (Слайд № 18, 19), вместе
со взрослыми встречали «широкую гостью Масленицу» (Слайд № 20), закликали весну
жаворонками (Слайд № 21), на Пасху расписывали яйца и катали их с горки (Слайд № 22),
на Троицу завивали березку (Слайд № 23, 24). У ребят был свой собственный календарь.
Он так и назывался – «детский». И его традиции переходили из поколения в поколение.
Были сезонные игры, развлечения, игрушки-самоделки по временам и месяцам года.
Праздники были приурочены к святым, «божьим» дням и позволяли человечеству
не оторваться от своих традиций. В праздничные дни люди собираются в кругу
родственников, поют песни, танцуют, ходят в церковь, готовят традиционную еду.
3. Беседа с учащимися о Рождестве Христовом с элементами вопросов-ответов.
А сейчас мы поговорим об одном из главных праздников, который наступит скоро,
а именно 7 января. Ребята, что это за праздник?
Дети отвечают: Рождество Христово.
Если они не знают. Попробуем догадаться:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – Христово… (Рождество) (Слайд № 25)
Ребята, вы что-нибудь знаете об этом празднике?
(Учитель задает наводящие вопросы):
1. Ребята, кто родился в Рождество? (Иисус Христос)
2. Когда произошло это событие? (Более 2 тыс. лет назад)
3. В какой стране и в каком городе родился Спаситель (в Палестине, в Вифлееме)
(Слайд № 26)
4. А в каком конкретно месте (в пещере, в яслях - кормушке для скота) (Слайд №
27)
5. Кто узнал об этом первый (пастухи) (Слайд № 28)
6. Кто их об этом известил (Ангел)
7. Кто следующий узнал о Рождении Христа (волхвы) (Слайд № 29)
8. Как они об этом узнали? (они увидели Вифлеемскую звезду и поняли, что
предсказания сбываются)
9. Что волхвы принесли в дар Спасителю? (золото, ладан и смирну). (Слайд № 30)
4
10. Почему именно эти дары? (Золото - как Царю, ладан - как Богу, а
смирну(благовонное масло) - как Человеку, который должен умереть).
Молодцы ребята! Как много вы знаете о празднике Рождества Христова! И это
неспроста. Потому что испокон веку в христианском календаре рождество Христово (7
января) было одним из самых больших праздников. К рождественскому сочельнику (6
января) хозяйки тщательно прибирали избы (Слайд № 31) и занимались приготовлением
пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для
угощения гостей. Старики в сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались
закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить в баню.
Встречать Рождество было принято в новой одежде, что отразилось в известной
поговорке: «На светлой рубаха хоть плохонька, да белехонька, к Рождеству хоть сурова,
да нова». (Слайд № 32)
В сочельник до появления первой звезды на небе повсеместно крестьяне, особенно
пожилые, соблюдали пост, воздерживаясь от пищи. Перед закатом солнца все домочадцы
собирались около стола в красном углу и совершали молитву. Хозяин дома зажигал
восковую свечу и, закрепив ее на одном из лежащих на столе хлебов, отправлялся во двор
за вязанкой соломы или сена, которым по возвращении застилал стол и лавку. (Слайд №
33) Солому покрывали чистой скатертью или полотенцем и под образами устанавливали
сноп ржи как символ будущего урожая, кутью в горшке и взвар. Ребята, кто-нибудь из вас
знает, что такое кутья и что такое взвар? Кутья (или сочиво) – это каша из зерен, ягод и
меда. Взвар – это отвар из фруктов и ягод. (Новые слова учитель записывает на доске).
После этих приготовлений семья вновь совершала молитву и, затушив свечи, в
торжественном молчании приступала к трапезе.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков,
чтобы и они могли отпраздновать Рождество Христово.
С приходом Рождества наступают святки. А это значит, что начинается славление
Христа, колядование, представления вертепного театра, молодежные вечерины.
Главный святочный обряд – славление Христа символизирует приход волхвов по
случаю Рождества Христова. (Слайд № 34) Именно поэтому славильщики ходили по
домам с рождественской звездой. Как вы думаете почему? Потому, что она символизирует
вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к месту рождения Спасителя.
Славление приурочивалось к первому дню Рождества. Славильщики ходили по
дворам и пели песнопения из праздничных церковных служб: тропарь и кондак праздника
и другие, а также многолетие хозяевам.
А когда в России появился кукольный вертепный театр (Слайд № 35), славление
могло сопровождаться также вертепным представлением (Слайд № 36). Но чаще всего
«вертепное действо» (Слайд № 37) происходило на святочных игрищах, посиделках или
вечорках.
В последующие дни при обходе дворов пели колядки (Слайд № 38). Основное
содержание колядок — пожелание здоровья и счастья хозяевам дома.
А в некоторых местностях совершался обряд посевания. Дети обходили избы и
разбрасывали зерна. Семена приносили в дом и «сеяли» (бросали) их в красный угол с
пожеланиями богатого урожая. И приговаривали: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом
поздравляю!»
Христославцев и колядовщиков непременно надо было одарить. В качестве таких
святочных подарков использовали фигурное печенье в виде коров, быков, овец и
домашних птиц, называемых на севере «козулями». (Слайд № 39) Такое печенье любили
готовить девушки, чтобы похвастаться какие они мастерицы. Также «козули» могли
выставляться на окна для показа проходящим, с утра они красовались на столе, а вечером
рассылались в подарок родным. Козули отдавались детям для игры, ими украшали ёлку
(Слайд № 40).
Козули в разных местах выпекали разные.
5
На Терском берегу Белого моря в XII в. наши предки лепили из теста фигурки
быков, оленей, коров. Это были поморские козули. (Слайд № 41)
На Вологодчине пекли вологодских лепных «Коровушек». (Слайд № 42)
На реках Мезени и Пинеге лепили накануне Рождества Мезенские витые козули.
(Слайд № 43)
А на суровой Архангельской земле пекли расписные Архангельские козули.
(Слайд № 44)
По мнению поморцев фигурки козуль несли за собой какой-то смысл: Олени и кони
вещали дому богатство, здоровье каждому от мала до велика. Тюленей, птиц дарили
рыбакам, чтобы им сопутствовал богатый улов рыбы в летнюю путину, чтоб море было
приветливо, спокойное, а зверя и птицы побольше водилось. Невестам и молодым
девушкам дарили коней с заплетенной в тройную косичку гривой — как символ Веры,
Надежды, Любви». Коровка - покровительница домашнего очага. Тетерка и утица -
дарились с пожеланиями счастья. Тетерка с птенцами - знак материнства. Хозяюшки
обязательно оставляли одну – две козули в доме до следующего года, чтобы Счастье не
покинуло его. Берегли их на чистой салфеточке у божницы перед иконами.
4. Самостоятельная работа детей по декоративному украшению архангельской
расписной козули.
Ребята, я приготовила для вас сюрприз – испекла фигурки архангельских козуль
(Слайд № 45) и сегодня мы с вами будем их расписывать. Немного о них расскажу. В
старину выпечкой таких пряников занималась вся семья. Мужчины изготовляли из
полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников
(Слайд № 46), женщины готовили тесто темно-коричневого цвета с добавлением патоки,
жженого сахара и различных пряностей. (Слайд № 47). Украшали, расписывали пряники
всей семьей — и взрослые и дети, благодаря чему искусство передавалось в семье из
поколения в поколение. Украшали козули при помощи палочек белковой рисовальной
массой (яичным белком взбитым с сахаром, подкрашенным натуральными красителями,
которыми являлись сок ягод клюквы, черники, облепихи, голубики, черной смородины и
др., позже стали окрашивать и соком моркови). (Слайд № 48)
(Учитель раздает детям пряники, деревянные палочки, ставит на середину стола
блюдца с белковой массой и блюдца с ягодками. Показывает детям, как подкрашивать
«краску» для пряников, показывает образцы расписанных пряников и картинки с
вариантами росписи пряников. Дети расписывают пряники).
5. Устный рассказ учителя с использованием персонажей сказки «Колобок» для
знакомства детей с крестьянским бытом.
Расписали? Молодцы! А пока подсыхают ваши козули, я вот еще кое-что вам
расскажу. Друзья, а вы знаете, что не только народный календарь может помочь нам
познакомиться с крестьянским бытом? С крестьянским бытом нам может помочь
познакомится сказка.
(Учитель достает их сундука игрушку Колобка). Ребята вы конечно узнали этого
героя сказки. Это – …
Дети отвечают: Колобок.
А кто такой Колобок?
Дети отвечают: Хлеб.
Правильно. Т.е. Колобок – это символ хлеба. Ребята, а все ли из вас могут
догадаться, что и других героев сказки зайца, волка, медведя и лису можно рассматривать,
как символы. Как вы думаете, что они символизируют? (Они символизируют времена
года).
6
Ребята, давайте порассуждаем. Мы начинаем учебный год осенью, в сентябре,
когда только-только собран урожай. Так вот Заяц в сказке про Колобка символизирует
Осень. Ведь он тоже меняет шубку, как деревья листву. А еще на Руси заяц считался
символом плодородия за свою плодовитость. Заяц нашему хлебу-колобку не угроза.
Потому что крестьянские амбары осенью полны свежесобранного зерна.
И Волк – воплощение Зимы Колобку не опасен. Волк у нас еще не съел Колобка
почему? Потому что у нас в закромах у крестьянина еще очень и очень много хлеба. Еще
квас, пиво из зерна делают, еще у нас зерном обсыпают на Рождество при колядовании,
лепят всякие обрядовые печенья такие, как козули.
А вот Медведь – символ весны. Ведь именно весной бурый хозяин леса
просыпается от сна, как и природа. Он тоже еще не опасен для Колобка. Потому что
амбары крестьянские еще не пусты.
А вот Лиса-краса прекрасна, как солнечное лето. Но хлеба у крестьян уже нет. В
муку при выпечке добавляют траву. Ждут, не дождутся нового урожая. Потому и съедает
она Колобка.
Вот такая взаимосвязь русской сказки с крестьянским бытом.
Кстати, разыгрывание вместе с родителями, и младшими сестренками и
братишками сказок, тоже при желании, может стать семейной традицией.
6. Итог занятия. Выводы.
А теперь давайте подведем итог нашего занятия. Ребята! Скажите, а кто-нибудь из
вас празднует в своей семье Рождество Христово?
(Дети отвечают: да, нет…)
А как вы его празднуете?
(Дети отвечают: ходим на рождественскую службу в храм, украшаем
рождественскую елку, родители дарят нам сладости, подарки, празднуем рождество за
рождественским столом… )
А какие-нибудь другие праздники празднуете?
А какие еще семейные традиции есть в Вашей семье?
Как вы считаете, семейные традиции помогают тому, чтобы семья была крепкой,
дружной? А если семья будет крепкой, как крепость, то она сохранит каждого из нас от
всяких бед и напастей!
А теперь домашнее задание. Нарисуйте, пожалуйста, рисунок какой-нибудь вашей
семейной традиции, которая уже существует в вашей семье или той, о которой вы
мечтаете, чтобы такая в вашей семье зародилась.
Расписные прянички – это подарок для вас. Вы их лучше сразу не съедайте,
принесите домой, покажите мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Может быть, они тоже
захотят вместе с вами на Рождество испечь козули и у вас в семье тоже может появиться
такая замечательная традиция.
А еще у меня есть сахарные козульки на палочке, такие тоже готовили в старину
сами или покупали на ярмарке (Слайд № 49). Это вам тоже от меня маленький подарочек,
к Рождеству.
А теперь мы говорим вам до свидания, спасибо за внимание и за активное участие в
занятии!
7. Если останется время:
А еще я хотела вам рассказать, что ёлочка не всегда была символом Рождества и
украшением праздника. Впервые обычай встречать Новый год и Рождество с лесной
7
красавицей ввел Петр I. Он привез это новшество из Германии. В России этот обычай
прижился не сразу. И сначала он прижился в городе, и уж потом и в деревнях.
А вообще, каких-либо указаний на Рождественскую ёлку (рождественское дерево) как
символ празднования Рождества Христова в христианских источниках нет. Однако, я
нашла вот такое интересное предание, с которым могу с вами поделиться:
««Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую
радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая
песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой
волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только
люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-
своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы
поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как
бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть
родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают
головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны
ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма,
прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее
становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,-
говорила, обращаясь к маслине, пальма.
— Возьмите и меня с собой! - робко промолвила скромная елка.
— Куда тебе с нами! - окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
— И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? - прибавила
маслина. -Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру,
сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность
елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист
своей роскошной кроны.
— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина
наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась
благоуханьем.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, - думала она, - где мне
с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к
Божественному Младенцу!"
Но ангел сказал ей:
— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и
разукрашу лучше твоих сестер!
8
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна
звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро
вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то
не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая
елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить
пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в
это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие
дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка,
сделаешься знамением веселого рождественского праздника».
Вот эта красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской
Елочки.
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Презентация "Правила противопожарной безопасности у открытого огня"
- Презентация "Безопасное лето. Как избавиться от судороги"
- Презентация "Предотвращение травматизма"
- Презентация "Какую тайну хранит наша фамилия" 3 класс
- Открытый урок "Введение в тему «Птицы - наши друзья» И. Соколов-Микитов «Соловей»" 2 класс
- Конспект урока "Чем звуки отличаются от букв? Звуки и буквы. Чтение звуковых схем слов" 1 класс