Сценарий "Народные промыслы России" 3 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Урало-Ахтубинская средняя общеобразовательная
школа»
Быковского района
Волгоградской области
Сценарий фольклорного праздника
в 3 классе
«Народные промыслы России»
ИЗО и художественный труд
УМК «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
Жакупова Ольга Викторовна
П. Катричев
2013 год
Народные промыслы России
(фольклорный праздник)
Цели: обобщить знания учащихся об истории народных промыслов;
познакомить с народными играми; рассмотреть виды матрёшек: загорской,
семеновской и полховской; развивать воображение, творчество; воспитывать
познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за
мастеров нашей страны.
Оборудование: выставка работ учащихся и их родителей (хохломская
роспись, дымковские игрушки, филимоновские); записи русских народных
мелодий и песен «Калинка», «Русская матрёшка», «Весёлые матрёшки», «По
малину в сад пойдём», сбор иллюстрированного материал разнообразные
фотографии, репродукции, рисунки. В подготовке праздника активно
участвуют родители учащихся (изготовление костюмов, оформление класса).
Оформление праздника:
На классной доске или на стенах актового зала: развёрнута выставка
рисунков учащихся, репродукции, рисунки. На столиках: поделки учеников
матрёшки-сувениры, книги о народных промыслах.
Дети одеты в русские народные костюмы: девочки в сарафанах или
юбочках с кофточкой, в платочках и фартучках; на мальчиках – брюки, белые
рубашки с нашитой тесьмой.
Ход праздника
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости!
Мы пригласили вас сегодня на фольклорный праздник. Мы
расскажем вам о народных промыслах России. Встречаем гостей из разных
областей!
Звучит народная мелодия, входят дети.
Рассказы о народных промыслах
1-ый гость: Мы к вам прибыли из старинной русской слободы
Дымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (так раньше
назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.
2-ой гость: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Сырости сырой,
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
1-й гость. Дымковская игрушка называется так потому, что
родилась она в слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением
ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым
названием - свистунья. А почему свистунья? Послушайте. Что об этом
рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила
неминуемая гибель, Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города,
даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к
вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел
сказочный Соловей-Разбойник от свиста, которого отлетали маковки на
теремах. Шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что
их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех
пор и отмечают горожане свой праздник - свистунью. И ни один праздник не
обходится без ярких игрушек.
Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку,
связанную с игрушкой, которую он держит в руке.
1.Барашек–свисток 2.Утка-Марфутка
Левый рог-завиток Бережком идёт,
Правый рог-завиток, Уточек-Марфуточек
На груди-цветок. Купаться ведёт.
3.Бока крутые, 4.Индя – Индя - Индючок
Рога золотые, Ты похож на сундучок,
Копыта с оборкой, Сундучок - не простой-
На спинке Егорка Красный, белый, золотой!
Звучит народная музыка «Калинка», танцевальный коллектив
танцует для гостей.
Учитель: Ассортимент дымковских игрушек разнообразен.
Это уточки-крылатки и барашки, лошадки и всадники на конях,
барыни и няньки, гусары и водоноски. Наконец, целые композиции.
Например; доярка с коровой, всадник на коне и т. д. А любимый
герой - конёк «Дымок». А вот его брат конёк «Огонёк» из села
Филимоново в Тульской области. И дымковскую, и филимоновскую
игрушки создают мастера из пластичного материала-глины. Мастера
не стремятся к правдоподобности. Их игрушки сказочные.
Ученик: Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные
кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на него
колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, от того на
дымковских и филимоновских игрушках появились яркие круги и полосы.
Похожие на солнце и его лучи.
Учитель: Итак, образ коня - древний, связанный с культом солнца.
Древний человек думал и верил в то, что если солнце нарисовать в виде
красных кругов на игрушках или сделать в виде коня и иметь рядом с собой,
то они охраняют его от бед и несчастий, принесут достаток и радость в дом.
Филимоновские коньки и игрушки отличаются чрезмерно длинной шеей и
полосами.
На празднике «Свистунья» горожане играли в разные игры. Мы
сейчас познакомились с игрой «Горелки». Проходит она так: Вы становитесь
парами позади своей матрёшки. Напротив, стоит водящий с ярким платочком
в руке. Как только мы с вами произнесём слова: «Гори, гори, ясно, чтобы не
погасло. Глянь на небо - птички летят!» последняя пара расцепляет руки и
бежит к платочку. Кто схватит его первым, тот победил в паре и т.д. Далее
пары составляются из победителей, и игра продолжается до первого
выигравшего.
Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками.
Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто ещё к нам приехал.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Учитель: Правильно. Это наша матрёшка. Русской матрёшке свыше 100 лет.
Учащиеся исполняют песню «Русская матрёшка» (слова Ю.
Жулькова, музыка В.Казелина).
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ».
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверено идёт.
Выступает гордо, величаво
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере творце!
В класс входят 3 девочки, в руках несут матрёшек.
Учитель: До чего же вы, матрёшки, красивые! И откуда вы пришли к
нам? Кто подарил вам такие наряды?
1-я гостья (держит в руках загорскую матрёшку) Я пришла к вам из
Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от
Москвы. В России мы, матрёшки, появились в конце 19 столетия. В
старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собрались многие
замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская
деревянная игрушка кокэси. Это была фигурка японца, а в ней - мал-мала
меньше - фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили
попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звёздочкина
выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрёшку.
Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась
первая русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с
петухом в руках. А в ней фигурки девочек и мальчик, последним же был
спеленатый малыш.
2-я гостья (держит в руках семёновскую матрёшку). Нас, семёновских
матрёшек, расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому
букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные
платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.
(Дети рассматривают цветную репродукцию.)
3-я гостья (держит в руках полховскую матрёшку)
Я - Полхов-Майданская матрёшка. Появилась я на свет не случайно и
сравнительно недавно - в 20-х годах прошлого века. Есть такое село в нашей
Нижегородской области Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов,
и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» - так называют
мастера свои игрушки. Занималось этим делом не одно поколение сельчан.
Урожаи в здешних краях были скудные, народ жил голодно. Спасал
мужика только лес да умелые руки: мастерили - деревянную утварь. Красить
свои изделия начали позже, так, как нигде не рисовали. Краски брали самые
яркие. Голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Платок у меня
ярко- красный, юбка фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой
трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него жгучие, кольцами,
кудри. Самое яркое пятно - мой фартук. Расцвёл на нём чудо-букет.
На зелёной изгибистой ветке - разноцветные цветы, бутоны, ягоды.
Гости – матрёшки (хором):
Мы - весёлые сестрицы!
Мы - матрёшки - озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим в прятки поиграть!
Гости – матрёшки и остальные учащиеся весело танцуют.
Звучит песня: «Весёлые матрёшки» (сл. Некрасовой, муз. Слонова).
Мы – весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно, сёстры,
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щёчки,
Ладушки, ладушки!
А теперь с матрёшками мы поиграем в игру «Угадай». У матрёшек
платочек. Как только заиграет музыка, они начнут его передавать, за спиной
по кругу. А вводящий (мальчик) будет в кругу. Кончится музыка - замрите,
пусть он угадает у кого платочек.
Учитель: Спасибо, матрёшки за ваш рассказ! А сейчас послушайте
легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает.
Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские
леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол,
полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки,
плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном.
Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил
пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула
она крылом. Коснулась его посуды - и она стала золотой.
Ученики: Хохломская роспись.
Учитель: К нам приехали хохломские мастера. Встречайте!
Выходят ученики, в руках держат посуду, украшенную хохломской
росписью.
1-й гость: Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской
мастер рисует её по - своему. Кроме птиц нарисованных вырезают и посуду в
виде птиц, чаши, ковши. Очень любят хохломские мастера рисовать
различные сказочные, фантастические цветы, ягоды, землянику, смородину,
рыбину, калину.
2-й гость: Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка.
А где-то Кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье.
Ещё характерен для всей Хохломы
Учитель: Золотую посуду продавали народные умельцы в селе
Хохлома, и она стала называться хохломской. Много хохломы и других
красивых вещей продавались на ярмарках. Они были шумными, весёлыми
народными праздниками. Ходили на них не только продавцы или
покупатели. Но и просто полюбоваться работами народных умельцев,
посмотреть весёлые представления бродячих скоморохов, поучаствовать в
играх. Одна из таких старинных русских игр «Золотые ворота». Два игрока
встают парой, образуя ворота. Дети цепочкой проходят у них под руками и
поют : «Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
При последующих словах водящие отпускают руки и ловят того, кто в
этот момент в воротах. Два пойманных становятся водящими, и игра
продолжается.
Итог праздника
Учитель: Понравились ли вам ребята народные игры? Будите в них
играть? Закончили мы свой рассказ о народных промыслах. Вы узнали о
дымковской, филимоновской игрушках, о загорской, семёновской, полхов
майданской матрёшках, о хохломской посуде.
Народная пословица говорит: «Хороша работа - два века живёт». А
мы можем добавить: « Живёт и того больше, когда её знают, хранят и
берегут». До сих пор в хохломе, Филимонове, Семёнове, Дымково, работают
народные мастера. Своё редкое умение мастера получили от предков - дедов,
прадедов и передают его молодым. Хотелось бы, чтобы и вы запомнили
всё, что услышали сегодня.
Ученики поют частушки втор не известен):
Велика Россия наша, Я куплю себе свистульку.
И талантлив наш народ. Буду трели выводить.
О Руси родной умельцах Мастеров из славной Дымки
На весь мир молва идёт. Никогда нам не забыть.
Золотая хохлома, Любовались гости чудом,
Ею не налюбуются: Громко восхищалися -
И в Париже, и в Нью-Йорке Городецкой красотой
Хохлома красуется Сражёные осталися.
В гжели делают посуду- Наша русская матрёшка
Сколько радости для глаз! Не стареет сотню лет.
Подрастают мастерицы, В красоте, в таланте русском
Может быть, и среди нас. Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси Великой
Во весь голос прославляй!
Родители и дети рассматривают поделки на выставке. Звучит русская
народная музыка. Жюри выбирает лучшие поделки, награждает призами
детей. В заключение праздника проводится чаепитие.
Список использованной литературы:
1. Елсукова Н., Короб чудес. г. Йошкар-Ола: «Марий Эл учитель», 1996 г.
2.Шпикалова Т.Я., Воспитание памяти исторической, культурной и
народной. «Начальная школа № 1», 1994 г.
3. Сироткина Е.Я. Как поддержать интерес ребёнка и изобразительному
искусству. «Начальная школа № 2», 1997 г.
Использованные материалы
1. Песня «Русская матрёшка» (слова Ю. Жулькова, музыка В.Казелина).
2. Песня «Весёлые матрёшки» (сл. Некрасовой, муз. Слонова).