Методическая разработка внеклассного мероприятие "Народные промыслы России"

Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Никольское
Духовницкого района Саратовской области»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Народные промыслы
России»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ с. Никольское»
Смирнова Лариса Федоровна.
с. Никольское
2013 год
Тема занятия. Народные промыслы творческий труд народов
России.
Цель.
- Создание представления о характерных особенностях народных промыслов
Городец, Хохлома, Жостово, Дымково, а также изделий, как русская
матрешка.
- Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии,
национального самосознания, творческих способностей.
- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
Оборудование.
- Изделия народных промыслов: матрешки, хохломская посуда, жостовские
подносы.
- Репродукции, изображающие изделия народных промыслов.
- Стенд, к которому прикреплены карточки с изображением отдельных
элементов каждого из представленных промыслов.
Организация.
При подготовке к занятию учащиеся класса делятся на 5 команд по числу
промыслов, представляемых на занятии. В каждой команде – Скоморох,
Историк, Мастер, Художник, Сказочник, которые готовят материал для
презентации одного из промыслов в соответствии со своей ролью.
(Если школа малокомплектная, можно провести занятие со всеми начальными классами).
Ход занятия.
I. Организация класса.
Учитель: Окружающий нас мир состоит из природных объектов и вещей,
предметов, которые создал человек своим трудом.
Сегодня наше занятие посвящено народным промыслам и пройдет оно в
форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства,
которые известны не только в России, но и за ее пределами. Каждый из вас
готовился рассказать об одном из видов народных промыслов, показать
образцы работ мастеров-умельцев. Ни для кого не секрет, что русская
матрешка стала лучшим сувениром из России.
II.Презентация изделий народно-прикладного творчества.
(Слово предоставляется команде «Матрешки».)
1. Команда «Матрешки».
Скоморох (демонстрирует несколько матрешек, вынимая их одну за другой).
Русские Матрешеньки.
Матрешка из Городца. Девицы белешеньки.
Все с аленькими щечками,
Покрытые платочками.
Деревянная фигурка девушки в сарафане и с платочком на голове
привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Матрешка –
одна из любимых детских игрушек, популярный сувенир.
Матрешка из Полхов-Майдана
Матрешка из г. Семёнова
Нижегородской губернии.
Историк. Впервые матрешка появилась в 90-х годах XIX века в Москве.
Она была сделана по эскизу известного художника С.Малютина. Новая
игрушка всем очень понравилась, её стали создавать в Сергиевом Посаде, в
городе Семенове (под Нижним Новгородом) и во многих городах и селах
России. Эти матрешки различаются и размером, и росписью, но общим для
всех является то, что она деревянная, разъемная игрушка, в которой из
каждой фигурки вынимается следующая, меньшего размера.
Мастер. Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из
выдержанной березовой и липовой древесины вытачивают первую, самую
маленькую фигурку, по ней - нижнюю часть побольше, затем её верхнюю
половинку, и так весь ряд многоместной игрушки. Формы у матрёшек
мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище.
Основание у фигурки устойчивое.
Художник. В каждой местности матрёшку расписывают по-разному.
В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются
декоративными цветами. В селе Полхов Майдан матрешку украшают
яркими цветами. Я вам расскажу о росписи матрешки из Сергиева Посада.
Рисуем расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щечки. Из-
под платочка видны русые косы, уложенные в прямой набор. Рисуем ручки.
Затем наряжаем матрешку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие,
сочные, используем позолоту, лак. (Описание сопровождается на самой
матрешке или на иллюстрации).
(Слово предоставляется команде «Дымково».)
2. Команда «Дымково».
Скоморох. Мы из Дымкова пришли,
Вам игрушки принесли.
1.Барашек-свисток, 2.Индя-индя – индючок,
Левый рог завиток, Ты похож на сундучок,
Правый рог – завиток, Сундучок непростой,
На груди - цветок. Красный, белый, золотой.
Барашек Индюк
Водоноска Наездник
Историк. Появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково,
недалеко от города Хлынова. В далекие времена, 100 и более лет тому
назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых
были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных
животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими
украшали свои дома.
Сказочник. До наших дней дошла легенда о дымковском коньке.
«Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами
выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несет людям тепло, урожаи,
оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы».
Мастер. Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной
собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной
глины раскатывали шарики, которые превращали в «блины», а затем
сворачивали «блин» так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие
детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали
это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая
тряпка, и острая лучинка.
После лепки игрушки сушили несколько дней, а затем обжигали в русской
печи и остужали. Следующий этап работы – «отбеливание»: фигурку
погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка
становится ослепительно белой.
(Рассказ сопровождается показом элементов игрушек.)
Художник. Теперь можно приступать и к раскрашиванию. Для этого
потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры,
казалось бы и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но
мастерицы их умеют так сочетать друг с другом, что игрушка становится
яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими
листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней и
богаче.
(Слово предоставляется команде «Хохлома».)
3. Команда «Хохлома».
Скоморох (демонстрирует деревянную посуду с хохломской росписью).
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
П. Синявский
Историк. Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени
села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома на
ярмарках продавалась эта посуда. Резьбу по дереву традиционно
дополняли росписью.
Сказочник. В далекие времена жил мастер – живописец. Царь высоко
ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое
ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. Однажды он тайно
покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил он себе
избу. Была она с виду самая обычная, а перешагнешь через порог – глаз
нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце
поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды
сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду
оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку.
От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.
Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя.
Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела
народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секрет своего
ремесла. А утром, когда пришли стражники, все увидели, как горит ярким
пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, самого мастера, как не
искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане.
Мастер. Вытачивается посуда на токарном станке или вырезается ножом
из липы и березы. Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины,
тщательно просушивают, покрывают олифой.
Художник. Теперь за дело принимается художник. Все изделие сначала
надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести
роспись масляными красками.
Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего
серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче пламенеют на
золотом и чёрном фоне.
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент: колосья,
смородинки, ягоды, листочки и цветы. Самые главные виды росписи:
«травка» и «кудрина».
(Слово предоставляется команде «Жостово».)
4. Команда «Жостово».
Скоморох. На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее лёгкой вербы. П. Синявский
Историк. В начале XIX века неподалёку от Москвы в старинных деревнях
Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых
подносов. В 20-е годы XX века маленькие мастера объединились в одну
ратель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной
росписи.
Мастер. Рождение подносов начинается с вырубки из железного листа
заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке
придают нужную форму: овальную, прямоугольную, восьмигранную, круглую
и другие. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают,
шлифуют и покрывают черной краской, а затем лаком.
Художник. Жостовская роспись – это цветочная композиция из роз,
тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти
цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и
маленькими веточками.
Заключительный этап росписи – привязка – изображение мелких веточек,
усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и с черным
фоном. Затем поднос лакируется и полируется.
(Слово предоставляется команде «Городец».)
5. Команда «Городец».
Скоморох. Городецкая роспись – как нам её не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
Историк. Город Городец находится в Нижегородской области. Эти
умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки,
детские игрушки.
Мастер. Любая деревянная посуда делается из заготовки из дерева. Из
нее вырезается вручную или вытачивается на станке полуфабрикат – форма
будущего изделия. Далее идет обработка: пропитка маслом, шпаклевка,
ликвидация дефектов, сушка. Затем производятся росписи. Для городецкой
росписи характерны элементы: розан, купавка, листок. Мастера, расписывая
разделочные доски цветами, листьями, фигурками птиц и животных, словно
сказку сказывали о том, как Солнце согревает своими лучами Землю и дает
ей жизнь.
Художник. Для городецкой росписи используют черный, синий, темно-
красный, коричневый и белый цвета. Художники рисуют масляными
красками по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Изделия
небольшого размера (солонка, сундучок), как правило, расписывают
растительными орнаментами. На более крупных изделиях можно увидеть
фигуры коня, птицы, различные мотивы и сюжеты, применяемые для
оформления детской мебели, кухонных наборов, декоративных тарелок.
Учитель. Теперь, ребята, вы имеете представления о различных
народных промыслах. Предлагаю вам самим стать творцами красивых
подносов и игрушек с использованием элементов одного из промыслов.
1 группа жостовские подносы;
2 группа доска с хохломской росписью;
3 группа дымковский конёк;
4 группа матрешка.
Задание выполняется по группам. Взять со стенда элементы нужного вида
росписи и перенести в виде аппликации на свою заготовку.
(раздаются картонные заготовки: для подноса, доски, фигурки конька,
матрешки).
III. Итог занятия.
Все работы выставляются для всеобщего обозрения. Историки команд
должны определить соответствие работ каждому виду росписи.