Конспект открытого урока "Работа над фактурой в классе фортепиано на примере пьесы Э. Грига «Ариетта» ор.12"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Школа искусств» Вяземского муниципального района
Хабаровского края
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫГО УРОКА С ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 5 КЛАССА:
«Работа над фактурой в классе фортепиано на
примере пьесы Э. Грига «Ариетта» ор.12»
Выполнила преподаватель
первой кв. категории
Слободенюк У.С.
Г.Вяземский 2019
Тема урока: «Работа над фактурой в классе фортепиано на примере пьесы
Э.Грига «Ариетта» ор.12»
Цель урока: Расширение знаний учащегося о различных способах работы
над фортепианным произведением.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить ребенка с новыми приемами игры на фортепиано;
2. Расширить музыкальный кругозор учащегося.
Развивающие:
1. Развивать игровые навыки;
2. Развивать самостоятельность в работе;
3. Развивать образное мышление;
4. Развивать творческое начало.
Воспитательные:
1. Воспитывать слуховой контроль и настойчивость в преодолении
технических трудностей;
2. Воспитывать интерес к занятиям музыкой.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальный урок.
Методы обучения:
1. Метод показа педагога.
2. Метод слухового анализа.
3. Практический метод.
Средства обучения:
1. Инструмент рояль, электронное фортепиано;
2. Ноутбук с аудиосистемой;
3. Проектор;
4. Экран для проектора;
5. Учебный материал Э.Григ Лирические пьесы (Op. 12, 38, 43), Изд.
«Музыка», Москва,1982.
План урока:
I. Обоснование темы, цели и задач урока.
II. Вступительное слово о творчестве Эдварда Грига.
III. Исполнение ученицей произведения.
IV. Определение жанра, тональности и формы пьесы.
V. Работа над произведением.
VI. Домашнее задание.
Эдвард Григ уникальный норвежский композитор, поведавший языком
музыки огромному миру о культуре своей маленькой страны. Невероятно
красивые и запоминающиеся мелодии Э.Грига знакомят слушателя с
величием норвежской природы, рассказывают о сильном духе северного
народа и вводят меломанов в уникальный мир норвежского фольклора.
Яркие, картинные, легко запоминающиеся произведения Э.Грига знакомы
ученикам музыкальных школ с первого года обучения. На уроках
«слушания музыки» ребята погружаются в сказочный мир Норвегии.
«Утро», «Танец Анитры», « В пещере горного короля» самые колоритные
номера из сюиты «Пер Гюнт» благодаря своей образности и эмоциональной
выразительности прочно фиксируются в памяти учащихся.
На уроках специального фортепиано, юные пианисты непосредственно на
практике знакомятся с шедеврами норвежского композитора. Начиная с
третьего класса и до выпуска из учебного заведения, ребята музыкальной
школы играют большие и маленькие пьесы Эдварда Грига.
Общеизвестный факт, что фортепиано всегда было любимым инструментом
Э.Грига. Именно этому дорогому для него инструменту Эдвард привык с
детских лет доверять свои заветные думы. В длинной череде созданных
Григом фортепианных циклов: «Поэтические картинки», «Юморески»,
«Цикл из народной̆ жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»,
«Лирические пьесы», «Настроения» отчетливо прослеживается одна общая
сфера лирических настроений. Эта тенденция полнее всего раскрывается в
цикле «Лирических пьес», к которому композитор обращался на протяжении
почти всей своей творческой жизни.
«Лирические пьесы» это музыкальные дневники композитора. Их
внутренняя художественная цель не воплощение сюжета, а прежде всего
передача неуловимых настроений.
«Лирические пьесы» сконцентрировали в себе все стилевые особенности
музыки Э.Грига. Простота и ясность фактуры делают эти миниатюры
незаменимыми в педагогическом школьном репертуаре.
С обучающейся пятого класса знакомство с творчеством Эдварда Грига мы
начали с «Ариетты» ор 12 - первой миниатюры из цикла «Лирических
пьес». Ранее на занятиях проговорили вслух о том, что значение слова
ариетта, это уменьшительное от слова ария. А сама ария- это вокальное
произведение для одного голоса с аккомпанементом. Послушали с Миленой
в ютубе знаменитые вокальные произведения («Арию Царицы Ночи» из
оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Арию Снегурочки» из оперы
«Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Арию» из Бразильской Бахианы
№5 Э.Вилла-Лобос).
Выяснили с ученицей тональный план произведения (Es dur) , проговорили,
что ариетта имеет 2хчастную репризную форму, нашли в нотах репризу.
Определили что характер у пьесы лиричный. Увидели в нотах три
фактурных пласта взаимодействующих друг с другом.
Верхний пласт ведущий мелодический голос. Простая, неприхотливая
мелодия с несложным ритмическим рисунком.
Средний голос - распределен между правой и левой руками, 1 и 2ми
пальцами играются арпеджированные ходы шестнадцатых, ритмическая
однообразность длительностей наблюдается практически на протяжении
всей пьесы.
Выдержанный Бас объединяющий два верхних голоса.
Работа над произведением.
1.Проучить, прослушать каждый фактурный пласт.
а) Мелодию интонировать, выразительно вести. Слышать окончания
мотивов, не толкать разрешения. Полезно сложить текст на мелодию, чтобы
почувствовать движение и дыхание фразы. Стих нагляднее помогает
услышать ребенку сильные и слабые доли мелодии. Если возникает
сложность с сочинением литературного текста, ничего страшного не
произойдет, если ученик просто просольфеджирует мелодию.
Как погода хороша,
Радуется ей душа!
Птицы весело поют,
И вокруг цветы растут.
Только настанет лишь вечер,
И замирает природа.
Как погода хороша,
Радуется ей душа.
Мир ликует и живет,
Только настанет лишь вечер,
И засыпает природа.
Засыпай…
Первая основная трудность, с которой столкнулась обучающаяся, это
умение вести мелодию пятым пальцем. Не секрет, что у учащихся
фортепианного отделения мизинец слабо развит и вяло извлекает звук.
Нужно обязательно вести отдельную работу над укреплением «слабого
звена». Чтобы прочувствовать кончик пальца, полезно поиграть мелодию на
твердой поверхности (крышке стола) и полученные ощущения перенести на
клавиши инструмента.
Так как мой показ произведения проходит на электронном инструменте, мы
имеем возможность переключить тембр у цифрового фортепиано и
услышать, как звучит мелодия пьесы на разных инструментах.
Задаю вопрос ученице: Как ты считаешь, какой тембр подходит для
Ариетты? Ответ девочки: Мне, больше всего понравилось звучание скрипки.
Мелодия звучит нежно и певуче.
Это хороший познавательный опыт, благодаря которому у ребенка
развивается тембральный слух.
б) В среднем голосе при исполнении, нужно следить за ровностью
звуковидения, не «дёргать» ноты в арпеджио. Полезно поменять штрих и
проучить на staccato шестнадцатые, для активизации кончика пальца.
в) Бас поиграть на хорошей опоре (можно поменять регистр, чтобы лучше
услышать тембр инструмента), почувствовать глубину фортепианной
клавиши. Добиваясь от ученика глубокого ощущения клавиши, полезно
преподавателю «поиграть» мелодию на руке ребенка, затем поменяться
ролями.
Проучивать нотный материал различными комбинациями. Играть:
мелодия и бас,
бас и арпеджио играть, мелодию петь,
мелодия и арпеджио.
Сложность в умении выстроить правильный баланс между голосами, чтобы
было ощущение что мелодия «парит». Часто внимание ребенка
акцентируется лишь на проведении темы. При этом развитие остальных
голосов совершенно выпускается из виду. Работая над соотношением
звучности, желательно поделить партии правой и левой руки между
учеником и педагогом. Это поможет услышать ученику должный уровень
баланса между голосами.
Работу над пьесой вести как с педалью, так и без нее.
Ариетта- это, прежде всего кантиленное произведение. А значение
кантилены для развития пианизма трудно переоценить. Основные недостатки
при исполнении кантилены связаны в большинстве случаев с неумением
дослушать звук до конца, отсутствием ощущения развития мелодии.
Поэтому важно сконцентрировать внимание ученика на понятии
«бесконечности» звука. Ощущение это должно быть и пальцевым и,
непременно, слуховым.
Домашнее задание:
1.Закреплять и оттачивать исполнительские приемы игры на фортепиано.
2. Работать над пьесой только со слуховым контролем.
Список используемой литературы
1. Друскин М. История зарубежной музыки.: Учебное пособие-М.: «Музыка»
2008.
2. Кремлев Ю.А. Эдвард Григ. М., Музгиз,1958.
3. Левашова О.Е. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества.
М.,«Музыка»,1975.
4. Хрестоматия для фортепиано 3 класс. Редакторы-составители А.И.
Четверухина, Т.А. Верижникова, Е.А. Подрудкова «Вступительная статья от
составителей сборника» Изд. «Музыка», Москва, 2001.
5. Э.Григ Лирические пьесы (Op. 12, 38, 43), Изд. «Музыка», Москва,1982.
6.Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы-составители и Изд.
«Советская энциклопедия», Москва,1966.