Конспект урока "Тайна скрипки" 4 класс
К о н с п е к т у р о к а м у з ы к и в 4 к л а с с е
ТЕМА: ТАЙНА СКРИПКИ
ТИП УРОКА: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
З а д а ч и : познакомить с краткой историей возникновения инструмента,
рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л : Н. Паганини. «Каприс 24»; С. Рахманинов.
«Вокализ» для скрипки и фортепиано, «Фантазия на тему Паганини» для
фортепиано с оркестром.
Л и т е р а т у р н о - и з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : изображения скрипки в
раскрытом футляре, симфонического оркестра; книги: Е. Сазонова. «Вдова
Паганини»; С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов».
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент.
Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.
– Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на музыку,
которая звучала в начале урока. Какой инструмент вел мелодию?
(Скрипка.)
– Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.
II. Вступительная беседа.
– Можно смело сказать, что скрипка – один из самых загадочных и
таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много,
долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий:
физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое-что
они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте
посмотрим поближе на эту «таинственную даму». Она очень хрупкая и
изящная.
– Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы
инструмента. Посмотрите, её, как малыша, обязательно закутывают в пелёнку и
бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет своё удобно оснащённое
место.
Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но
музыканты прощают этой неженке все капризы из-за её чарующего голоса.
– Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится
скрипка? Ответы детей :(Струнно-смычковые инструменты.) А почему? (Есть
струны и смычок, которым извлекают звук.)
– Молодцы! Обратите внимание: на смычок натянут конский волос. Для того
чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка
покрывают канифолью. Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой, то
есть в футляре. Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите её. (Она
небольшого размера. Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. Верхняя
(гриф) и нижняя части соединяются узким ободком, есть крепления для
струн.)
– Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.)
– Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте – отсутствие
разметки на грифе, то есть нельзя «определить на глаз», где какая нота
находится. Поэтому главные помощники исполнителя – слух и мышечная
память.
Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам
предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая
гладит живот по часовой стрелке. Сначала попробуйте каждой рукой отдельно,
а потом – одновременно.
Дети пробуют.
– Получилось, но с трудом, правда? А это – одно из простейших упражнений
на координацию.
Обучение скрипачей начинается очень рано – с трёх лет. Поэтому сначала
малышу дают небольшую скрипку, так называемую «восьмушку» – это одна
восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный
музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и наконец получает в руки
«полную», взрослую скрипку.
III. Разучивание песни.
– А вы помните, у какого героя сказок обычно в руках скрипка? (У Кузнечика
или Сверчка.)
– Правильно. Давайте разучим песню «Мальчик и сверчок» и попытаемся
исполнить её плавным, мягким звуком. Представьте себе, что этот звук
рождается от нежного, лёгкого прикосновения смычка и длится долго-
долго.
Разучивание песни «Мальчик и сверчок» (сл. Аспазии, муз. Р. Паулса.
МАЛЬЧИК И СВЕРЧОК
(из цикла «Пять сказочек»)
Слова Аспазии Музыка Р. Паулса
Русский текст Н. Королевой
Скрипнул сверчок за печкою,
Пел соловей за речкою,
Травы звенели при луне,
А может, это снилось мне,
А может, это снилось мне,
А может, это снилось мне.
Храбрый сверчок, ты мне скажи,
Что там упало в камыши?
Если блестящая звезда,
Где отыщу ее тогда?
Где отыщу ее тогда?
Где отыщу ее тогда?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Как вы думаете, можно ли различить скрипки по голосу или они все
одинаковые? (Наверное, можно.)
– Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче и
богаче – тем выше ценится инструмент. Самые ценные – это инструменты
старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомните их.
– Это Страдивари, Гварнери, Амати. Скрипки этих мастеров различались не
только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, ещё и по тембру.
Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же
появилась скрипка.
Смычковые инструменты были известны
давно. Можно считать, что их родиной была
Индия. А время рождения – начальные века
нашей эры.
Из Индии смычковые инструменты попали к
персам, арабам, народам Северной Африки, а
оттуда в VIII веке – в Европу. Было несколько
разновидностей смычковых. Постепенно, в
течение столетий, они отошли в прошлое, но
дали жизнь инструментам совершенно новой
формы – виолам и скрипкам.
Виолы появились раньше скрипок. Они были
разных размеров, и держали их во время игры
по-разному – между колен, на колене, даже
ставили на скамеечку. Но была виола, которую
держали на плече, – она-то и послужила
прообразом скрипки.
Виола
С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и
существенная.
На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки…? (Гладкий.)
– Сколько струн у скрипки? (Четыре.)
– А у виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.
Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы
приглушённый, и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших
помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка же пела сильнее и ярче, она
не боялась ни площадей, ни больших залов. Виола была инструментом
аристократическим, салонным, а скрипка ещё долго бытовала только в народе,
да и сейчас остаётся и народной тоже, например у молдаван, румын, венгров.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно это конец XV
– начало XVI в. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили
лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Брешии, а
потом в Кремоне (города в Италии) появились школы скрипичных мастеров.
Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого
инструмента должно было стать моделью человеческого голоса.
– Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому
голосу. (Плавность разговора, умение пропеть звуки, перепады громкости,
возможность передать разное настроение.)
– Вы ещё забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным,
тёплым, со множеством оттенков, а характер звучания – гибким, способным как
угодно изменяться – от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения.
Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие
чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы.
Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С.
Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке и обозначает
«пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не
поёт?
Звучит фрагмент «Вокализа».
– Чем здесь скрипка напоминает голос? (Ведёт фразы, берёт дыхание,
меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце.)
– Всё верно. Кроме работы над звучанием кремонцы уточнили конструкцию
скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники
прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько
притягательна красота этого инструмента.
И всё же поначалу путь скрипки был очень нелёгким. Её считали
ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли ещё оставалась
бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и
избравшие её.
– Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум? (Никколо
Паганини.)
Никколо Паганини
– Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры
на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано
легендами так же плотно, как история скрипки, с которой он не расставался до
самой смерти. Например, мастерство маэстро было так велико, что многие
говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека,
у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы
досадить объекту зависти.
Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время
исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на
единственной целой струне, и в зале этого не заметили!
К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой
нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и
уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини
воспринимал так, будто болел сам. Послушайте отрывок из книги о
Поганини.( Выступление подготовленного учащегося)
«…Из зала ещё доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в
артистической комнате Ливорнского театра утомлённый, без сил. В двери
постучались, и вошёл француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини
сделал невольное движение, точно не желая отдавать её, но тут же вскочил и
угловато, униженно кланяясь, протянул ему чёрный футляр. Он бормотал
извинения и благодарности.
Но француз строго отвёл его руку.
– Оставьте её у себя, – сказал он, – и не благодарите. Не мне, скромному
музыканту, играть на ней после вас.
Паганини тогда было семнадцать лет.
С этого времени он не расставался со скрипкой.
…Музыкант старел, скрипка была всё та же. И вот однажды его товарищ
заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.
Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался
играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он
побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим
искусством починки старых инструментов.
Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку
в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.
Через неделю он зашёл к Вильому. Мастер протянул ему скрипку.
Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был
старый, тот же, знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему
драгоценную шкатулку, украшенную камнями.
– Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему
врачу, другую дарю вам; одну – исцелившему моё тело, другую – исцелившему
мою скрипку…
…Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой.
Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит
там в музее под стеклянным колпаком и зовут её «Вдова Паганини».
Уменьшенная копия «Вдовы Паганини»
– Может быть, этот эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача
не совсем достоверен, потому что имя Никколо Паганини ещё при жизни
обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках
стала чудом из чудес – так прекрасен и многообразен был голос инструмента.
Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его
произведения, написанные для скрипки, – соло, что ещё раз подчёркивает
удивительные возможности скрипки.
Звучит фрагмент «Каприс № 24».
Никколо Паганини (последние годы жизни)
– А теперь послушаем ту же тему, но предназначенную для исполнения на
рояле в сопровождении оркестра.
Звучит «Фантазия на тему Паганини».
– Легко ли узнаётся тема? Почему? (Узнаётся легко, потому что сначала
звучит почти без изменений, а дальше слышны черты, присущие скрипичной
музыке.)
– Как вы думаете, остались ли ещё скрипки старых мастеров? (Остались, но,
наверное, их очень мало.)
– Да, скрипок великих мастеров осталось совсем немного, но они достаются
не только единицам избранных музыкантов. Бывает, что и начинающие
исполнители получают драгоценный инструмент. Например, получил скрипку
работы Страдивари Вадик Репин, победитель конкурса имени Венявского,
проходившего в Польше. Вадику в это время только-только пошёл двенадцатый
год.
Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование,
потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных
инструментов.
Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где контролируются
температура, влажность и многие другие параметры. И конечно, для игры на
них нужны талантливые музыканты. Только с их помощью мы наслаждаемся
удивительным звуком этих прекрасных инструментов.
V. Рефлексия.
– И помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может,
кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну…
К следующему уроку найдите и выпишите в тетрадь имена нескольких
выдающихся скрипачей-исполнителей.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Лирические песни - душа русского народа" 3 класс
- Конспект "Н.А. Римский - Корсаков опера «Снегурочка»" 3 класс
- Конспект урока "Мюзикл" 4 класс
- Конспект урока "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама" 3 класс
- Конспект урока "Образы животных в музыке" 3 класс
- Сценарий "Дайте маме капельку тепла!" 4 класс