Конспект урока "Формирование образного мышления обучающегося с использованием ИКТ на примере пьесы Э. Грига «Благодарность»" 6 класс
Дорошенко Л. Т., преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова г.
Курска»
201
6
Открытый урок на тему: Формирование образного мышления обучающегося
на примере пьесы Э. Грига
«Благода
рность» с использованием ИКТ
Открытый урок на тему:
«Формирование
образного мышления
обучающегося с
использованием ИКТ на
примере пьесы Э. Грига
«Благодарность» с
ученицей 6-го класса
САЗОНОВОЙ Ульяной
Управление культуры города Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств» №1 им. Г. В.
Свиридова» города Курска
План- конспект открытого урока
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ
Э. ГРИГА «БЛАГОДАРНОСТЬ»
С обучающейся 6-го класса Сазоновой Ульяной
13 апреля 2016 г
Тема урока: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЬЕСЫ
Э. ГРИГА «БЛАГОДАРНОСТЬ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Методическое обеспечение: программа по учебному предмету
«Специальность и чтение с листа», на основе ФГТ, сост. Хоменко Е. В..,
Дорошенко Л. Т., Полякова Р.Ю., МБОУ ДО ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова
города Курска, 2015 г.
Преподаватель: ДОРОШЕНКО Людмила Тихоновна, преподаватель
фортепиано МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова
города Курска»
Дата урока: 13 апреля 2016 г.
Урок проводится с обучающейся 6-го класса Сазоновой Ульяной
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений навыков,
усвоение новых знаний.
Цель урока: используя средства информационно-коммуникативной
технологии добиваться развития образно-эмоционального мышления
обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением
романтического характера на примере пьесы Э. Грига «Благодарность» из
цикла «Лирические пьесы», соч. 62, №2..
Задачи урока:
Образовательные:
• познакомить обучающуюся с историей создания «Лирических пьес»
Э. Грига, показать портрет композитора;
• познакомить с рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками» на примере фрагментов радиопостановки с
использованием оркестровой версией пьесы Э. Грига «Благодарность»
• показать иллюстративный ряд к пьесе Благодарность: вид Северного
моря. Э. Григ с дочерью лесника.
Развивающие:
• развить навыки извлечения глубокого кантиленного звука;
• работать над голосоведением в эпизодах с многоголосным звучанием;
• формировать навыки тембрального звукоизвлечения в эпизодах с
«колокольным звоном»;
• использовать педализацию как дополнительную тембрально-
колористическую краску и как средство создания необходимого
«легато».
Воспитательные:
• прививать любовь к лучшим произведениям мировой классической
музыки;
• формировать активную слушательскую позицию.
Вид урока: индивидуальный урок.
Образовательные технологии:
- технология развивающего, проблемного обучения;
- информационно – коммуникационная технология;
- технология партнерского сотрудничества «ученик-учитель»;
- технология личностно-ориентированного обучения.
Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной
наглядности, метод диалога, рефлексия.
Средства обучения:
• инструмент фортепиано;
• компьютер с монитором и аудиосистемой для воспроизведения аудио
и видеозаписей,
• накопитель информации (электронная флэш-карта);
• слайды – презентации «Виды Норвегии», «Э. Григ»;
• учебный материал – сборник «Лирические пьесы» Э. Грига Соч. 62,
СПБ, 2008;
• фрагменты из радиопостановки «Корзина с еловыми шишками» по
повести К. Паустовского с использованием оркестровой версии пьесы
Э. Грига «Благодарность»
Структура урока
I Организационный этап. (2мин)
1.Приветствие.
2.Слушание: оркестровая версия пьесы Э. Грига «Благодарность к
радиопостановке по повести К. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»( фрагмент 1).
II. Мотивация, постановка цели урока. (3 мин.)
Беседа, объявление темы урока: формирование образно-эмоционального
восприятия и исполнения пьесы «Благодарность». Национальный характер
творчества Э. Грига. глубоко национально, мелодизм его отличен от
мелодизма других западноевропейских композиторов, очень близок
восприятию нашего народа. Создание цикла «Лирические пьесы»
III. Актуализация знаний (4 мин.)
1. Беседа по пройденному материалу.
2. Демонстрация иллюстративного ряда: виды северной Норвегии, портреты
Э. Грига, рисунки к повести К. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»
3. Проверка домашнего задания (Проигрывание разученной пьесы
«Благодарность» с обращением внимания на форму произведения (А – В –
А* –В* – А* - В**).
IV. Усвоение и закрепление знаний (18 мин.)
1. Работа над голосоведением, выработка певучего кантиленного звука в
эпизоде А, поиски тембральной окраски «колоколов» в эпизоде В.
2.Слушание: фрагмента народной норвежской песни «Песня невесты» в обр.
Э. Грига; колокольный звон в оркестровой версии пьесы «Благодарность»,
краткий сравнительный анализ.
3. Работа с учебником (просмотр и анализ гармонии и педализации в нотном
тексте).
4. Создание тембральной окраски с помощью педализации в «колокольных»
эпизодах В.
V. Первичное закрепление (8 мин)
Исполнение пьесы ученицей с обращением внимания на создание
эмоционального образа «девочки-девушки-природы».
VI. Финальное исполнение пьесы (3 мин)
Отражение работы на уроке.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж. (1 мин)
Закрепить полученные на уроке умения в области звукоизвлечения на
фортепиано разных тембральных окрасок. Сходить в храм и послушать, как
звучат колокола.
VIII. Рефлексия. (1 мин.)
Вывод обучающейся о значении урока в её практической музыкальной
деятельностии.
Выставление отметки за работу.
Дом Э. Грига
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие.
Слушание оркестровой версии пьесы Э. Грига «Благодарность к
радиопостановке по повести К. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками» ( фрагмент 1).
II. Мотивация, постановка цели урока.
- Скажи, что за музыка открыла наш урок? (Ответ: это было оркестровое
исполнение пьесы «Благодарность» Э. Грига.)
- Правильно. А что можно было услышать в этом исполнении? (Ответ:
песню, по характеру близкую к народной, только в виде симфонической
пьесы о природе, можно представить какую-то красивую местность)
- Как ты думаешь, композитор Григ хотел показать в музыке красивую
природу и только? (Ответ: нет, когда я слушаю эту музыку, я
представляю, как девушка поет песню, как она любит всех)
- Если ты столько услышала в музыке Грига, значит тебе близко его
творчество. Давай поговорим об этом замечательном композиторе. На
уроках музыкальной литературы вы слушали его музыку к пьесе Генрика
Ибсена «Пер Гюнт». Я знаю, что тебе очень нравилась эта музыка. А что
ещё ты можешь рассказать об этом композиторе? (Ответ: Я знаю, что это
знаменитый норвежский композитор, что он очень много собирал
народных мелодий, а потом использовал народные интонации в своих
произведениях. Этот композитор принадлежит к эпохе романтизма).
- Ты молодец, много знаешь об Э. Григе. Его творчество проникнуто только
ему свойственным необычайным мелодизмом, позволяющим без труда
узнавать его произведения. Светлый лиризм, проникающая красота музыки
берут свое начало из национальных северных мелодий. Эти интонации
можно услышать в его шедевре – цикле произведений для фортепиано
«Лирические пьесы», который создавался на протяжении 40 лет. Цикл
включает 10 тетрадей. Открывается нежной Ариеттой, интонации которой
используются в заключительной пьесе «Воспоминание». Сегодня с
помощью нашей компьютерной техники можем не только услышать музыку
Э. Грига, но и увидим иллюстрации, которые помогут нам проникнуть в
эмоциональный настрой его пьес.
III. Актуализация знаний.
- Я предлагаю посмотреть виды Норвегии, места, где жил Э. Григ,
иллюстрации к повести К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»,
где Э. Григ встречается с дочерью лесника Дагни. А теперь ещё раз
послушаем отрывок из радиопостановки по этой повести. Там пьесу
«Благодарность» исполняет оркестр. Послушай внимательно и подумай, что
же здесь ещё звучит? (Ответ: звучали колокола)
- Скажи, как ты думаешь, почему Григ ввел в свою пьесу имитацию
колокольного звона? (Ответ: мне кажется потому, что когда звонят
колокола, то можно услышать в их звоне мелодию высокую и очень
благородную. Мне кажется, девушка спешит к храму, где звонят колокола.)
- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам,
Они знаменовали собой высокое, светлое, благородное начало.
Проверка домашнего задания
.-Давай послушаем, как ты играешь эту пьесу Э. Грига.. (Ульяна играет
пьесу «Благодарность»).
- Обрати внимание ещё раз на форму этого произведения. Мы раньше
говорили об её особенностях (Ответ: форма пьесы состоит из двух разных
эпизодов А и В, но они чередуются с некоторыми изменениями. Можно
представить как А – В – А* - В* - А* - В**.)
- Да, это так. А что ты слышишь в этих эпизодах? (Ответ: эпизод А – это
песня девушки, а эпизод В – это колокольный звон)
IV. Усвоение и закрепление знаний
-Знаешь ли ты, Ульяна, какое большое значение придавал Э. Григ умению
«петь» на фортепиано, то есть качественно играть кантиленную музыку.
Давай обратим внимание на глубокое звукоизвлечение и точную
фразировку, чтобы «тема девушки» в эпизоде «А» стала действительно
главной темой пьесы. Затем поработаем над «колокольным звоном» в
эпизоде «В». Следует найти нужное прикосновение, чтобы имитация
колокольного звона на фортепиано получилась выпуклой, близкой по
тембру к эффекту звучания колоколов.
(Ученица работает над тембральной окраской.)
- Я хочу обратить твое внимание на необходимость точной педализации в
эпизодах с колокольным звоном: педаль берется на далеко отставленный
бас и удерживается даже после взятия аккордов в правой руке, что создает
некоторый гул, свойственным колоколам.
Давай в нотном тексте проанализируем педализацию в этом эпизоде.
(Анализ ученицей педализации в нотном тексте)
V. Первичное закрепление
Исполнение пьесы ученицей с обращением внимания на создание
эмоционального образа «девочки-девушки-природы» в эпизодах «А» и
колокольного звона в эпизодах «В».
VI. Заключительное исполнение пьесы. Ученица старается отразить
работу на уроке: создать образ девушки в прекрасном окружении природы,
звук колоколов вдали на вершине холмов.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж.
Дома ты должна постараться закрепить полученные на уроке умения в
области звукоизвлечения на фортепиано разных тембральных окрасок. Я
думаю, тебе надо сходить в храм и послушать, как звучат колокола.
VIII. Рефлексия. (подведение итогов урока)
Какой ты можешь сделать вывод о сегодняшнем уроке? Что ты постаралась
узнать и закрепить? (Ответ: я ещё больше полюбила музыку Э.Грига,
постараюсь воплотить те образы, которые заложены в музыке пьесы
«Благодарность». Эта музыка мне стала близкой и родной.
- Какую ты поставишь себе оценку? (Ответ: мне ещё многого надо добиться.
Мне кажется, я играла только на «четыре»)
Сегодня, Ульяна, ты была внимательна. Вместе мы слушали, определяли,
рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным
звучанием колокола, и в этом нам помощником был наш верный друг-
компьютер. Я желаю, чтобы в твоей душе всегда звучал самый светлый
колокольчик.
Два фрагмента пьесы Э.Грига
А - песня девочки
В - дальние колокола
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Ум53 на VIIи II ступенях в натуральном и гармоническом durи moll с разрешением в тонику" 6 класс
- Конспект урока "Увертюра «Эгмонт»" 6 класс
- Конспект урока "Творчество Л. В. Бетховена" 6 класс
- Технологическая карта "Средства музыкальной выразительности" 6 класс
- Конспект урока "Образы старинных русских романсов" 6 класс
- Конспект урока "«Ночной пейзаж» Ноктюрн" 6 класс