Конспект урока "История скрипки" 6 класс

1
Урок музыки. 6 класс
Урок-путешествие.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Тема: История скрипки.
Цель: изучение музыкального инструмента скрипки и истории её возникнове-
ния.
Задачи:
1. Сформировать знания об истории возникновения скрипки, великих скри-
пичных мастерах и исполнителях;
2. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке;
3. Развивать умение слушать музыку, мышление, интерес к познанию ново-
го.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, проектор, презентация, музыкальные
файлы: С.Рахманинов «Романс для скрипки и фортепиано» ре минор,
К.Дебюсси «Чудный вечер», Н.Паганини «Каприс 24», С.Рахманинов
«Рапсодия на тему Паганини».
Ход урока:
I.Орг.момент.
II. Тайна скрипки.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок об удивительном музыкальном
инструменте скрипке. И урок сегодня не обычный урок-путешествие. Ведь
сегодня, чтобы узнать историю возникновения скрипки, мы совершим
путешествие по временам и странам.
Можно смело сказать, что скрипка один из самых загадочных и
таинственных инструментов. Никакой другой музыкальный инструмент не
изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Её исследовали и физики, и
математики, и искусствоведы, и музыканты. Послушайте, как необыкновенно и
чарующе звучит голос скрипки в «Романсе для скрипки и фортепиано» ре
минор С.Рахманинова.
Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму», а иначе её и не
назовёшь.
Скрипка очень хрупкий музыкальный инструмент. Носят её только в
футляре, который имеет форму скрипки. Её обязательно заворачивают в
пелёнку и закрепляют в футляре. Для смычка в нём тоже предусмотрено
специальное место. Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада
температур.
Скажите, к какой группе музыкальных инструментов относится
скрипка? (Струнно-смычковые инструменты.)
Почему? (Звук извлекается при помощи струн и смычка.)
2
А как вы думаете, что за нить натянута на смычке? (Конский волос.)
Для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос
смычка покрывают канифолью. Коробочка с канифолью всегда находится в
футляре скрипки, а значит под рукой музыканта.
Послушайте отрывок музыкального произведение «Чудный вечер»
французского композитора Клода Дебюсси.
III. Строение скрипки.
А теперь давайте рассмотрим скрипку, поговорим о её устройстве.
(У инструмента четыре струны, которые держатся на специальных
креплениях, на корпусе две прорези, верхняя и нижняя части соединяются
узким ободком.)
Есть ли на грифе порожки? (Нет.)
Обратите внимание, что на грифе нет разметки, как например, у гитары, и на
глаз нельзя определить, где какая нота находится. Это очень усложняет
обучение игре на скрипке, да и исполнительство. Главными помощниками
исполнителя являются слух и мышечная память.
IV. Как стать скрипачом?
Обучение игре на скрипке начинается очень рано с трёх лет. Малышу
сначала дают не большую скрипку, а «восьмушку». Она в восемь раз меньше
взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на
«четвертушку», потом на «половинку» и, наконец, получает «полную»,
взрослую скрипку.
V. «Весёлый музыкант» исполнение.
Муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной
А какую песню мы с вами учили во втором классе, в которой
упоминается скрипка? («Весёлый музыкант».)
Сейчас мы её исполним, изображая руками имитацию игры на скрипке.
VI. Старинные скрипичные мастера.
У каждой скрипки, ребята, свой, неповторимый голос. И чем голос ярче и
богаче, тем ценнее инструмент. В настоящее время самыми ценными являются
скрипки, изготовленные известными мастерами. Их имена часто можно
услышать и на концертах, и в кинофильмах. Кто они? (Стадивари.)
Да, это имя известно каждому музыканту. Мы видим Антонио Страдивари в
момент работы над созданием очередной скрипки. Также ценными являются
скрипки, сделанные итальянским мастером Гварнери. В XVI-XVII веках в
3
Италии была известна и целая семья Амати, это была династия мастеров
смычковых инструментов.
На данном слайде мы оказались в мастерской скрипичного творца Николо
Амати. Вы видите заготовки будущих скрипок, а сам мастер покрывает скрипку
своим, известным только ему, рецептом лака.
Скрипки различных мастеров различались не только по размеру, форме и цвету
лака, но и по окраске звучания
VII. История возникновения скрипки.
В начале урока я говорила вам, что сегодня у нас урок-путешествие. И
сейчас мы переместимся во времени назад и узнаем, как же появилась скрипка.
Смычковые музыкальные инструменты были известны давно. Первые из них
появились в начальные века нашей эры в Индии. Из Индии эти инструменты
попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в XIII веке они
проникли в Европу. Разновидностей смычковых инструментов было много, все
они различались между собой, но именно они являются предшественниками
скрипки.
Сначала появились виолы. Они были разного размера и держали их по-
разному. Но была среди них виола, которую держали при игре на руке, как
сейчас скрипку. Именно такая виола явилась прообразом современной скрипки.
Вот перед вами виола и на первый взгляд она очень похожа на скрипку, но есть
между ними существенные различия.
На грифе виолы есть порожки, а у скрипки они есть? (Нет.)
Сколько струн у скрипки? (Четыре.)
У виолы же струн было чаще всего шесть, иногда семь или пять.
Но самое главное их различие было в звучании. Звук виолы значительно мягче,
звучит как бы приглушённо. Этот инструмент хорошо звучал в небольших
помещениях, так как не обладал силой звучания. Скрипка же прекрасно звучала
и в больших залах, и на площадях. Виола была салонным инструментом, а
скрипка долго бытовала только в народе. Да и сейчас остаётся народной у
молдаван, румын, венгров. Любят скрипку и цыганские музыканты.
Точная дата рождения скрипки нам не известна, но приблизительно это
конец XV начало XVI веков. Путь скрипки был очень нелёгким. Поначалу её
считала ярморочным, трактирным инструментом. И кто знает, сколько времени
она бы таковой являлась, если бы не прекрасные исполнители-скрипачи,
которые оценили её и показали её необыкновенные возможности.
VIII. Великий скрипач Никколо Паганини.
Имя какого скрипача вы можете назвать? (Никколо Паганини.)
Да, это был блестящий музыкант, который обогатил приёмы игры на скрипке
и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же
сильно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. Одна из
легенд гласила о том, будто мастерство Паганини было так велико из-за того,
4
что он продал душу дьяволу. Люди просто не могли верить, что человек может
исполнять на скрипке такую виртуозную музыку.
У маэстро, как и у всякого талантливого человека, было много завистников,
готовых на любые ухищрения, лишь бы досадить ему.
Перед одним из концертов кто-то подпилил струны скрипки. Во время
выступления они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на
единственной целой струне и слушатели в зале этого даже не заметили!
Паганини был не только виртуозным исполнителем, но и композитором.
Многие его произведения, написанные для скрипки-соло, ещё раз
подчёркивают удивительные возможности скрипки.
Послушайте фрагмент сочинения Паганини «Каприс №24».
К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой
нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и
уже не расставался с ней. Этот инструмент ему подарил поклонник, когда
Никколо было всего семнадцать лет.
Музыкант старел, а скрипка была всё та же. Все малейшие неполадки
с инструментом маэстро воспринимал так, как будто болел сам. И вот однажды
скрипка потеряла голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.
Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался
играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку,
он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим
искусством починки старых инструментов.
Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку
в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей любимицей.
Через неделю он пришёл за инструментом. Мастер протянул ему скрипку.
Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был таким
же, как и до «болезни» скрипки. Он бросился обнимать Вильома и протянул
ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.
Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил
моему врачу, другую дарю вам; одну исцелившему моё тело, другую
исцелившему мою скрипку
…Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой.
Умирая, он завещал её музею Генуи, города в котором родился. Она лежит там,
в музее, под стеклянным колпаком, и зовут её: «Вдова Паганини».
В самом начале урока вы слушали фрагмент «Романса для скрипки и
фортепиано», написанный великим русским композитором Сергеем
Рахманиновым. Этот композитор любил музыку Паганини, скрипку, хотя сам
был пианистом. Так возникла «Рапсодия на тему Паганини». Она навеяна
Рахманинову «Каприсом» Паганини, который вы слушали сегодня.
(Звучит «Рапсодия на тему Паганини» С.Рахманинова).
IX. Старинные скрипки в наше время.
5
Как вы думаете, сохранились ли до наших времён старинные скрипки
известных мастеров? (Наверное, они есть в музеях.)
Скрипок великих скрипичных мастеров осталось очень мало. Они по
своей сути являются культурным наследием и совершенно бесценны. Их дают в
пользование известным скрипачам. Перед вами знаменитая американская
скрипачка Энн Акико Мейерс со скрипкой Страдивари.
Но бывают и исключения. Так наш российский мальчик Вадик Репин получил
скрипку Страдивари всего в одиннадцать лет, так как стал победителем
конкурса имени Венявского, проходившего в Польше. Сейчас это известный
скрипач с мировым именем – Вадим Репин.
В нашей стране старинные скрипки даются музыкантам во временное
пользование, так как принадлежат они Государственной коллекции
музыкальных инструментов.
Чтобы сохранить эти уникальные скрипки, их содержат в специальных
хранилищах, где поддерживается особая температура, влажность и многие
другие параметрам.
Необычные скрипки мы можем увидеть в различных музеях, как
например, вот на этом слайде.
X. Итог урока.
Наш урок-путешествие подошёл к концу. Обратите внимание, какое
путешествие во времени мы сегодня совершили, а также путешествие по
странам мира. Вы узнали, как давно возникла скрипка и как она до сих пор
радует наши сердца своим чарующим голосом. Познакомились со
скрипичными мастерами и исполнителями. Но все тайны скрипки ещё не
разгаданы и кто знает, может кому-то из наших современников удастся
разгадать их до конца.