Открытый урок "Музыкальные интервалы. Диссонансы и консонансы. Кто важнее?" 2 класс

Открытый урок по сольфеджио с
учащимися 2-ого класса 7-летнего срока
обучения «Музыкальные интервалы.
Диссонансы и консонансы. Кто важнее?»
МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
Преподаватель теоретических дисциплин Емельянова Любовь Александровна.
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у
учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи урока.
Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Музыкальные
интервалы».
Воспитательная: вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая
интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития учеников.
Развивающая: развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки,
слуховые представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы
музыкального языка.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Карточки-попевки «Интервалы»
Ритмические карточки
Геометрические карточки «Интервалы»
Музыкальный кроссворд, ребусы
Портреты композиторов (И. Ф. Стравинский, В. А. Моцарт)
Шумовые инструменты
Фортепиано
Синтезатор
Магнитофон
Телевизор, DVD
Применение педагогических технологий
1. Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя:
«Что такое интервал?», «Сколько ступеней охватывают интервалы прима, секунда,
терция и т.д.?», «Назовите узкие и широкие интервалы?», «Как звучат диссонансы, а
как – консонансы?», «Чем отличается звучание б.3 от м.3, б.6 от м.6?» Учащиеся
включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное
мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике поем, определяем на
слух, находим и определяем интервалы в нотных примерах.
2. Технология личностно-ориентированного обучения
И. С. Якиманской.
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все
принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных
познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по
данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика
(эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.).
Отношения «учитель ученик» строятся на принципах сотрудничества.
3. Технология индивидуализации и дифференциации.
Использование элективной формы дифференциации в обучении выбор видов
деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения
данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные
дидактические пособия, использование ТСО синтезатор, магнитофон, DVD); метод
эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод
эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).
4. Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов музыкальные ребусы, кроссворд,
«Угадай-ка!» (определение интервалов на слух, по карточкам, в нотном тексте)
повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую
деятельность (внутренняя мотивация потребность в познавательном процессе).
Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха»--самостоятельное
решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам
сольфеджио (внешняя мотивация).
5. Здоровьесберегающая технология.
На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать
положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка
мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-
психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-
энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии
(несложные движения и жесты под музыку), фольклорной арт-терапии (исполнение
русских народных песен с использованием шумовых инструментов), музыкально-
эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся
переживаний на звучащую музыку).
План урока:
I. Организационный момент.
II. Теоретическая разминка.
III. Проверка домашнего задания. Вокально-интонационная работа. Шумовой оркестр.
IV. Слуховой анализ.
V. Ритмический диктант.
VI. Постановка проблемы урока. Анализ музыкальных произведений.
VII. Вывод. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и
счастливыми. Давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую
работу на протяжении всего урока.
II. Теоретическая разминка.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Музыкальные
интервалы». И начнем мы, как обычно, с разминки. Предлагаю разгадать вам кроссворд.
К
В
И
Н
А
С
Е
К
У
Н
Д
С
Е
К
С
Т
А
Т
Е
Р
И
Я
П
Р
И
А
О
К
Т
А
В
А
К
В
А
Р
А
Л
А
После разгадывания кроссворда дети отвечают на вопросы учителя: «Что такое интервал?
Основание? Вершина? Назовите все чистые интервалы? Большие и малые? Чем
отличается мелодическое звучание интервала от гармонического?»
Разгадывание музыкальных ребусов (на усмотрение преподавателя).
III. Проверка домашнего задания. Вокально-интонационная работа. Шумовой
оркестр.
Пение по нотам или наизусть (по желанию детей) русской народной песни «Савка и
Гришка» с аккомпанементом педагога на синтезаторе.
Учитель: Ребята! Давайте определим тональность, размер и форму песни.
Дети: Тональность C-dur, размер 4/4, форма периода (8 тактов)
Учитель: Прежде, чем исполнять эту песню, давайте распоемся и настроимся на
тональность.
Пение гаммы С-dur с гармоническим аккомпанементом преподавателя на синтезаторе.
Пение устойчивых ступеней, вводных звуков, разрешения неустойчивых ступеней в
устойчивые.
Учитель: А сейчас разделимся на две команды. Первая команда исполняет 1-ое
предложение, а вторая 2-ое (по желанию детей можно петь сидя или стоя и меняться
предложениями, петь со словами или с названием нот).
Учитель: Молодцы! А сейчас под эту музыку мы поиграем в шумовой оркестр (учитель
раздает детям простейшие шумовые инструменты: ложки, бубен, трещотки и т. д.)
Варианты исполнения могут быть различны: разделиться на команды или исполнять всей
группой; по фразам или предложениям; акцентируя только сильную долю или
воспроизводя весь ритмический рисунок и т.д. Дети играют на шумовых инструментах
стоя, выполняя элементарные движения.
Учитель: Дети, найдите и назовите такты или границы между тактами, где есть ход
мелодии на терцию?
Дети: с 1-ого по 4-ый такты, переход от 5-ого к 6-ому, от 7-ого к 8-ому.
IV. Слуховой анализ.
Задание №1. Учитель играет интервал в гармоническом и мелодическом звучании. Дети
поднимают соответствующую карточку с рисунком, называют интервал и исполняют
попевку.
м.2 «Ой, оса летит, жужжит, нас ужалить наровит»
б.2 «Ёжик, ёжик, ты хорош, с нами песенки поёшь»
м.3 «Очень грустный, скучный день»
б.3 «День весёлый, солнечный»
ч.4 «Ку-ка-ре-ку! Всех разбужу!»
ч.5 «Иа, иа. Уши, хвостик, голова» (ослик)
м.6 «В лесу срубили ёлочку»
б.6 «В лесу родилась ёлочка»
м.7 «Я с горки качусь, ничего не боюсь»
б.7 «В сугроб – бух
ч.8 «Жираф большой»
Задание №2. Учитель выставляет перед учащимися ряд геометрических карточек с
изображением ступеневой величины интервала. Ряд может быть короче или длиннее в
зависимости от уровня сложности и состава группы учащихся. Учитель играет интервалы,
намеренно допуская ошибки. Дети должны их найти и исправить. Диссонансы имеют
форму треугольника секунда, септима; у устойчивых консонансов форма квадрата
прима, кварта, квинта, октава; мягкие консонансы имеют форму круга терция, секста.
V. Ритмический диктант.
Перед его написанием учитель проводит ритмическую разминку. Выкладывается ряд
карточек с различными несложными ритмическими рисунками использованием
половинных, четвертных, восьмых и шестнадцатых длительностей на усмотрение
преподавателя). После проигрывания учителем определенного ритма, дети указывают
нужную карточку. Затем прохлопывают все вместе этот ритм с ритмослогами. Можно
попросить учащихся придумать слова к заданному ритму.
Ритмический диктант лучше писать на доске совместными усилиями всей группы для
большей наглядности и активизации работы каждого ученика. Диктант в тональности F-
dur в объеме периода (8 тактов) с использованием вышеперечисленных длительностей.
1. Дети самостоятельно определяют тональность, размер, ритм и количество тактов.
2. Пение диктанта с ритмослогами под аккомпанемент учителя (можно менять
жанровую основу: полька, марш и т.д.)
3. Пение диктанта с названием нот.
Учитель: Какой тип движения мелодии преобладает в диктанте?
Дети: Поступенное движение.
Учитель: А есть ли в диктанте скачки? На какие интервалы? Назовите такты.
Дети: В 3-ем такте нисходящий скачок на квинту, в 7-ом на терцию.
VI. Постановка проблемы урока. Анализ музыкальных произведений.
Учитель: Сегодня мы с вами уже говорили о том, что все интервалы делятся на
диссонансы и консонансы. А как вы думаете, кто из них важнее в музыке?
Дети: -- Консонансы!
-- Диссонансы!
Учитель: Итак, мнения разделились. Ну что ж, давайте все вместе разберемся в этом
вопросе и вынесем общее решение.
Вернемся к нашей русской народной песне «Савка и Гришка» и напишем к мелодии
подголосок сначала в терцию, а потом в секунду. Послушайте, сравните и выскажите
свое мнение.
Учитель вместе с детьми выстраивает подголосок и исполняет полученные варианты.
Дети: Подголосок в терцию звучит благозвучно, красиво, а в секунду – резко.
Учитель: А теперь представьте, что вы композиторы и вам нужно изобразить в музыке
народное шумное гулянье на Масленицу, гомон толпы, суету. Какими интервалами скорее
всего вы воспользуетесь?
Дети: Диссонансами.
Учитель: А сейчас давайте послушаем, как изобразил в музыке сцену народного гулянья
крупнейший русский композитор ХХ века Игорь Федорович Стравинский в своем
знаменитом балете «Петрушка» (показ портрета композитора). Балет был любимым
жанром композитора.
(Прослушивание и просмотр фрагмента из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского)
Учитель: Смог бы композитор обойтись здесь без диссонансов?
Дети: Конечно, нет.
Учитель: Все вы прекрасно знаете, что секунда – это…?
Дети: Диссонанс!
Учитель: А если я сыграю ее вот так…(Учитель играет м.2 в нисходящем мелодическом
движении). Как теперь зазвучала секунда?
Дети: Жалобно. Тоскливо. Печально.
Учитель: Совершенно верно. Молодцы! Сейчас мы обратимся к творчеству еще одного
композитора. Это Вольфганг Амадей Моцарт гениальный австрийский композитор
второй половины XVIII века (показ портрета). Сочинять музыку он начал в 4-е года!
Композитор писал оперы, симфонии, концерты. А в конце своей жизни он создал Реквием.
Это слово в переводе с латинского означает «покой». Реквием исполняли хор, солисты и
оркестр. Звучал он в память об умершем человеке, в момент, когда близкие люди скорбят
и оплакивают его. В Реквиеме несколько частей. Одна из них называется «Лакримоза»,
т.е. «Слезная». Как вы думаете, какую интонацию в мелодии Моцарт использовал очень
часто?
Дети: Нисходящей секунды.
Учитель: Хорошо. А сейчас давайте послушаем «Лакримозу» и постараемся
проникнуться тем настроением, которое хотел передать нам композитор.
(Прослушивание фрагмента Реквиема В. А. Моцарта. Учитель предлагает детям
внимательно следить по нотам, отмечая для себя нужные интервалы).
VII. Подведение итогов урока. Вывод. Домашнее задание.
Учитель: Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Какай же вывод мы можем сделать?
Кто важнее в музыке: диссонансы или консонансы?
Дети: В музыке важны все интервалы!
1. Оценка своей работы на уроке самими учащимися.
2. Что нового узнали дети на уроке?
3. Домашнее задание: найти и определить интервалы в нотном тексте произведений
по специальности.
Список литературы:
1. Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. «Азартное сольфеджио». Москва, 2004 г.
2. Калинина Г. Ф. «Музыкальные занимательные диктанты». Москва, 2002 г.
3. Лехина Л. Н. «Интервальные сказки». Москва, 2003 г.