Открытый урок "Музыкальные краски композиторов - импрессионистов" 5 класс

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ КОМПОЗИТОРОВ –
ИМПРЕССИОНИСТОВ».
Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей
импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и
живописью.
Задачи урока:
Воспитательные: Воспитывать открытую личность, способную к
познанию, активному действию.
Обучающие: Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.
Научить определять стиль импрессионизма в живописи и в музыке.
Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
Развивающие: Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся,
развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало,
музыкальный слух.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Вид урока: урок творчества.
Технология ассоциативного мышления.
Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная
музыка.
Средства оснащения урока: CD проигрыватель, DVD, телевизор,
фортепиано, репродукции картин художников – импрессионистов.
Приемы музыкальной деятельности учащихся: пение, активное
слушание, анализ.
Музыкальный материал: М. Равель «Игра воды», К.Дебюсси «Облака».
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. (орг. момент)
Здравствуйте ребята, гости. Сегодня мы с вами продолжим разговор о
музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь
оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем.
- Из какого вида искусства пришло понятие «пейзаж»?
- Что оно означает?
(Слово «пейзаж» пришло из изобразительного искусства, оно означает
изображение картины природы на рисунке). На доске вы видите репродукции
картин великих художников (Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Март»,
«Большая вода»). На этих картинах изображен март. Но на всех трех
картинах он разный.
- Является ли музыкальный пейзаж точным повторением живописного
пейзажа? (в музыке можно изобразить не только картину, но и чувства).
Дома вы рисовали иллюстрацию к произведению П.И.Чайковского
«Подснежник» и подбирали стихотворение. Посмотрим, что у вас
получилось. (Дети по желанию демонстрируют).
3. Постановка учебной задачи.
Если бы вы были художниками, и задумали написать картину с
изображением воды (река, море, океан).
-Какие бы краски вы использовали в своей картине?
Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» -
музыке французских композиторов XX века Мориса Равеля и Клода
Дебюсси. Не случайно я спросила вас о красках, которые вы бы использовали
в своей работе. Мы проследим, как композиторы изображают в своих
произведениях музыкальный пейзаж, какими красками пользуются. У вас
наверняка уже возник вопрос, а кто это – импрессионисты?
-Поэтому давайте сформулируем тему нашего урока. (Музыкальные краски
композиторов – импрессионистов).
4. «Открытие нового знания».
Для того, чтобы ответить на вопрос – «кто такие импрессионисты?». Я
предлагаю вам посмотреть небольшой фильм.
После просмотра ответы на вопросы:
- что такое импрессионизм? (направление в живописи)
- в какой стране произошло зарождение? (Франция)
- в каком веке? (70-е года XIX века)
Озвучить художников, стоящих у истоков импрессионизма (К. Моне, К.
Писсаро, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега).
5. Первичное закрепление.
Обратимся к репродукциям картин импрессионистов.
- Насколько четко они прописаны?
- Есть ли на них четкие линии?
Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на
палитре; чтобы передать нужный ему тон, например, зеленой листвы,
художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они
сливаются «смешиваются» в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и
словно трепещущими на ветру («Кувшинки»). Посмотрите на картину
издалека, а теперь вблизи – вы видите отдельные мазки. (пройти по рядам).
Художники работают на пленэре (Пленэ
́
р (от фр. en plein air «на открытом
воздухе») живописная техника изображения объектов при естественном свете и в
естественных условиях.). Им важно не просто запечатлеть пейзаж, а передать
свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое
мгновение что-то происходит.
Импрессионизм – впечатление от созерцания мира.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагаю вам составить кластер об импрессионизме. Вы будете отвечать на
вопросы, а ответы записывать в лучиках «солнышка», в центре которого вы
напишите «импрессионизм».
- Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или
наложение мазков?
- Есть ли четкие контуры?
- Какая цветовая палитра является основной?
- Место действия всех картин?
- Тематика картин?
А теперь, я предлагаю описать ваши впечатления в синквейне. Тема –
импрессионизм. (оценка результатов описания).
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Композиторы – импрессионисты (М. Равель и К. Дебюсси) унаследовали от
художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры
света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения
отличаются особой красочностью и колористичностью.
Послушаем сообщение Ксюши Лебедь.
Морис Равель французский композитор конца 19 – начала 20 века,
закончил Парижскую консерваторию.
Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d'eau), который сыграл
революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие
черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием
колористических возможностей инструмента.
Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее:
- Какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы
подсказывают эти звуки?
ПРОСЛУШИВАНИЕ. После прослушивания ответы на вопросы.
Предполагаемые ответы детей – слышали переливы светлых, искрящихся
водяных струй, сверкающих на солнце, увидели небольшой ручей,
прозрачные струи которого, так освежают в жаркий летний день.
Молодцы. Вы все верно услышали и увидели. А теперь послушайте, какое
определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог,
смеющийся над щекочущими его струями».
Другой композитор – Клод Дебюсси современник Равеля, тоже жил во
Франции. Познакомит нас с этим композитором Аля Мехнина.
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и
замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний,
стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое
воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства.
Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов.
Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее
недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы
окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора,
рождаются первые зрелые произведения.
А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К. Дебюсси «Облака».
Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим,
сходны они или различны, в чем сходство или различие? Какую картину вы
представляете, слыша эту музыку?
ПРОСЛУШИВАНИЕ.
-Как же звучала эта пьеса?
(музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная,
величественная, плавная, загадочная).
- А какой пейзаж вы представили?
(по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака).
- Обратили ли вы внимание, какой инструмент проводил главную тему этого
произведения?
(деревянный духовой инструмент).
Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют
английским рожком. Он обладает особым тембром, в зависимости от
характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский
рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его
хамелеоном. Этот инструмент хамелеон, может придавать музыке
пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию
человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то
чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота,
пространство.
- Что мы можем сказать о мелодии в этих двух произведениях? Является ли
она ярким выразительным средством или гармония выходит на первый план?
8. Рефлексия деятельности.
Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин
импрессионистов мы узнали, что цвета красок, взятые художником,
напрямую зависят от света, погоды, настроения. Поэтому хочу еще раз
спросить о цвете воды. Если бы ваша картина была написана в жанре
импрессионизма, какого бы цвета была бы вода на ней? (любого цвета).
Давайте сделаем вывод, что общего между импрессионистами:
художниками и композиторами?
Предполагаемый ответ: у композиторов основным выразительным средством
становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска
преобладает над линией.
В картинах импрессионистов основным выразительным средством является
не линия, а цвет, колорит. А в музыке импрессионистов не мелодия выходит
на первый план, а гармония.
Мы вновь проследили с вами неразрывную связь музыки и изобразительного
искусства, когда музыкальное искусство впитало в себя все тонкости и
особенности языка живописи импрессионистов.
В заключении давайте исполним 1 куплет песни А.Зацепина «Ты слышишь,
море?».
Благодарю за урок.