Пианистическое развитие учащихся ДМШ и ССУЗов на материале инструктивных этюдов

Пианистическое развитие
учащихся ДМШ и ССУЗов
на материале инструктивных этюдов
(Методическая работа подготовлена
преподавателем специального фортепиано
КМК им. И.В. Аухадеева
Хаматдиновой А.А.)
2
Профессиональный характер обучения в училище требует неустанного
внимания к пианистическому развитию ученика. Приобретается техника, как
известно, на всём учебном материале, проходимом в фортепианном классе
художественном репертуаре и инструктивной литературе. Традиционно
этюды Черни, Крамера, Клементи, Мошковского продолжают оставаться
обязательным инструктивным материалом, который в своем росте и развитии
не обходит стороной ни один юный пианист.
Специальное назначение этюдов позволяет сосредоточиться на более
узких задачах развития моторики. Однако пользу работа над инструктивным
материалом принесет только в том случае, если работа над ним на любом из
этапов развития ученика ведется в соответствии с рядом важнейшими
принципами фортепианной игры. Нет сомнения, что эти принципы хорошо
всем известны:
Работа над техникой это работа не механическая, а связанная с
активным участием слуха и интеллекта играющего и требующая
пристального внимания к качеству звучания.
«Музыка – искусство звука»
(Г.Г. Нейгауз)
«Обучение технике – это обучение музыке»
(Я.И. Мильштейн)
Развитие фортепианной техники должно основываться на свободе
пианистического аппарата.
«При такой работе надо соблюдать следующие правила: следить,
чтобы рука, вся рука, от кисти до плечевого сустава, была
совершенно свободна, нигде не «застывала», не зажималась, не
«затвердевала», не теряла своей потенциальной (!) гибкости…»
(Г.Г. Нейгауз)
Свобода рук подразумевает их организованность, управляемость,
разумное чередование напряжения и освобождения.
3
«Нужно уметь организовать руку в зависимости от конкретных
ситуаций, как бы кратковременно фиксируя её и сразу же затем
освобождая»
(К. Игумнов)
Техника пианиста, многие её виды настолько сложные, что без
специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта
работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и
продолжается у пианистов всю жизнь.
Время обучения в училище наиболее благоприятно для усиленной
работы над техникой. Это связано с возрастными, физическими и
психологическими моментами. Именно в училищный период
обучения должен быть накоплен определенный технический
«запас».
«Разве не следует на определенном этапе считать «средство»
целью, то есть привлечь самое серьезное внимание к вопросам
технической тренировки»
(Н. Перельман)
Необходимо, чтобы за время обучения в репертуаре учащегося
были этюды и пьесы, включающие разные виды техники,
различную фактуру, требующие разнообразных вариантов
звучаний.
Для этого следует разучивать много этюдов на разные виды
техники.
Для работы над классическими видами техники широко используются
этюды Черни.
Черни. Этюд op.299 №29 очень полезен для тренировки в гаммах (том
виде техники, которому Черни придавал огромное значение).
4
Указание p leggiero приверженность Черни как представителя венской
фортепианной школы к звучности изящной, легкой, «рассыпчатой» (jeu perle).
Для овладения jeu perle Черни рекомендовал особый приём: чтобы добиться
отчетливого исполнения «каждой ноты, подобно катящимся жемчужины» при
общей линии legato советовал прибегнуть к «нежному», «полущипковому
прикосновению пальцев», «когда каждый палец своим мягким кончиком как
бы зацепляет клавишу». Это близко соприкасается с советом Шопена при игре
jeu perle «перебирать отдельные ноты как бисеринки». Пальцы при этом
получают большую самостоятельность цепкие, «хватательные» движения,
скольжения пальцев под ладонь. Руку направляют по рисунку пассажей.
Полезно учить приёмом «пальцевого» staccato. При этом необходимо
следить, чтобы пальцы высоко не поднимались и быстро «подбирались» под
ладонь.
Нередко ученики для освоения данного вида техники ошибочно
применяют приём кистевого staccato, не понимая нецелесообразности мелких
движений кисти на каждую ноту.
Партия аккомпанемента создает определенную метроритмическую
опору, выполняет роль дирижера. Благодаря чёткому, размеренному
аккомпанементу каждая из метрических долей такта ясно ощущается,
осознается, что даёт возможность избежать ритмической вялости и
неорганизованности исполнения. Темп: исполнять в темпе, задуманном
автором, - только тогда этюды становятся искрящимися, виртуозными
произведениями.
«Каково употребление, такова и польза» (К. Черни)
5
«Попытайся взглянуть на этюды для юношества с точки зрения виртуоза.
Ты удивишься, как трудно сыграть какого-нибудь Черни, Крамера, Клементи»
(Ф. Бузони)
Черни. Этюд op.299 №12
Благодаря унисонному изложению «поток» арпеджио звучит ярко,
насыщенно.
Виртуозное исполнение арпеджио требует плавных, гибких переносов
руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя. Каждая позиция,
а в дальнейшем и несколько позиций берутся на едином движении руки. После
некоторой тренировки и с увеличением темпа – «охватить» одним движением
или одним внутренним импульсом длинное арпеджио на четыре октавы
(последний пассаж сыграть чисто (только на белых!) и ровно в быстром
темпе вверх и вниз – далеко не легко!).
Тщательно работать над партией левой руки отдельно с тем, чтобы левая
рука не отставала от правой и могла уверенно, твердо в темпе вести свою
линию. Важно учить и обе партии вместе. Полезно при этом играть
попеременно с различной силой и различным характером «туше». Чтобы
добиться полного соответствия в исполнении правой и левой руки, следует
делать на сильных долях такта акценты.
6
Черни. Этюд op.299 №13 – прерванные репетиции.
Фактура этюда требует попеременно то собранного, то раскрытого
положения ладони отлично «тонизирует» руки, развивает гибкость и
эластичность межкостных ладонных мышц – одна из причин исключительной
эффективности этого сочинения.
Этюд требует определенной выдержки. Соблюдать постепенность в
переходе к более быстрому темпу, не перегружать общую звучность,
применять «объединяющее» движение, следить за гибкостью запястья. Важно
наметить построения, в которых логично изменить характер движения руки
и сделать «освобождающее» движение или смягчить звучность и тем дать
отдых руке.
Мошковский. Этюд g-moll №2 соч. 72
Важно включать в репертуар ученика этюды и виртуозные пьесы, в
которых используются другие виды техники, непосредственно
подготавливающие к фактуре романтиков.
-по-юношески свежо, вдохновенно, даже с некоторым пафосом.
-внести в исполнение тот самый «дух романтики».
Широко расположенная, мелодизированная, с большим охватом
клавиатуры фактура, аккордовое изложение правой, двойные ноты всё это
7
ставит перед пианистом сложные технические задачи. Приспособиться к такой
фактуре гораздо труднее. Наряду с действием пальцев неизмеримо возрастает
роль руки (кисти, предплечья, плеча).
Метод позиций, технической фразировки.
Вид фортепианного изложения не остается неизменным, фактурные
варианты различны по степени трудности (что создает возможность для
периодического отдыха рук).
- в пользу технической доступности
Мошковский. Этюд F-dur №6 соч. 72
Тот же автор, та же стилистика, те же методы работы, но совсем другой
по краске:
- блестящий, с его сверкающими виртуозными пассажами.
Агогика. Педаль.
Приведенные примеры, взятые из личной практики, не могут
рассматриваться как обязательные для всех: в каждом конкретном случае
педагог находит материал, который, именно в данном случае, наилучшим
образом отвечает поставленным задачам развития ученика и соответствует его
исполнительским и педагогическим установкам.
Что несомненно: на этюдах Черни, Крамера, Клементи, Мошковского
учились и учатся. Это – поистине неиссякаемая кладовая пианистических
навыков, незаменимая ступень на пути к овладению фортепианным
мастерством и постоянного совершенствования в этом сложнейшем виде
искусства.