Методическая разработка "Дидактические игры на занятиях вокального ансамбля"

ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи Приморского района Санкт-
Петербурга «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»
Методическая разработка
«Дидактические игры на занятиях вокального
ансамбля»
Подготовила
Крук Татьяна Геннадиевна
Педагог ДО
2021 год
Санкт-Петербург
Занимаясь с детьми музыкой и пением, мы стремимся развить у ребёнка различные качества: это
и умение чисто интонировать, и умение петь эмоционально, выразительно. Мы развиваем у детей
чувство ритма, внимательность, стараемся подкреплять у учащимся познавательный интерес,
способность эффективно взаимодействовать с товарищами по группе.
Все эти непростые задачи решаются постепенно и планомерно из урока в урок. Наши дети знают:
чтобы чего добиться, нужно приложить усилие, потрудиться. Прилежание становится значимой
чертой в характере юных музыкантов.
Важная роль в процессе формирования и закрепления у детей новых умений отводится
музыкально-дидактической игре.
Все дети любят играть. Игра – важнейший вид деятельности дошкольника и младшего школьника.
Через игру дети познают мир, учатся взаимодействию друг с другом. Игра развивает у ребёнка
эмоциональный, социальный интеллект, готовит его к взрослой жизни. Также игра развивает
творческие способности ребёнка. Антон Семёнович Макаренко говорил о значении игры в жизни
ребёнка: «Для ребёнка игра – это то же, что для взрослого работа, служба». А знаменитый
психолог Даниил Борисович Эльконин называл игру «арифметикой социальных отношений».
В музыкально -дидактической игре всегда присутствуют следующие компоненты: обучающая
задача, содержание, правила самой игры и игровые действия.
1)
Игра на развитие звуковысотного слуха «Бубенчики».
Сначала даём детям небольшую попевку (муз. Е. Тиличеевой) по звукам мажорного трезвучия:
Бубенчики висят, качаются звенят,
Звучит со всех сторон:
«Динь-динь, дан-дан, дон-дон!»
Дети разучивают попевку, слушают отдельно, как звучит каждый бубенчик.
Пропевают звуки трезвучия, называя каждый из бубенчиков по имени.
Затем детям предлагается задание угадать, какой бубенчик сейчас звучит: высокий, средний, или
низкий - Динь, Дан или Дон.
Показ и объяснение педагога сопровождаются картинками: нотный стан с нотами до, ми, соль;
лесенка, на которой педагог может показать место каждой ноты. Основная задача данной игры -
развивать звуковысотный слух у детей, способность определять положение нот в пределах первой
октавы.
2)
Игра на развитие тембрового слуха «Узнай по голосу»
Эту игру (муз. Е. Тиличеевой) хорошо проводить в самом начале учебного года, когда дети уже
успели немного узнать друг друга и подружиться.
Один ребёнок встаёт в сторонке и поворачивается к остальным спиной.
Остальные дети ходят в произвольном порядке (гуляют по лесу) и поют:
- Ваня, ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя - Ау!
Ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя узнай поскорей!
Дети останавливаются, а педагог рукой показывает на ребенка, который по имени должен позвать
водящего и сказать - Ваня, ау!
А ребёнок-водящий должен угадать по голосу, кто его позвал.
Таким образом дети учатся различать тембры голоса у участников группы.
У детей эта игра вызывает восторг, они с удовольствием в неё играют, несмотря на её простоту и
незатейливость.
По мере освоения, игра может усложняться.
Например, ребёнок окликает водящего, а сам быстренько потихоньку перебегает на другое место
в зале, в результате водящий оборачивается, чтобы ответить, но не может соотнести источник
звука с местоположением игрока, который, как ему кажется, его позвал. Водящий смущён, он не
уверен, правильно ли угадал. Приходится рисковать – называть имя, стараясь не запутаться. Это
добавляет в игру азарт, детям весело, они оживляются, смеются, получают положительные
эмоции. Задача данной игры развитие тембрового слуха у детей.
3)
Игра на развитие чувства ритма «Музыкальный магазин»
Покупатель приходит в магазин, где продаются детские музыкальные инструменты: металлофон,
ложки, маракасы, бубен, колокольчики и др.)
Покупатель просит продавца показать тот музыкальный инструмент, который он хочет
приобрести.
Продавец берёт инструмент и предлагает покупателю послушать, как звучит инструмент, исполняя
на нём какой-либо ритмический рисунок. Покупатель должен его повторить. Если исполнение
ритма точное, то покупка совершилась.
В роли продавца инструментов может выступать педагог или ребёнок. Игра развивает у детей
творческие способности, чувство ритма, память и коммуникативные навыки.
4)
Игра «Угадай мелодию»
Проводится обычно в конце учебного года, когда накоплен достаточно большой песенный багаж.
Педагог предлагает детям узнать песню одну из тех, с которыми знакомились в течение
учебного года. Можно наиграть мелодию начала песни, а можно -куплет или любую характерную
фразу. Дети пытаются вспомнить и угадывать музыкальное произведение, у них активизируются
процессы мышления и памяти.
5)
Игра «Волшебные слова» или «Заклинание»
Дом, дым, печь, пол;
Щи, хлеб, стул, стол;
Жбан, бидон, грохот, сито;
Кран, таз, ведро, корыто;
Стук, вдруг, стук, опять -
(Спрячусь-ка я под кровать!)
Описание игры.
Дети стоят по кругу лицом в центр. У начинающего игру в руке мяч (лучше использовать лёгкий
пластиковый).
Ребёнок произносит слова: Дом-Дым-Печь-Пол, раскачивая руку с мячом назад – вперёд, и с
последним словом бросает мяч следующему игроку. Движения руки соотносятся с
произносимыми словами. Выглядит это так:
Дом – рука с мячом отводится назад;
Дым рука вперёд;
Печь – рука назад;
Пол – рука выносится вперед с последующим броском мяча следующему участнику.
Слова произносятся нараспев, плавно, таинственным голосом (отсюда и родилось название игры -
«заклинание»).
Следующий участник произносит:
Щи,
Хлеб,
Стул,
Стол.
(Так же сопровождая произносимые слова движением и передавая мяч дальше).
И так далее: дети нараспев декламируют «волшебные» слова, передают друг другу мяч, пока не
закончится текст. Нужно следить за тем, чтобы дети чётко координировали голос и движение, так
как они часто путаются, и мяч оказывается не в том положении, в котором должен быть. Задача
игры - координация голоса и движений, управление звуком (мяч посылается с последним словом
вперед к следующему игроку. Тело также принимает участие в процессе декламации: ноги чуть
присогнуты, слегка пружинят с каждым произносимым словом, корпус подается немного вперед).
После слов:
Стук,
Вдруг,
Стук,
Опять
дети шёпотом все вместе произносят: «Спрячусь-ка я под кровать!» и приседают (прячутся),
закрыв глаза. Тот, у кого в данный момент мяч - обходит всех сзади на цыпочках и выбирает, кому
же этот мячик сзади положить. Когда водящий закончил свой обход, он произносит
«Просыпайтесь!».
Дети открывают глаза и видят, кто из них откроет следующий круг игры это тот, у кого за спиной
оказался мяч.
Дети большие выдумщики, и любят разрабатывать сюжет этой игры. Например, тот, кто ходит с
мячом по кругу и выбирает следующего водящего - это баба-Яга, выбирающая себе внучку. А всё
дело происходит ночью, а потом наступает утро, и так далее, и тому подобное
Эта игра развивает у детей внимательность, координацию тела, движения и голоса.
6)
Игра в кругу «Колечко»
Дети стоят по кругу лицом друг к другу. Передают под музыку колечко из рук в руки друг другу,
стараясь делать это плавно, не спеша, в соответствии с характером исполняемой песни.
1.Где ты, где ты, где ты, колечко?
Я тебя найти не могу.
Может, в ведре, а, может, в речке,
Может спишь в траве на лугу?
2.Может ты блестишь под крылечком,
Может, в синем море на дне?
Где ты, колечко, где, колечко?
Отзовись, пожалуйста мне! –
По музыкальным фразам дети передают детское колечко из ладошки в ладошку. Тот, у кого в
конце пения останется колечко, должен исполнить небольшой отрывок любимой песни или
стихотворение короговорку, считалку)
Игра развивает у детей музыкальность, учит детей чувствовать фразировку в музыке.
7)
«По болоту Пётр пошёл»- подвижная игра со словами и музыкой
В процессе подвижной игры дети учатся начинать и заканчивать одновременно пение и
движение, чувствовать начало и конец фразы, координировать движения со словами.
1.По болоту Пётр пошёл,
Остров Заячий нашёл.
Он собрал рабочий люд,
Чтоб построить крепость тут –
(на эти слова дети идут по кругу в одну сторону, Пётр внутри круга -в другую)
2.Крепость новая стоит,
Пушками врагам грозит
(дети руками показывают лесенку- строят крепость)
3. Бам - бам, бам - бам,
Не осталось зайцев там.
(Петр бьёт в барабан, остальные приседают, показывая ушки зайцев)
Зайцы пушек испугались,
По кусточкам разбежались…
Ой!
(дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь от середины. С последним словом
«зайцы замирают без движения. «Пётр» идёт на охоту. Кто шевельнулся тот убит).
Композиция движений С. Сивцовой
8)
Подвижная игра «Каменный лев»
Выбирается «каменный лев». Он стоит в центре круга. Дети, обходя льва по кругу, поют:
Лев из камня любит спать.
Будем годы мы считать:
Год спит, два спит,
Двадцать лет подряд храпит –
(Лев стоит в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и под музыку распевают или
проговаривают дразнилку)
Как пройдёт сто пятьдесят,
Так начнёт ловить ребят –
(Дети на цыпочках приближаются к спящему льву)
Раз, два, берегись,
В лапы льву не попадись! –
(Дети чётко проговаривают слова. После слов «не попадись!» лев начинает ловить убегающих
детей. Кого лев заденет, тот окаменел. Все пойманные становятся в середину круга)
- Я тебя не отпущу,
В твёрдый камень превращу! –
(Лев говорит детям, стоящим в центе круга свои слова)
Композиция движений С. Сивцовой
Игра развивает у детей чувство ритма, умение координировать собственный голос с движениями
тела, активизирует память и внимание.
9)
Игра «Домки и нотки»
Описание: на полу в зале для занятий в хаотичном порядке несколько домиков для нот. «Домики»
- кусочки нотного стана: пять линеечек, наклеенных на пол (изолента или малярный скотч). Здесь
будут прятаться нотки, когда наступит ночь, закончится музыка и т. п. в зависимости от сюжетной
линии. Выбираем, кто какой ноткой будет. Звучит музыка. Например, наступило утро, и нотки идут
гулять. Музыка закончилась, наступил вечер, ноткам нужно укрыться на ночь в доме. Они идут в
ближайший к ним домик и становятся на соответствующую линейку или между ними. Например,
ребёнок – нотка «ля» должен занять положение между второй и третьей линейкой, ребёнок-
нотка «ми» - встать на вторую линейку и так далее. Затем роли меняются. Таким образом дети
закрепляют в игровой форме полученное знание о расположении нот на нотоносце, учатся
слушать музыку, ориентироваться в пространстве. Игру можно предварять песенкой о нотах или
стихотворением. Также, можно назначить Ключ «соль» - распорядителя и командира над всеми
нотками. Ему можно дать в руки изображение скрипичного ключа, и он по своему желанию
сможет вставать с окончанием музыки рядом с любой «нотой».
Задача игры – закрепить знание детей о расположении нот на нотоносце.
Используемая литература:
Выготский Л. С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»
Эльконин Д. Б. «Психология игры»
Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания»
Журнал «Колокольчик» №2, 1997 год
Тиличеева Е. Н. «Музыкальный букварь»