Конспект урока "Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой" 4 класс

Тема: Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение
знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном
произведении (уметь применять полученные знания на практике), усвоить
градации в звучании музыкального материала.
Задачи урока:
Образовательные
–продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими
оттенками, игра штрихами non legato, legato, staccato;, тембрами, исполнение
произведений в различных темпах)
-закрепить изученные теоретические знания (динамика средства музыкальной
выразительности: лад, штрихи, , темп, ритм, тембр, мелодия);
Развивающие
развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
–развивать творческую активность учащегося через различные виды
деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых
произведениях.
Воспитывающие
–воспитывать эстетический вкус;
–воспитывать любовь к музыке;
–воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Структура урока:
Орг. момент
Повторение пройденного материала
Работа над музыкальным материалом
Итог урока
Домашнее задание
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ)
-практические (упражнения, пьесы)
Средства обучения: фортепиано, стул, стол.
Оснащение урока: нотный материал, инструмент
Ход урока:
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и
задачи.
II. Повторение пройденного материала.
Игра упражнения «змейка»
Акцентировать первую ноту в триолях.
Выдерживание первой ноты и быстрые перебежки к следующей первой
триолях.
- Гамма «до мажор» игра октавами в 2 октавы.
В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление
звучания.
. Играя гамму "звуковысотной динамикой": вверх, сгеscendo вниз
diminuendo. Можно придумать разные образы: мы забираемся на гору.
При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие
силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на
клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при
спуске вниз - катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.
- повторение нотного текста,
III. Работа над музыкальным материалом.
Работа над пьесами:
-Краткая биография композитора,
-история создания произведения,
-рассмотрение динамических оттенков во всем произведение Л.Бетховен
«К Элизе»
-раскрытие музыкальной линии внутри фразы– определить наивысшую точку
интонационного тяготения, для распределения силы звука ( в 1.2,3 частях «К
Элизе»)
-В 4 части работа над аккордами и терциями выделение верхних звуков т.е.
ведение мелодии.
- беседа о динамических закономерностях исполнения при движении
мелодии вверх и вниз.
2. Разбор нового произведения «Вальс» Е.Дога:
-История создания произведения
-Произведение предполагает в себе 2 части:
Определение тональности, рассмотрение ритмического рисунка.
Сравнение левой руки в частях, приходим к выводу, что в 1 части
аккомпанемент написан разложенными звуками аккорда играющиеся по
отдельности, а 2 часть аккомпанемента разложенный аккорд по терциям.
Проигрывание правой руки, соединение двумя руками 1 часть.
-рассмотрение динамики, определение кульминации.
Вместе с ученицей определяем сложные моменты:
1. синкопированный ритм в партии правой руки.
2. проведение мелодии в терциями (2часть).
3. аппликатурные трудности.
IV.Приобретение знаний и навыков.
В наших произведениях есть знаки, определяющие динамику или
динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.
Что такое mf и mp? (ответ ученика: mf меццо форте, переводится не очень
громко, mp меццо пиано, переводится не очень тихо.
Хочу обратить твое внимание на те места, где в наших произведениях не
стоят динамические оттенки, наблюдается во всех частях. Даже, если их там нет,
в этих местах они подразумеваются. В зависимости от мелодической линии в
таких местах может использоваться либо сгеscendo или diminuendo.
Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую
исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, Для
этого так же важно запомнить, как правильно их играть.
1.Cгеscendo начиная с самого тихого звука и постепенно добавляя силу
привести к громкому звучанию.
2.Diminuendo тоже самое только наоборот, только при этом расслаблять
мышцы.
V. Рефлексия.
1.Ты поняла, что нужно делать, чтобы получилось mf, mp, крещендо,
диминуэндо?
2. А скажи, трудности у тебя были?
3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение зазвучало интереснее?
4.А ты довольна результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у
тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно
повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то будешь
слышать громкость звучания, и произведения в твоем исполнении будут ярче и
выразительнее.
IV. Итог урока.
Динамические оттенки - самым непосредственным образом влияют на характер
музыкального произведения, его образ.
V. Домашнее задание.
Закрепление пройденного материала. Работа над 1 частью вальса.
МКОУДО «»Кореневская детская школа искусств им.А.М.Руденко»
Кореневского района Курской области
Открытый урок
по предмету: специальность (фортепиано)
Тема:
«Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой»
Обучающаяся: Анопреева Ирина, 2класс
Преподаватель: Гавриш А С.
Коренево 2015год
Приложение.
I.
Бетховен Людвиг ван (17701827), немецкий композитор.
Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для
Бетховена отец,
Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель
капеллы) К. Г. Нефе.
Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. По
распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для
совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у Й. Гайдна, А.
Сальери и И.
Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг.
XVIII в.: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»;
название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе»
В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили
Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно
жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г.
композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась
прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь
заставила полностью отказаться от концертной деятельности.
Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В
последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32), пять
струнных квартетов и др.
Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась
Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К
радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый
одиночеством и разочарованием в людях.
Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею
героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем
его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.
Скончался в Вене 26 марта 1827 г.
II.
Эта фортепианная миниатюра стала одним из самых популярных произведений
Бетховена. Ее формальное название - Багатель ("К Элизе") является
подзаголовком.
Произведение было опубликовано через 40 лет после смерти композитора,
Людвигом Нолем, биографом и исследователем творчества Бетховена, который
обнаружил рукопись . Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль
из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги
Бетховена Терезы фон Дроссдик.
Точно не известно, кто такая "Элиза", которой посвящено произведение.
Существует версия Макса Унгера (Max Unger), выдвинутая в 1923 году, что
Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк Бетховена, и на
самом деле пьеса озаглавлена "К Терезе", и, таким образом, посвящена уже
упоминавшейся Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Композитор, как
это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал
ей предложение , однако получил отказ.
III.
Всемирную известность получил романтический вальс из мелодрамы «Мой
ласковый и нежный зверь», поставленной в 1978 году Э. Лотяну по мотивам
повести А.П. Чехова «Драма на охоте». Самое популярное своё произведение
композитор написал, импровизируя на съёмочной площадке в подмосковной
усадьбе Валуево, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой
исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной
площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого
прошлого и была поражена, узнав, что произведение оригинальное, только что
сочинённое.
Вальс далеко шагнул из фильма, где впервые прозвучал: с тех пор многие
молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, произведение
часто звучит по радио и ТВ. «Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду
огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где
продавали пластинки с музыкой к фильму «Мой ласковый и нежный зверь»
вспоминал композитор.
Вальс неоднократно использовался в масштабных зрелищных шоу: он звучал в
массовой гимнастической композиции (2000 спортсменов) на открытии
Олимпиады-80 в Москве, спустя 34 года под этот вальс исполнялась сцена
первого бала Наташи Ростовой на церемонии открытия Олимпиады 2014 в
Сочи.
В 1988 году президент США и известный в прошлом актёр Рональд Рейган,
находясь с визитом в Москве, назвал произведение Доги вальсом века. Многие
десятилетия эта мелодия исполняется не только профессионалами, но и
уличными музыкантами, ежедневно звучит в подземных переходах, на станциях
метро и на улицах, её часто используют хореографы и спортсмены для
постановки балетных и танцевальных номеров как на паркете, так и на льду.
Произведение называют самым известным в мире киновальсом.