Презентация "Учимся играть на деревянных ложках"
Подписи к слайдам:
Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
НОВИЗНА :В данном мастер – классе происходит
интеграция образовательных областей
– музыка, коммуникация, познание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ :Опыт на приобретённом мастер – классе может использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей – логопедов, воспитателей дошкольных объединений.
Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:
А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;
Б) особенности и исполнительские возможности.
В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;
Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.
ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали
деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.
Долгое время они были у народа не удел .Затем получили распространение как музыкальный инструмент.
Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев ,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.
Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.
Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Итак давайте возьмём в руки наши ложки.
Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.
Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:
Раз, два, три – ты на ложки посмотри,
Раз, два, три, четыре – вот мы ложечки купили.
Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.
Второе упражнение -
руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.
Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.
Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.
«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло .
Другой способ игры : ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку.
Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги ,а затем другой.
Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа
.
«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.
«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.
Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз
Сейчас , в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги ,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.
А теперь ,чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под
востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.
Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа , знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!
Технические средства: Деревянные ложки, народные костюмы, музыкальный центр, русская народная песня «УТУШКА ЛУГОВАЯ». На конкурс «МАСТЕР- КЛАСС» Провела мастер –класс Клычёва Елена Анатольевна Учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Льгов Курская областьИспользованы материалы из видео мастер – класс
«Игра на деревянных ложках» от 27.06.2014г.
Фотография ложки Хохлома
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.sinkopa.ru%2Ffiles%2Fstore_apendix_big4601_194.jpg&uinfo=sw-136