Конспект урока "Изучение фортепианной пьесы с использованием ИКТ" 5 класс

Дорошенко Л. Т., преподаватель МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова г.
Курска»
2017
Открытый урок на тему: Формирование образного мышления обучающегося
на примере пьесы Э. Грига
«Тоска по родине
» с использованием ИКТ
Открытый урок на тему:
«Формирование
образного мышления
обучающегося с
использованием ИКТ на
примере пьесы Э. Грига
«Тоска по родине» с
учеником 6-го класса
Боярским Иваном
Управление культуры города Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств» №1 им. Г. В.
Свиридова» города Курска
План- конспект открытого урока
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ
Э. ГРИГА «ТОСКА ПО РОДИНЕ»
С обучающимся 6-го класса Боярским Иваном
Дом Э. Грига В Трольдхаугене
2017 г
Тема урока: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЬЕСЫ
Э. ГРИГА «ТОСКА ПО РОДИНЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Методическое обеспечение: программа по учебному предмету
«Специальность и чтение с листа», на основе ФГТ, сост. Хоменко Е. В..,
Дорошенко Л. Т., Полякова Р.Ю., МБОУ ДО ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова
города Курска, 2015 г.
Преподаватель: ДОРОШЕНКО Людмила Тихоновна, преподаватель
фортепиано МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова
города Курска»
Дата урока: 2016 г.
Урок проводится с обучающимся 6-го класса Боярским Иваном
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений навыков,
усвоение новых знаний.
Цель урока: используя средства информационно-коммуникативной
технологии добиваться развития образно-эмоционального мышления
обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением
романтического характера на примере пьесы Э. Грига «Благодарность» из
цикла «Лирические пьесы», соч. 57, №6..
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить обучающуюся с историей создания «Лирических пьес»
Э. Грига, показать портрет композитора;
показать иллюстративный ряд к пьесе «Тоска по родине»: вид
Северного моря, портреты Э. Грига.
познакомить с интерпретацией пьесы на примере фрагментов
исполнения Михаила Плетнева, Дэниэла Атха.
Развивающие:
развить навыки извлечения глубокого кантиленного звука;
работать над голосоведением в эпизодах с многоголосным звучанием;
формировать навыки тембрального звукоизвлечения в эпизодах с
«птичьим щебетом», «звоном ручья»;
использовать педализацию как дополнительную тембрально-
колористическую краску и как средство создания необходимого
«легато».
Воспитательные:
прививать любовь к лучшим произведениям мировой классической
музыки;
формировать активную слушательскую позицию.
Вид урока: индивидуальный урок.
Образовательные технологии:
- технология развивающего, проблемного обучения;
- информационно коммуникационная технология;
- технология партнерского сотрудничества «ученик-учитель»;
- технология личностно-ориентированного обучения.
Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной
наглядности, метод диалога, рефлексия.
Средства обучения:
инструмент фортепиано;
компьютер с монитором и аудиосистемой для воспроизведения аудио
и видеозаписей,
накопитель информации (электронная флэш-карта);
слайды презентации «Виды Норвегии», «Э. Григ»;
учебный материал сборник «Лирические пьесы» Э. Грига Соч. 57,
СПБ, 2008;
фрагменты аудиозаписи пьесы «Тоска по родине» в исполнении
М.Плетнева, Д. Адха.
Структура урока
I Организационный этап. (2мин)
1.Приветствие.
2.Слушание: запись фортепианного исполнения пьесы «Тоска по родине»
(фрагмент 1).
II. Мотивация, постановка цели урока. (3 мин.)
Беседа, объявление темы урока: формирование образно-эмоционального
восприятия и исполнения пьесы «Тоска по родине». Национальный
характер творчества Э. Грига: глубоко национально, мелодизм его отличен
от мелодизма других западноевропейских композиторов, очень близок
восприятию нашего народа. Создание цикла «Лирические пьесы»
III. Актуализация знаний (4 мин.)
1. Беседа по пройденному материалу.
2. Демонстрация иллюстративного ряда: виды северной Норвегии, портреты
Э. Грига,.
3. Проверка домашнего задания (Проигрывание разученной пьесы «Тоска
по родине» с обращением внимания на форму произведения (aba) В
А(aba) ).
IV. Усвоение и закрепление знаний (18 мин.)
1. Работа над голосоведением, выработка певучего кантиленного звука в
эпизоде А,;
2. Работа над многоголосием в эпизоде «Дуэт» в первой части;
3. Поиски тембральной окраски «птичьих голосов» в эпизоде В.
V. Первичное закрепление (8 мин)
Исполнение пьесы учащимся с обращением внимания на создание
эмоционального образа человека,
VI. Финальное исполнение пьесы (3 мин)
Отражение работы на уроке.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж. (1 мин)
Закрепить полученные на уроке умения в области звукоизвлечения на
фортепиано разных тембральных окрасок. Сходить в храм и послушать, как
звучат колокола.
VIII. Рефлексия. (1 мин.)
Вывод обучающейся о значении урока в её практической музыкальной
деятельностии.
Выставление отметки за работу.
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие.
Слушание версии пьесы Э. Грига «Тоска по родине» в исполнении М.
Плетнева ( фрагмент 1).
II. Мотивация, постановка цели урока.
- Скажи, что за музыка открыла наш урок? (Ответ: это было е исполнение
пьесы «Тоска породине» Э. Грига.)
- Правильно. А что можно было услышать в этом исполнении? (Ответ:
музыку, по характеру близкую к народной, только в виде фортепианной
пьесы, можно представить какую-то суровую и по-своему прекрасную
местность)
- Как ты думаешь, композитор Григ хотел показать в музыке красивую
природу и только? (Ответ: нет, когда я слушаю эту музыку, я
представляю, как человек не по своей воле покинул родной край и как он
тоскует по нему. )
- Если ты столько услышала в музыке Грига, значит тебе близко его
творчество. Давай поговорим об этом замечательном композиторе. На
уроках музыкальной литературы вы слушали его музыку к пьесе Генрика
Ибсена «Пер Гюнт». Я знаю, что тебе очень нравилась эта музыка. А что
ещё ты можешь рассказать об этом композиторе? (Ответ: Я знаю, что это
знаменитый норвежский композитор, что он очень много собирал
народных мелодий, а потом использовал народные интонации в своих
произведениях. Этот композитор принадлежит к эпохе романтизма).
- Ты молодец, много знаешь об Э. Григе. Его творчество проникнуто только
ему свойственным необычайным мелодизмом, позволяющим без труда
узнавать его произведения. Светлый лиризм, проникающая красота музыки
берут свое начало из национальных северных мелодий. Эти интонации
можно услышать в его шедевре цикле произведений для фортепиано
«Лирические пьесы», который создавался на протяжении 40 лет. Цикл
включает 10 тетрадей. Открывается нежной Ариеттой, интонации которой
используются в заключительной пьесе «Воспоминание». Теме родины в
«Лирических тетрадях отведено большое место: Тетрадь 1 «Народная
мелодия», «Патриотическая песня», Тетрадь 2 «Народный напев». Тетрадь 3
«На родине», Тетрадь 6 «Тоска по родине», Тетрадь 7 «Домой». И вот как
раз самое сильное впечатление оставляет именно пьеса «Тоска по родине»,
проникнутая необыкновенным лиризмом и яркой иллюстративностью.
Сегодня с помощью нашей компьютерной техники можем не только
услышать музыку Э. Грига, но и увидим иллюстрации, которые помогут
нам проникнуть в эмоциональный настрой его пьес.
Послушай стихи Г.Х. Андерсена в вольном переводе Комалькова:
Где скалистых гор высота?
Где могучих рек широта?
Я оставил мой край родной,
Но к нему стремлюсь я всей душой.
Там в тревоге моя семья,
Там остались мои друзья,
Там любимая ждёт меня,
Ей останусь верен я…
III. Актуализация знаний.
- Я предлагаю посмотреть виды Норвегии, места, где жил Э. Григ,
. А теперь ещё раз послушаем отрывок из 2-й части пьесы. Послушай
внимательно и подумай, что же здесь звучит? (Ответ: звучали голоса птиц,
звон ручья)
- Скажи, как ты думаешь, почему Григ ввел в свою пьесу иллюстрацию
птичьи голоса, звон хрустальной воды? (Ответ: мне кажется потому, что
это очень яркое напоминание о покинутой родине).-
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к природе,
Она знаменовала собой саму родину.
Проверка домашнего задания
.-Давай послушаем, как ты играешь эту пьесу Э. Грига. (Иван играет пьесу
«Тоска по родине»).
- Обрати внимание ещё раз на форму этого произведения. Мы раньше
говорили об её особенностях (Ответ: форма пьесы состоит из двух разных
частей А и В, но в части А можно выделить еще подразделы, совсем
небольшие: главную тему и дуэт двух голосов. Часть В контрастная, в ней
слышны голоса птиц и звуки воды. Вообще форму пьесы можно
представить как А(аба) В А(аба)
- Да, это так. Здесь присутствует сложная трехчастная форма А что ты
слышишь в этих частях? (Ответ: часть А это главная тема тоска по
покинутой родине, а часть В это зарисовка родного края)
IV. Усвоение и закрепление знаний
-Знаешь ли ты, Ваня, какое большое значение придавал Э. Григ умению
«петь» на фортепиано, то есть качественно играть кантиленную музыку.
Давай обратим внимание на глубокое звукоизвлечение и точную
фразировку, чтобы «тема родины» в части «А» стала действительно главной
темой пьесы. Затем поработаем над «птичьим щебетом» в части «В».
Следует найти нужное прикосновение, чтобы имитация голосов птиц на
фортепиано получилась воздушной, близкой по тембру к эффекту звучания
маленьких пташек.
(Ученик работает над тембральной окраской.)
- Я хочу обратить твое внимание на необходимость точной педализации в
эпизодах с «темой родины»: педаль берется на далеко отставленный бас и
удерживается даже после взятия аккордов в правой руке, что создает
некоторый вес, свойственный северной музыке.
Давай в нотном тексте проанализируем педализацию в этом эпизоде.
(Анализ учеником педализации в нотном тексте)
V. Первичное закрепление
Исполнение пьесы учеником с обращением внимания на создание
эмоционального образа человека, оставившего родину в части «А» и звуков
родного края в части «В».
VI. Заключительное исполнение пьесы. Ученик старается отразить работу
на уроке: создать образ природы покинутой родины, печаль человека,
оставшегося вдали.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж.
Дома ты должен постараться закрепить полученные на уроке умения в
области звукоизвлечения на фортепиано разных тембральных окрасок.
VIII. Рефлексия. (подведение итогов урока)
Какой ты можешь сделать вывод о сегодняшнем уроке? Что ты постарался
узнать и закрепить? (Ответ: я ещё больше полюбил музыку Э.Грига,
постараюсь воплотить те образы, которые заложены в музыке пьесы «Тоска
по родине». Эта музыка мне стала близкой и родной.
- Какую ты поставишь себе оценку? (Ответ: мне ещё многого надо добиться.
Мне кажется, я играл только на «четыре»)
Сегодня, Иван, ты был внимателен. Вместе мы слушали, определяли,
рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным
звучанием голосов птиц, и в этом нам помощником был наш верный друг-
компьютер. Я желаю, чтобы в твоей душе всегда звучал самый светлый
образ родины.
Два фрагмента пьесы Э.Грига