Конспект "Страшная сказка"

1
Страшная сказка
Цель: познакомить учащихся с творчеством композиторов М.П.
Мусоргского. П.И.Чайковского, художника И. Я. Билибина и А. К. Лядова;
формировать музыкальную культуру младших школьников, расширять
эстетический кругозор посредством музыки, видеоряда, репродукций и
иллюстраций.
Изобразительный ряд: презентация, видеоролики, репродукции.
Музыкальный ряд: «Песня-сказка про нечисть» В.Высоцкий;
М.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с
выставки”. П. Чайковский “Баба-Яга” из “Детского альбома”.
Оборудование: проигрыватель,
мультимедиа-проектор,
музыкальный центр.
Приемы: беседа, слушание музыки.
Слайд 1
Видео В.С. Высоцкий «Песня-сказка про нечисть»
Учитель:- как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- А как бы вы назвали наш урок?
Дети: «Страшная сказка»
- А кто из вас знает, что за песня сейчас прозвучал и кто ее автор и
исполнитель? (Владимир Семенович Высоцкий)
- А кто из нечисти пользуется большей популярностью?
Слайд 2
- Правильно, Баба Яга.
Итак, знакомьтесь – первый персонаж – это Баба Яга.
А кто это такая – Баба Яга?
Ба
́
ба-Яга
́
—персонаж славянской
мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов,
старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По
своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего отрицательный
персонаж.
Есть несколько версий появления Бабы Яги. Среди первых версий та,
которая считает, что Баба-яга родом из Центральной Африки. Будто она была
королевой племени людоедов ягга, отсюда и такое имя.
Но эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы только потому,
что в славянском фольклоре образ Бабы-яги встречался существенно раньше
семнадцатого века
Слайд 3
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский
обнаружил истоки образа Бабы-яги в Индии. Для обоснования столь
неожиданного места ее обитания он рассматривает описание избушки на
курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище
просто невозможно пережить холодные российские зимы, так как высоко
2
поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов, а
современных теплоизоляционных материалов тогда еще не существовало.
Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата:
теплого и влажного. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на
сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не
станут надоедать ядовитые змеи и малоприятные насекомые.
Также он обращает особое внимание и на то, что в ряде сказок к Бабе-
яге приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если
визитер ей совершенно незнаком. Правда, всегда это делает возмездно.
«А к кому незнакомые люди ходят за советом? спрашивает А.
Подъяпольский.
Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу».
Если действие и впрямь происходит в Индии, то там таких наставников
уважительно называют «баба» и по сей день.
. Слово «яга» в русском языке запросто могло произойти от «йога», а в
таком случае «баба-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.
А то, что в древности между Индией и славянами, жившими на
территории современной России, существовали торговые и культурные
связи, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.
Слайд 4
А вот учёный Ю. Росциус считает, что сказки о Бабе-яге являются
доказательством визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей.
В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, на
которой летает эта бабулька. Она представляет собой тело цилиндрической
формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Полёт
Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что
возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит
Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до
самой земли, которые выворачивало, которые ломало».
Отдельно стоит остановиться на избушке Бабы-яги. Во всех сказках ее
жилище описывается примерно одинаково: «Стоит избушка на курьих
ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга,
из угла в угол ноги упёрла». Странное описание домика, правда? Особенно
если учесть, что подобное «строительство» было не свойственно славянам в
принципе. Но все встает на свои места, если предположить, что речь идет не
о доме как таковом, а о некой спускаемой капсуле. В таком случае понятна и
теснота, и отсутствие дверей с окнами, и «куриные» ножки посадочные
опоры.
Вот цитата из сказки «Василиса Премудрая»: «Настала ночь. Но
темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза,
и на поляне стало светло, как днём»…
Кстати, инопланетное происхождение Бабы-яги легко объясняет и ее
ужасный, с нашей земной точки зрения, внешний вид: огромный горбатый
нос (дыхательная маска?), горб (ранец?), по некоторым источникам – рог
3
(устройство связи?), костяная нога (сдаюсь, я не знаю, что бы это такое могло
быть).
Слайд 6
В киносказках баба Ягу озвучивал и играл популярный актер прошлого
века Георгий Милляр. Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали
классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было
по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую
пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только
зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной
или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли.
Но Милляр оказался убедителен: Не женская это роль. Вот скажите мне,
какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример
только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это
тяжело. А я все стерплю”
Уникальный голос, старчески дребезжащий и взвизгивающий,
переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для
озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея
Бессмертного, Чудища морского и т. д.
Слайд 7
К образу Бабы Яги обращались не только писатели, но и музыканты.
Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на
курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”. Фортепианная
сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки
работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно
в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по-своему озвучил” рисунки,
картины и архитектурные проекты художника.
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на
курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный
образ жительницы этого “домика” – Бабы-Яги.
Видео с исполнением пьесы М. Мусоргского
Учитель: Какими выразительными музыкальными средствами
воспользовался композитор?
Дети отвечают: динамическими, ритмическими, мелодическими,
тембровыми.
Учитель: Действительно, громкая звучность простой и в тоже время
яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые
“кляксы”, повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в
самых глубоких басах” , всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей
на костяной ноге, то летящей в своей ступе.
Учитель:А вся ли звуковая палитра наполнена “бесовскими” резкими
созвучиями?
Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная,
неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. Но затем опять
врывается повтор ослепляюще - яркой темы марша.
4
Темп – аллегро
Регистр – низкий
Динамика – форте (громко)
Тембр - фортепиано
Слайд 8
После “Картинок с выставки” образ злой колдуньи, которой пугают
маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба-Яга” из
“Детского альбома”.
Видео с исполнением пьесы П.И. Чайковского
Темп – аллегро, состенуто (умеренно)
Регистр – средний
Динамика – крещендо
Тембр – медные духовые инструменты
Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм
острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная,
использование выразительности регистров фортепиано.
Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий
(как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского –
беспокойный и тревожный
В результате образ не столь свиреп.
Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24
пьес “Детский альбом” написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён
племяннику Володе Давыдову. Весь “Детский альбом” – своеобразный
музыкальный дневник “один день из жизни ребёнка”, предназначенный для
домашнего музицирования.
Слайд 9
Сюжет сказки “Василиса Прекрасная” вдохновил на создание ярких
полотен мастеров и знатоков фольклора: художника Илью Яковлевича
Билибина и композитора Анатолия Константиновича Лядова. Как мастер
ярких иллюстраций, Билибин создал целый ряд композиций к сказке и одну
из них он назвал “Баба-Яга в ступе”, а Лядов, как мастер жанра миниатюры,
написал картинку к русской народной сказке Баба-Яга”, которая длится
всего несколько минут.
Темп – аллегро
Регистр – высокий
Динамика – крещендо
Тембр – фортепиано
Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то
безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или
кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на
вечнозеленых сосенках и елках ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах
деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками.
Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам
здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и
5
малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, около
бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь,
деревянная ступа, высокая и глубокая…
Учитель:Как вы думаете, на чём художник акцентирует наше
внимание?
Дети:Обращает на себя внимание скорее не сама Баба-Яга, а та
местность, где обитает злая колдунья и откуда может и куда)
совершает свой полёт.
Программа музыкального произведения изложена самим композитором
по книге неутомимого собирателя фольклора А. Н. Афанасьева “народные
русские сказки”:
“...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, перед ней явилась ступа с
пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом
погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья
трещали, сухие листья хрустели”.
Учитель: Какой состав инструментов исполняет пьесу?
Какой характер раскрывается в музыке А.К. Лядова?
Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и
треск и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время
щелкающий звук, который создает представление о костяной ноге”. “Нечто”
проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то
удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми ...
Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав
жанр скерцо (“шутка”).
Слайд 10
Учитель: Как Вы думаете, а интересен ли фантастический образ Бабы-
Яги в наше время?
Современные российские композиторы, раскрывая образ злой колдуньи
современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её
внешний облик черты привлекательности и озорства.
Ребята, мы с вами сегодня совершили ещё одно путешествие в
удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь
привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию
портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы Яги с
творческой оригинальностью.
Группа «Ариэль». Видео.
Слайд 11
Друзья Бабы Яги
Водяной, образ в народных поверьях, представлявшийся в виде
старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах. Представления
о В., являвшемся предметом суеверного страха, были распространены у
многих народов, в том числе у славян, и нашли широкое отражение в
фольклоре.
6
Видео с исполнением фрагмента из оперы Н.А. Римского Корсакова
«Снегурочка»
Слайд 13
Леший - лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в
лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун
(полисун), дикий мужичок, лес.
Когда Леший идет по лесу дозором, то при его приближении шумит
лес, и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет,
аукает, хохочет, плачет. Лешие живут в лесных трущобах, некоторые
одиноко, другие - семьями, строят в лесах просторные дома, где хозяйничают
их жены и растут их дети. Леший - властитель над лесными зверями, Леший
любит качаться на древесных ветвях, как в люльке, или на качелях, почему в
некоторых губерниях ему дают название зыбочник (от ""зыбка"").
Нередко в представлениях народа Леший носит двойственный
характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным
чертом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть.
аудио
Слайд 14
Кикимора
КИКИ
́
МОРА (от "ки
́
кать" "жаловаться, куковать", либо лит. kaukas
"домовой, гном" и укр. мо
́
ра ечистый дух, привидение") в
восточнославянской мифологии женщина-невидимка, жена домового, в
отличие от которого является злым духом. Кикимора враждебна к мужчинам,
наводит порчу на домашних животных и пугает маленьких детей.
Слайд 15
Соловей-разбойник
Со
́
ловей-разбо
́
йник (произносится именно Со
́
ловей, а не Солове
́
й)
в восточнославянской мифологии лесное чудовище, нападающее на
путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй
Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил
на Куликовом поле. Легенда о Соловье найдена П.И.Мельниковым в одном
из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских
губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг.
Слайд 16
Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских
сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном
говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется
скряжистым и скупым.
Видео
Слайд 17
Змей Горыныч
Змей Горыныч многоголовый огнедышащий дракон, представитель
злого начала в русских народных сказках и былинах.
7
Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь
один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). В
некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время
змей ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество
произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание
не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в
горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.
Учитель:
Ребята что нового вы сегодня узнали?
Страшны ли теперь вам сказки?
Какая Баба-яга вам понравилась больше, изображенная М.
Мусоргским или П.Чайковским?
А теперь вам будет задание нарисовать свою Бабу – ягу по
впечатлениям от прослушанных фрагментов и пьес.