Презентация "Стихи и песни Сталинграда" 8 класс
Подписи к слайдам:
- Стихи
- и
- песни
- Сталинграда
- Задачи:
- 1.Познакомить с историей Сталинградской битвы средствами художественной литературы, поэзии, музыки; 2.Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство.
- Гипотеза:
- военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
- Актуальность:
- военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее
- огромная сила.
- Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны.
- Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
- Объект исследования:
- песни и стихи Сталинграда.
- Область исследования:
- литература, музыка.
- Методы исследования:
- изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов;
- наблюдение за использованием и
- исполнением военных песен
- в современных массовых праздниках.
- Ожидаемые результаты проекта:
- учащиеся узнают,
- во-первых, какие песни вели наш город к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
- В ходе работы над проектом среди учащихся 5-7 классов (34 человека) был проведён опрос на тему: «Какие песни и стихи о Сталинграде в военное время вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».
- Результаты опроса мы обобщили в таблице.
- История создания стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина».
- «Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга, композитора Григория Пономаренко, — вспоминает В. Ф. Боков. — Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?" Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына? Мужа? Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка «На Мамаевом кургане — тишина…» и родились другие строки».
- Рождение песни
- «Есть на Волге Утёс».
- «Помню, как во время одной из ночных варварских бомбёжек города, в короткую минуту затишья, на центральной площади я слышал, как группа людей пела широкую, как Волга, песню «Есть на Волге Утёс». Это звучало символически. Уже тогда образ города-героя приобретал конкретное воплощение в песне»
- Трудно отделаться от впечатления, что оба автора независимо друг от друга рассказывают об одном и том же эпизоде, свидетелями которого им довелось быть. Они слышали, как на мелодию старинной песни «Утёс Стеньки Разина» бойцы пели другую песню, с новым, «военным» текстом.
- «В дни жестоких боёв в Сталинграде, в августе-сентябре 1942 года, я пробовал написать слова на мелодию старинной русской песни «Есть на Волге утёс», придав этой крылатой фразе совершенно новое, боевое значение...
- Боевые впечатления просились в стихи, и, естественно, на память приходила исконно русская песня о волжском утёсе. Строка за строкой складывался образ Сталинградского утёса, воплотившись в новые слова старого напева...
- Вот и всё, что я могу сказать о рождении песни «Есть на Волге Утёс», посвященной героическим защитникам Сталинграда».
- Анна Рашевская
- Есть на Волге утёс,
- Он бронёю оброс
- Что из нашей отваги куётся.
- В мире нет никого,
- Кто не знал бы его,
- Тот утёс Сталинградом зовётся.
- История создания известной песни «Случайный вальс»
- Ночь коротка,
- Спят облака,
- И лежит у меня на ладони
- Незнакомая
- ваша рука.
- Родилась песня в послевоенное время. Толчком к ее написанию послужило одно событие — все жители Волгограда в память о погибших на войне родных и близких у Мамаева кургана посадили березки. Буквально за несколько дней на месте былых сражений вырос целый парк.
- Маргарита Агашина, гуляя по парку, была поражена. На деревьях висели таблички с именами людей, в память о которых будут расти березы. Особенно поэтессе запомнилась надпись «Памяти моих четырех братьев».
- Вскоре Маргарита Константиновна выплеснула нахлынувшие чувства на бумагу в стихотворении «Растет в Волгограде березка». Композитор Григорий Пономаренко переложил его на музыку.
- «Растет в Волгограде березка».
- Заключение
- В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песни и стихи духовно обогащали нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
- Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
- Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
- Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
- Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
- Авторы:
- ученицы 8 «в» класса МОУ Гимназия г. Краснослободска
- Анастасия Косач, Анна Литвинова, Валерия Шадрова.
- Руководители проекта: учитель русского языка и литературы
- Е.В. Кондратьева,
- учитель музыки
- А.А. Гурковская
- Литература:
- Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
- Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
- Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
- Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
- Баштырева С. В. Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографии» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 529-532. — URL https://moluch.ru/archive/137/38233/ (дата обращения: 20.03.2018).