Презентация "Есть ли у симфонии будущее?" 8 класс

Подписи к слайдам:
Есть ли у симфонии будущее?
  • Выполнила: Устян Олеся
  • ученица 8 класса МБОУООШ №9
  • руководитель: Куцеко Т.Н
Почему я выбрала эту тему?
  • Я выбрала эту тему для проекта, потому что симфония – это классическая музыка, то есть музыка, стоящая у истоков всей музыкальной истории. Своим проектом я хочу доказать, что симфония была, есть и будет!
  • Этим и объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной нами темы
  • Актуальность темы
  • В современном социуме - обществе компьютерных технологий и виртуальных проектов – особенно остро встает проблема ценности академического музыкального искусства.
  • Обоснование темы
  • Проблема исследования:
  • Есть ли будущее у академической музыки, а именно – жанра симфонии в современном мире?
  • Гипотеза:
  • Есть ли будущее у столь «непопулярного» в современном музыкальном пространстве жанра, как СИМФОНИЯ?
  • Объект исследования:
  • современное музыкальное пространство
  • Предмет исследования:
  • симфония в современном музыкальном пространстве (взгляд в будущее)
  • Цель и задачи проекта
  • Цель исследования:
  • формирование взгляда современника на будущее музыкального искусства в целом и симфонии в частности
  • Задачи исследования:
  • провести социологический опрос по теме исследования
  • дать историческую ретроспективу жанра симфонии
  • рассмотреть особенности образного содержания симфонии
  • найти примеры существования и развития симфонии в современном музыкальном пространстве
  • доказать, что симфония имеет право на будущее
  • «…Всё в истории бесконечно, и ничто не имеет окончательного качества и определения…
  • Альфред Шнитке.
Что такое симфония?
  • Симфония 
  • (от греч. symphonía — созвучие), многочастное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим 
  • оркестром.
  • Вопросы проекта (социологический опрос):
  • Знаете ли Вы, что такое симфония?
  • Имеет ли жанр симфонии право на будущее?
  • Легко ли Вам понять симфоническую музыку?
  • Популярна ли сегодня симфония?
  • Знаете ли Вы, что такое симфония?
  • Результаты проведенных исследований:
  • Легко ли Вам понять симфоническую музыку?
  • Популярна ли сегодня симфония?
  • Имеет ли жанр симфонии право на будущее?
  • Результаты проведенных исследований:
  • В Древней Греции термин «симфония» означал определённые интервалы, инструменты.
  • Позднее в Западной Европе — консонанс, вообще музыку, пение.
  • Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным.
  • С начала 17 в. симфонией чаще называли инструментальные вступления — в сюите, кантате и особенно в опере.
  • В 18 в. симфония отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром.
  • Историческая справка
Предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен.
  • Предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен.
В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В форме симфонии сказал новое слово Шуман, сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встречается и у Бетховена в его Девятой симфонии.
  • В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В форме симфонии сказал новое слово Шуман, сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встречается и у Бетховена в его Девятой симфонии.
  • Р. Шуман
  • Л.В.Бетховен
  • Великие композиторы-симфонисты
Франц Йозеф Гайдн
  • Франц Йозеф Гайдн, 31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
  • Франц Йозеф Гайдн
  • «Симфония №103»
Вольфганг Амадей Моцарт
  • Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций.
  • В.А.Моцарт
  • Классическое звучание
  • «Симфония №40»
«Симфония №40» (современное звучание) Людвиг ван Бетховен
  • С творчеством Бетховена симфония вступила в новый век. Свойственные его стилю резкие смены темпа, широта динамического диапазона, богатство образности, виртуозность и драматичность, иногда неожиданность появления и многозначность тем – все это расчистило путь композиторам романтической эпохи. Осознавая величие Бетховена, они стремились идти его путем, не теряя при этом собственной индивидуальности.
  • Л.В.Бетховен
  • «Симфония №5»
 Джованни Баттиста Саммартини
  • Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии – трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений.
  • Дж.Б.Саммартини
  • «Симфония (Аллегро)»
Среди немецких симфонистов-романтиков – Ф.Мендельсон, Р.Шуман и И.Брамс. Мендельсону, с его классичностью в областях формы и пропорций, особенно удались Третья (Шотландская) и Четвертая (Итальянская) симфонии, отразившие впечатления автора от посещения этих стран.
  • Среди немецких симфонистов-романтиков – Ф.Мендельсон, Р.Шуман и И.Брамс. Мендельсону, с его классичностью в областях формы и пропорций, особенно удались Третья (Шотландская) и Четвертая (Итальянская) симфонии, отразившие впечатления автора от посещения этих стран.
  • Ф.Мендельсон
  • Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н-Барто́льди
  • «Симфония №4»
Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их; симфонии романтиков полны лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством тембрового и гармонического колорита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последовательностей.
  • Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их; симфонии романтиков полны лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством тембрового и гармонического колорита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последовательностей.
  • Ф.Шуберт
  • Франц Пе́тер Шу́берт 
  • Неоконченная симфония
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
  • «Симфония всепобеждающего мужества»
  • Симфонист-философ ХХ века
  • «Симфония №7» – «Ленинградская»
  • Густав Малер композитор-симфонист эпохи позднего романтизма
  • «Композитор, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего
  • времени»
  • При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен.
  • Получил признание только к концу ХХ века. Сделал открытия в области симфонической формы
  • Ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста.
  • Применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов.
  • «Симфония №5»
  • Александр Порфирьевич Бородин
  • Первая русская классическая Симфония №2 – «Богатырская»
  • Петр Ильич Чайковский
  • Очень бы удивился Чайковский, узнав, что это - его 6-я симфония... (г. Клин) 
  • «Симфония №6»
Крупнейшие русские симфонисты – С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны с традицией, но заново переосмысленной; для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России.
  • Крупнейшие русские симфонисты – С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны с традицией, но заново переосмысленной; для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России.
  • С.В.Рахманинов
  • Сергей Васильевич Рахманинов
  • «Нежность»
  • Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (нем. Alfred Schnittke) (1934—1998) — советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
  • Первая симфония Альфреда Шнитке написана в 1969—1974 годах.
  • Альфред Гарриевич Шнитке
  • «Симфония №4»
  • Последний классик ХХ века, который «вплавил в симфонию
  • человечность новой простоты».
  • «Симфония №1»
  • Взгляд в будущее
  • «Хоровой финал» Девятой симфонии Бетховена – гимн Олимпийского комитета
  • Выводы
  • Данные социологического опроса показали, что современное общество недостаточно тяготеет к жанру симфонии, поскольку мало о ней знает.
  • Проанализировав симфонию в исторической ретроспективе, можем сказать, что она претерпела ряд кардинальных преобразований в творчестве различных композиторов-классиков от Йозефа Гайдна до Альфреда Шнитке.
  • Выводы
  • Образное содержание симфонии дарит нам богатый мир, основой которого является жизнь, а главным героем – человек.
  • Музыкальное восприятие в современном обществе постоянно меняется, а вместе с ним меняется и отношение к симфонии.
  • Симфония сегодня современна и актуальна. Она имеет право на будущее, и тому есть множество примеров.
  • «Сама же МУЗЫКА, пройдя сквозь смерть её автора, навсегда обретает свою вневременную жизнь».
  • А. Шнитке