Подготовка эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Калининского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________
Статья
«Подготовка эстрадного вокалиста к
концертно-исполнительской деятельности»
Составитель:
Исакова Татьяна Станиславовна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020
Подготовка эстрадного вокалиста
к концертно-исполнительской деятельности
Эстрадный вокал сегодня занимает особое место среди различных
видов музыкального искусства. Одной из важнейших составляющих работы
любого вокалиста является именно его концертная деятельность. Ее также
можно назвать завершающим этапом подведения итогов работы, как
вокалиста, так и его педагога, который в полной мере позволяет оценить
эффективность проведения занятий, репетиций и подготовки к выступлению.
Успех эстрадного вокалиста, в первую очередь, базируется на степени
освоения им ряда элементов, которые составляют базис певческой и
концертно-исполнительской деятельности. Среди них можно отметить работу
над постановкой голоса, дыханием, артикуляцией и культурой речи;
совершенствование навыков интонирования, чувства ритма, звуковедения;
работу по подбору хорошего репертуара, воплощение художественного
образа в вокальном произведении; навыки работы с микрофоном; работа над
формированием сценической культуры и навыков поведения на сцене.
Первая задача, которая стоит перед педагогом - правильная организация
работы дыхания. При обучении пению необходимо помнить основные
правила организации вдоха при пении. Важно обучить юного вокалиста
контролю вдоха и не делать его чрезмерно активным и глубоким, так как
будет мешать правильному формированию атаки звука.
Следующим важным звеном в обучении эстрадному вокалу и подготовке
к концертно-исполнительской деятельности является четкая
артикуляция. Пение является единственным видом музыкально-
исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически
сочетается с выразительным донесением речевого текста, где происходит
процесс синтеза музыки и слова. Перед голосовым аппаратом ставится задача
не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно
ясного и четкого произношения поэтического текста.
Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются
едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе.
Современные эстрадные исполнители искусство часто имеют плохую
дикцию. Слушатели часто не понимают, о чем поется в песне, в результате
страдает звуковая подача голоса, а отсутствие фразировки приводит к
бессмысленному набору слов.
Артикуляция начинающего вокалиста тренируется в процессе
выполнения им специальных упражнений (произнесение и пропевание
скороговорок, работа над определенными последовательностями слогов,
содержащих в себе сложные звуковые сочетания, избавление от возможных
зажимов языка, щек, губ и прочего, и т. п.). Артикуляция и дикция тесно
связаны с атакой звука и дыханием в целом, а также способствуют
усовершенствованию интонирования исполняемых произведений.
Еще одним важным составляющим процесса подготовки начинающего
певца к концертному выступлению является работа по преодолению
сценического волнения. Концертное выступление во многом зависит от
индивидуальных способностей начинающего музыканта и педагог не может
полностью взять контроль над выступлением своего ученика. Поведение на
эстраде, самочувствие во время публичного выступления, реакция зала - все
это проявляется у каждого исполнителя индивидуально. Нередко на
начальном этапе сценических выступлений у начинающих исполнителей
случаются срывы, которые способны не только испортить концертное
выступление или конкурсную программу, но и нанести большую
психическую травму даже очень одаренным детям. В некоторых случаях это
может послужить причиной дальнейшего отказа ребенка от дальнейших
сценических выступлений.
Следовательно, молодых исполнителей нужно готовить к выходу на
сцену, и подготавливать не только в профессионально-исполнительском,
техническом плане, но и психологически: учить преодолевать волнение.
Начинающий вокалист должен учиться контролировать свои переживания,
уметь входить в определенное психоэмоциональное состояние, позволяющее
уверенно и смело донести до аудитории весь спектр эмоций исполняемого
произведения и полностью раскрыть художественный образ. Подготовка
начинающего вокалиста к концертно-исполнительской деятельности - это
важный этап обучения, требующий системной работы. И от того, насколько
успешно и профессионально будет проделана эта работа, зависит успешность
вокалиста.
Список использованной литературы:
1. Стражникова, Т. Н. Педагогические условия формирования
готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной
деятельности / Т.Н. Стражникова, С.С. Широкова //
Политематический сетевой электронный научный журнал
Кубанского государственного аграрного университета. 2015. -
№112
2. Чернова, О.С. Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к
концертной деятельности/ О.С. Чернова // Педагогическое
образование в России. – 2014. - №12